Кабинет министров (правительство)
Высшим органом исполнительной власти Японии согласно ст. 65 Конституции является правительство – Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля). По Конституции не менее половины министров должны быть членами парламента. Фактически в состав Кабинета министров почти не включаются лица, не являющиеся депутатами. Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним. Вначале из своих членов палаты избирают премьер-министра. Премьер-министр Японии – ключевая фигура Кабинета министров и фактически является действующим руководителем страны. Пока парламент (особенно только что избранный) не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.
Кабинет, наряду с общими функциями управления наделен полномочиями по исполнению законов и ведению государственных дел, руководству внешней политикой, заключению международных договоров, руководству гражданской службой, составлением бюджета и внесением его на рассмотрение парламентом, изданию правительственных указов.
Можно выделить следующие, присущие только Японии особенности формирования и функционирования правительства (Кабинета министров). Согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах. Назначение на министерский пост не влечет утраты депутатского мандата; на практике почти все члены правительства – депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские функции и не теряющие связи с избирателями. Кабинет министров, как правило, заседает тайно, и решения принимаются только консенсусом – единогласно. Министры несут коллективную ответственность, поэтому в случае отставки премьер-министра все министры должны уйти в отставку. При вынесении парламентом вотума недоверия правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает «нижнюю» палату парламента; на практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку. Кабинет министров Японии – недолговечное образование, в лучшем случае он остается у власти не более 2 лет. Согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других; во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры – каждый год, премьер-министр – каждые два года. Министры в первую очередь являются представителями парламента (и правящих партий) в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях.
Данные особенности обусловливают особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоят сам министр и два его заместителя – политический и административный; политический заместитель, как и министр, – представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра – профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы – в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.
Партийная система
Благодаря конституционно гарантированной свободе собраний и объединений создается множество различных организаций: политических, профессиональных, женских, молодежных и др. Одних только политических партий зарегистрировано около 10 тысяч. Состав парламента и формирование правительства всецело зависят от результатов выборов, в ходе которых соперничают эти политические партии и их кандидаты. Наибольшим влиянием в стране пользуются несколько политических партий.
Либерально-демократическая партия (ЛДПЯ), сформированная в 1955 г. в результате объединения Либеральной и Демократической партии стала правящей с момента своего создания. Именно ее представители 38 лет подряд становились премьер-министрами, занимали большую часть министерских постов, определяли внутреннюю и внешнюю политику страны. Партия тесно связана с крупным бизнесом и высшей государственной бюрократией. ЛДПЯ имела множество течений: в партии в разное время насчитывалось 5 – 8 фракций, которые вели постоянную борьбу за влияние в партии. Партия выступает за сохранение стабильности в обществе, свободу предпринимательства и ограничение государственного вмешательства в регулирование экономики. Формально партия насчитывает около 1,5 млн. членов, индивидуальное членство и партийные билеты отсутствуют.
В 1993 г. ЛДПЯ проиграла выборы и потеряла монопольное право на власть. Это объясняется, во-первых, усталостью японских избирателей от одной и той же правящей партии, снижением авторитета ЛДПЯ в связи с громкими скандалами, разоблачающими коррупцию в ее высших эшелонах, постоянными расколами в партии и выходом из ее состава мелких группировок; во-вторых, выросли и окрепли другие политические партии и движения.
Социал-демократическая партия Японии была создана в 1945 г. на тайном съезде, в 1945 – 1991 гг. носила название Социалистическая партия, поддерживала тесные связи с КПСС; после 1991 г. значительно «поправела», что вывело ее в число ведущих партий Японии. Социальную базу партии составляют рабочие, часть крестьян, рыбаки, средние и мелкие предприниматели, часть интеллигенции. Основой партии являются профсоюзы. Для партии характерно разнообразие взглядов ее членов, поэтому для принятия решения требуется достижение компромисса.
Новая партия Японии (НПЯ) была образована в 1992 г. частью либеральных демократов, обеспокоенных падением среди избирателей престижа прежних партий, особенно ЛДПЯ. НПЯ пытается наладить отношения с партиями центристской оппозиции.
Демократическая партия Японии (ДПЯ) претендует на лидерство среди центристской оппозиции. Образовалась в 1998 г., отмежевавшись от неоконсерватизма. В качестве политического курса партия выдвигает идеи построения общества справедливого и свободного выбора, защиты народа в условиях нестабильности и при наступлении старости, осуществления политической реформы для развития демократии.
Новая партия «Сакигакэ» (Провозвестник) – отколовшаяся в 1993 г. часть ЛДПЯ, представляет собой малочисленную неоконсервативную группировку. Самостоятельной силы не представляет, принципиально от ЛДПЯ не отличается. Внешние отличия – показная борьба с коррупцией и повышенной чувство национализма.
Партия «Комэйто» (Партия чистой политики) основана в 1964 г., насчитывает около 190 тыс. членов. Первоначально строилась на буддистских идеях, в 1970 г. провозгласила целью построение «гуманного социализма», основанного на идее «буддистской демократии». Основная база – мелкие городские предприниматели. Партия проповедует «сдержанность, постоянство и гармонию», пользуется влиянием на уровне местного самоуправления.
Партия демократического социализма (ПДС) основана в 1960 г. Отвергает классовую борьбу и провозглашает себя «народной партией». В политике придерживается «среднего пути», по многим вопросам сотрудничает с СДПЯ. Социальную базу составляют городские мелкие предприниматели и часть рабочих. Главная опора – профсоюзы частных предприятий, признающие сотрудничество труда и капитала.
Коммунистическая партияЯпонии (КПЯ) была образована в 1922 г., до 1945 г. действовала нелегально. Не строит свою деятельность на принципах марксизма-ленинизма и представляет собой влиятельную силу в крупных промышленных центрах. На выборах партия проводила большое количество депутатов-коммунистов в низовые организации и в обе палаты парламента. В настоящее время сталкивается с трудностями;
Постепенно вместо многопартийной системы с единственной доминирующей партией (ЛДПЯ) в Японии складывается двухпартийная система, где соперничают две основные партии. Парламентские выборы 2000 г. привели к формированию трехпартийного коалиционного правительства во главе с ЛДПЯ. Ее партнерами стали Новая консервативная партия и партия Комэйто. Тем самым ситуация напоминает ФРГ: ни одна из двух ведущих партий не способна самостоятельно создать устойчивое большинство в парламенте, поэтому требуется поддержка третьей партии.