Особенности законодательной власти
Система органов государственной власти базируется на принципе разделения властей, хотя сам этот термин не упоминается. Высшими органами государственной власти федерации являются парламент; (бундестаг), орган представительства земель (бундесрат), правительство во главе с федеральным канцлером, федеральный президент, высшие суды.
ФРГ – парламентарная республика, где основную роль в государственной жизни играют парламент и ответственное перед ним правительство.
Особенностью высшей законодательной власти ФРГ является то, что наряду с однопалатным парламентом – бундестагом ее также осуществляет специальный орган представительства земель – бундесрат. Основная масса законов и иных актов принимается парламентом – бундестагом.
Некоторые законы и иные нормативно-правовые акты, особенно касающиеся федерации, земель или имеющие большую государственную важность, принимаются и бундестагом, и бундесратом. В то же время бундестаг и бундесрат не являются «нижней» и «верхней» палатой одного парламента. Это разные органы. Подобного мнения придерживаются большинство ученых и политических деятелей ФРГ. Однако существует и мнение меньшинства, согласно которому бундестаг и бундесрат – две неравноправные палаты парламента.
Бундестаг (однопалатный парламент) состоит из 656 депутатов (согласно Федеральному избирательному закону). Он избирается народом Германии на 4-летний срок по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе, то есть половина депутатов избирается в мажоритарных одномандатных округах, а половина – по пропорциональной системе в земельных территориальных округах (по земельным партийные спискам); причем к распределению мандатов по партийным спискам допускаются лишь те партии, которые преодолеют 5-процентный заградительный барьер в масштабе всей страны. Депутаты бундестага имеют свободный мандат. Бундестаг из своего состава избирает президента бундестага и вице-президентов.
Бундесрат – орган представительства земель (именуемый также «высшим органом земельной бюрократии»), В настоящее время он состоит из 68 членов, которые делегируются в бундесрат правительствами земель в пропорции: любая земля делегирует минимум 3 членов; с населением свыше 2 млн. – 4; с населением свыше б млн. – 5; свыше 7 млн. – 6 членов бундесрата.
Члены бундесрата имеют императивный мандат, связаны волей пославшего их правительства земли и могут быть в любой момент отозваны. Депутаты от каждой земли в бундесрате должны подавать голоса солидарно (то есть члены бундесрата, делегированные одной землей, должны по каждому вопросу договориться между собой и проголосовать одинаково).
Бундестаг и бундесрат вместе принимают лишь самые важные законы. Изменения и дополнения к Основному закону также принимаются совместно – 2/3 голосов депутатов бундестага и 2/3 голосов членов бундесрата. Большинство законов принимается бундестагом самостоятельно.
Особенностью функционирования законодательной власти в ФРГ является то, чтов ситуации законодательной необходимости (то есть особой срочности принятия закона) правительство может передать данное право (принятие конкретного закона) от бундестага бундесрату, то есть бундесрат в отдельных случаях может выполнять роль самостоятельного законодательного органа, без бундестага. В случае войны или военной опасности бундестаг и бундесрат могут создать Совместный комитет («мини-парламент»), на 2/3 состоящий из депутатов бундестага и на 1/3 – из членов бундесрата, правомочный принимать законы и иные решения.
Исполнительная власть
Высшую исполнительную власть в стране осуществляетфедеральное правительство, в состав которого входят федеральные министры и канцлер. Особую роль в жизни государства и деятельности правительства играет его председатель– федеральный канцлер. Фактически именно федеральный канцлер является политическим лидером страны.
Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению федерального президента, затем канцлер формирует правительство. По сложившемуся обычаю федеральным канцлером избирается лидер партии, победившей на парламентских выборах, или иной кандидат, выдвинутый на пост канцлера партией-победительницей.
Основной закон ФРГ 1949 г. стал первой конституцией, предусмотревшей институтконструктивного вотума недоверия. Суть его в том, что при постановке вопроса о вотуме недоверия выдвигается кандидатура на пост федерального канцлера. Голосование за недоверие действующему правительству одновременно является избранием нового канцлера.
Данный институт, с одной стороны, позволяет в любой момент сменить главу правительства, а с другой – обеспечивает большую стабильность, поскольку предотвращает правительственные кризисы, когда подолгу нельзя избрать правительство и его председателя.
Для сравнения: в другой парламентарной республике – Италии за последние 50 лет сменилось более 50 правительств и председателей правительств, в то время как в ФРГ – 8 канцлеров (1949 – 1963 гг. – К. Аденауэр, 1963 – 1966 гг. – Л. Эрхард, 1966 – 1969 гг. – К. Кизингер, 1969 – 1974 гг. – В. Брандт, 1974 – 1982 гг. – Г. Шмидт, 1982 – 1998 гг. – Г. Коль, 1998 - 2005 гг. – Г. Шредер, с 2005 г. – Ангела Меркель), причем 4 из них были избраны путем конструктивно вотума недоверия: Л. Эрхард в 1963 г., К. Кизингер в 1966 г., Г. Шмидт в 1974 г. и Г. Коль в 1982 г.).
В настоящее время институт конструктивного вотума недоверия воспринят конституциями Польши, Венгрии и ряда других стран.
Статус президента
Главой государства в ФРГ являетсяфедеральный президент. Федеральный президент избирается специальной коллегией, половину которой составляют депутаты бундестага, а другую половину – точно такое же количество выборщиков, выдвинутых ландтагами земель. Это сделано для того, чтобы уравнять интересы центра, представляемого бундестагом, и интересы земель, интересы которых представляют выдвинутые ландтагами представители. Данная коллегия именуется Федеральным собранием и имеет только одну задачу – избрание президента, после чего она распускается. Президентом ФРГ может быть каждый немец (гражданин ФРГ), достигший 40 лет и обладающий избирательным правом. Срок полномочий президента – 5 лет. Одно и то же лицо может занимать этот пост не более чем 2 срока.
Президент ФРГ почти не обладает реальными полномочиями, вследствие чего егочасто именуют «слабым» президентом по сравнению с «сильным» канцлером. Однако федеральный президент символизирует государство, его единство, выступает арбитром между ветвями власти, формально осуществляет ключевые назначения, выполняет важные церемониально-представительские функции. Президент представляет государство в международно-правовых отношениях, он заключает от имени ФРГ договоры с иными государствами, аккредитует и принимает послов. В отдельных случаях он осуществляет от имени федерации право помилования.
Для действительности актов федерального президента необходима их контрассигнатура федеральным канцлером или компетентным министром. В настоящее время Федеральный президент Федеративной Республики Германии – Хорст Келер, избран 23 мая 2004 г. и вступивший в должность 1 июля 2004 года.
Судебная система
Судебная система ФРГ имеет существенные отличия от судебных систем других государств. Главные ее отличия в том, что в Германии нет единого Верховного суда; и значительно большую роль по сравнению с другими странами в жизни общества и государства играет Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель (конституционно-судебная система функционирует почти наравне с судебной системой).
Вместо единого Верховного суда в ФРГ существует 5 (!) высших федеральных судов: федеральная судебная палата; федеральный административный суд; федеральный финансовый суд; федеральный суд по трудовым вопросам; федеральный суд по социальным вопросам.
Наряду с ними на вершине судебной пирамиды стоит Федеральный конституционный суд. Все вместе они называются судебным сенатом.
Помимо указанных шести высших судов в ФРГ имеются специализированные суды: федеральный патентный суд в Мюнхене; федеральный дисциплинарный суд во Франкфурте-на-Майне; военно-уголовные суды.
Судебную систему в землях составляют участковые суды; земельные суды; высшие земельные суды; специализированные суды; земельные конституционные суды.
Федеральный конституционный суд состоит из 16 судей. Половина из них (8 судей) избирается бундестагом, другая половина – бундесратом.
Выборы судей от бундестага непрямые. Сначала избирается коллегия выборщиков из 12 человек (с учетом расстановки политических сил в бундестаге), а затем данная коллегия избирает судей.
Бундесрат избирает судей конституционного суда двумя третями голосов.
Судьей конституционного суда может быть гражданин ФРГ, достигший 40 лет, юрист с опытом работы по специальности. Срок полномочий судей конституционного суда – 12 лет без права переизбрания. В возрасте 68 лет судья обязан уйти в отставку.
Федеральный конституционный суд разделен на 2 палаты, именуемые сенатами – по 8 человек каждая. Сенаты работают отдельно. Весь объем дел разделен между ними примерно поровну. Наиболее важные дела сенаты рассматривают в совместном заседании. Руководят ФКС президент ФКС и вице-президент ФКС, избираемые по очереди бундестагом и бундесратом.
Федеральный конституционный суд рассматривает вопросы: конституционности законов; соответствия нормативно-правовых актов земель федеральному праву; споры между федерацией и землями и между землями;жалобы граждан на нарушение прав и свобод; иные вопросы.
Федеральный конституционный суд не составляет единой иерархии с конституционными судами земель и не возглавляет ее – Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель действуют самостоятельно в сфере своей компетенции.
Партийная система
В настоящее время в Германии существует развитаяпартийная система. ФРГ – одна из первых стран мира, которая законодательно урегулировала деятельность политических партий (законом 1967 г.). Партийная система Германии имеет свои особенности. Ее называют 2,5-партийной, хотя партией в Германии гораздо больше.
Христианско-демократический союз (ХДС) – ведущая правая партия страны; в Баварии эта партия не действует, зато там существует своя, баварская правая партия – Христианско-социальный союз (ХСС), идеологически близкий к ХДС; традиционно на общегерманских выборах эти 2 партии выступают в качестве единого блока ХДС/ХСС. ХДС возник после 2 Мировой войны как объединение католическо-клерикальных, консервативных течений. Первоначально считала себя народной партией, обращающейся ко всем слоям населения. Провозглашала, что ее политика основывается на христианском понимании человека и его ответственности перед Богом. Партия выступает за экологически ориентированную рыночную экономику, за превращение в партию «центра»
Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – старейшая партия Германии (создана в 1863 г.), ныне – ведущая левая партия страны. В ее программе – экономическое преобразование рыночной экономики, социальная справедливость, экологическая перестройка индустриального общества. Выступает за сохранение частной собственности на средства производства.
Свободная демократическая партия (СвДП) – небольшая правая, но очень влиятельная партия. Создана в 1945 г., выступает за свободную рыночную экономику, против огосударствления, обобществления, введения элементов планового рыночного хозяйства.
Партия зеленых (Союз'90. Зеленые) – экологическая и антивоенная партия. Создана путем соединения трех течений: студенческого движения протеста, гражданских инициатив различного толка, и движения за мир. Представляет интересы не отдельных групп, а интересы всего общества. В программе – отказ от злоупотреблений в отношении природы, экологический гуманизм, совершенствование демократии, улучшение многих сфер жизни.
Партия демократического социализма (ПДС) – левая партия, преемник бывшей СЕПГ (правящей ранее в ГДР), пользуется определенной поддержкой в землях, созданных на территории бывшей ГДР.
Традиционно за власть в стране борются две ведущие партии – правый блок ХДС/ХСС и левая СДПГ. Обычно голоса делятся между ними примерно пополам, и каждая из этих партий самостоятельно не может сформировать правительство–им нужен союзник. Таким союзником исторически является СвДП, занимающая третье место на выборах. СвДП поддерживает то одну крупную партию, то другую, и от ее поддержки часто зависит, кто (ХДС/ХСС или СДПГ) сформирует правительство.
В общей сложности СвДП была правящей последние 29 лет подряд (1969 – 1998 гг.), сначала 13 лет в союзе с СДПГ, а затем 16 лет – в союзе с ХДС/ХСС. Причем именно «третья» маленькая партия СвДП окончательно решила спор двух «больших» партий – ХДС/ХСС и СДПГ. Именно поэтому данная система получила название 2,5-партийной.
В 1998 г. возник новый прецедент – СвДП не смогла повлиять на судьбу выборов. Во-первых, впервые за 30 лет одна «большая» партия – СДПГ в одиночку одержала крупную победу и находилась у власти в 1998 – 2005 гг., а блок ХДС/ХСС – СвДП потерпел сокрушительное поражение.
Во-вторых, у СДПГ появился новый союзник – Партия зеленых, успешно выступившая на выборах. В результате впервые в истории была создана «красно-зеленая» коалиция. Это значит, что в стране теперь есть 2 ведущие партии и 2 «партии-союзника» (а не одна как раньше) – СвДП и Партия зеленых. ХДС/ХСС и СвДП ведут основную борьбу за власть, но исход борьбы могут решить 2 «малые» партии (3-я и 4-я) – СвДП и окрепшая в последнее время Партия зеленых.
Всего же в истории ФРГ к власти чаще приходили правые партии. На внеочередных выборах 2005 г. Вновь победил блок консерваторов ХДС/ХСС, канцлером стала Ангела Меркель.