Статус и полномочия императора
Япония по форме правления является парламентарной монархией. Первые статьи конституции Японии посвящены регулированию статуса и полномочий императора. Согласно ст. 1 конституции император является символом государства и единства народа, статус которого определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все действия императора носят характер придания дополнительной силы решениям других государственных органов, в частности, он промульгирует законы и правительственные указы, созывает парламент, издает акт о роспуске парламента, подтверждает назначение министров, принимает верительные грамоты от иностранных послов, подтверждает амнистии и смягчение наказаний.
Император Японии является сугубо церемониальной фигурой, представляя Японию внутри страны и за рубежом, причем сама деятельность и поведение, одежда императора жестко регламентированы и обставлены сложными и таинственными церемониями, уходящими корнями в средневековье.
Императорский трон передается по наследству, как правило, от отца к старшему сыну. Императором может быть только мужчина. Восшествие на престол нового императора олицетворяет собой начало новой «эры», которая имеет собственное летоисчисление. После смерти императора Хирохито, правившего в 1926 –1989 гг., на престол в 1989 г. взошел его сын – император Акихито. С этого же года началась эра «Хэнсэй» (процветание).
Организационным обеспечением деятельности императора и охраной династийного порядка наследования престола занимается особый орган – Совет императорского двора, состоящий из двух членов императорской семьи, премьер-министра, председателей и вице-председателей палат парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда. Повседневные дела решает управление императорского двора, действующее при канцелярии премьер-министра.
Император лишен права «вето», не влияет на назначение премьер-министра и формирование правительства, не осуществляет верховного главнокомандование вооруженными силами. Он, как уже указывалось, является лишь символом единства народа.
Парламент
Высшим органом государственной власти Японии и единственным законодательным органом государства является парламент, состоящий из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников. Каждая палата может самостоятельно избирать председателя и должностных лиц, устанавливать свои правила заседаний, процедуры и внутренней дисциплины.
Палата представителей («нижняя» палата) состоит из 500 депутатов, которые избираются на 4 года по смешанной избирательной системе единственного непередаваемого голоса. Палата представителей может быть досрочно распущена императором по решению правительства (что часто имеет место на практике). Поэтому выборы в Палату представителей происходят гораздо чаще, чем 1 раз в 4 года (реально – раз в 2 года).
Палата советников («верхняя» палата) состоит из 252 депутатов (советников): 152 советника избираются в многомандатных округах, совпадающих с границами префектур (то есть советники избираются от префектур, от 2 до 6 от каждого округа), по системе единственного непередаваемого голоса; а 100 советников избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам) в масштабе общенационального округа. Срок полномочий Палаты советников – 6 лет, каждые 3 года обновляется наполовину, не может быть распущена.
Можно выделить особенности избирательного процесса в Японии. Избиратель на выборах в каждую палату имеет два голоса. Один из них он отдает кандидату по избирательному округу, а второй – за партийный список. Правом голоса обладают подданные, достигшие 20 лет; право быть избранным в Палату представителей наступает с 25 лет, а в Палату советников – с 30 лет; кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн. йен (баллотирующиеся в Палату представителей) или 2 млн. йен (баллотирующиеся в Палату советников). Залог не возвращается, если кандидат не набрал определенного числа голосов. Избирательная кампания очень короткая – 2 недели, причем в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других кандидатов, ходить по квартирам и использовать телевидение больше 5,5 минут за все время избирательной кампании. Наиболее распространенная форма агитации – выступления в округе, пресс-конференции и встречи с избирателями. Согласно избирательной реформе 1994 г. регулируется прозрачность финансирования средств, поступающих на избирательную кампанию, пожертвования в фонды отдельных кандидатов запрещены. Запрещается расходовать свыше 19 млн. йен, распространять более 25 тыс. агитационных открыток и использовать более одного автобуса с репродуктором. Сама по себе избирательная кампания (особенно для совсем нового кандидата) не приносит особой пользы; на практике выборы в Японии – конкуренция уже сложившихся репутаций, признательности. Распространена семейственность и клановость: около четверти депутатов – дети, жены и иные родственники прежних депутатов.
Компетенция парламента – осуществление законодательной власти, одобрение бюджета, формирование и контроль за деятельностью правительства, осуществление суда в порядке импичмента в отношении тех судей, против которых возбуждено дело о смещении с должности. Для этого каждая палата формирует два вида комиссий – постоянные и специальные, которые являются основным местом подготовки и рассмотрения подавляющего большинства законопроектов. Законы принимаются решением обеих палат. Как и в Великобритании, в законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес, чем верхняя. Все принятые законопроекты подписываются министром, к ведению которых они относятся и контрассигнуются премьер-министром. Затем они направляются императору для промульгации «от имени народа». Закон должен быть опубликован в течение 30 дней и через 20 дней после опубликования вступает в силу.
Парламент также осуществляет контрольные функции за деятельностью правительства. Главной формой парламентского контроля в Японии является интерпелляция– запрос палаты или группы парламентариев по крупной политической проблеме, которая включается в повестку дня заседания палаты. Возможно также создание следственной комиссии. Текст интерпелляции заблаговременно рассылается парламентариям и правительству, которое назначает день ответа. В Японии право внесения интерпелляции принадлежит отдельным депутатам палаты представителей.
Ежегодно парламентарии получают вознаграждение из государственной казны, размер которого определяется законом и зависит от занимаемой должности в Парламенте. Им оплачивается часть организационных и представительских расходов. Депутаты обладают депутатской неприкосновенностью только на период сессии. Арестованные до открытия сессии по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на время сессии. В распоряжении депутатов парламентская библиотека, ксероксное и компьютерное оснащение, помощь исследовательских и справочных служб.