Понятие и социальная функция суда и судебной власти
Если законодательная власть осуществляется парламентом, исполнительная – правительством, то судебные полномочия, судебная власть осуществляются не каким-либо единственным судом, а всей системой судов в совокупности.
Судебная власть – это самостоятельная и независимая сфера публичной власти. Осуществляется независимыми судами в соответствии с законом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Деятельность судов по рассмотрению конфликтов, споров, по применению законов в отношении виновных лиц именуется правосудием. Правосудие – это правильное, справедливое осуществление судебной деятельности независимым судом без влияния посторонних факторов, т.е. отправление судебных полномочий по совести, согласно духу и букве закона.
Судебная власть имеет основные функции. Одна из них вполне очевидна. Это функция наказания (кары) за нарушение государственных предписаний. Вторая функция, о которой никогда не говорилось во времена советской власти, – функция рассмотрения споров и конфликтов между государством и гражданином. Следовательно, вторая функция суда – быть арбитром во время конфликта между государственными органами и гражданами, если не государство имеет претензии к гражданину, а гражданин – к государству. Подлинно независимый и справедливый суд должен защищать не только членов сообщества (государства) от посягательств преступных людей, но и отдельного гражданина от возможных злоупотреблений со стороны государственных органов.
Кроме того, встречается и третья функция суда – разрешение конфликтов между государственными структурами, в которых отдельный человек не фигурирует. Например, это может быть рассмотрение конфликтов между автономными единицами, субъектами федерации, местными органами власти, центральными органами власти.
Сила судебной власти – в ее авторитете, в уважении, которое питают к ней граждане и государственные органы. В цивилизованных странах с устойчивой многовековой демократической традицией любое судебное решение исполняется, даже если оно не кажется справедливым. Решение суда – это закон. В странах, где такая традиция отсутствует, решение суда может игнорироваться, и в таком обществе реальной судебной власти нет. Там, где суд является лишь орудием в руках другой власти (исполнительной), говорить о правосудии бессмысленно.
Судебная власть и правосудие – понятия взаимозаменяемые. Это разные обозначения одного и того же явления. Можно сказать, к примеру, что судебная власть реализуется путем реализации правосудия, которое бывает уголовным, гражданским, административным, конституционным. Правосудие осуществляется только судом, т.е. лицами, призванными осуществлять эту деятельность государства, прошедшими специальную процедуру назначения и избрания, имеющими специальное образование, опыт, соответствующие моральные качества. Эти лица (судьи) отправляют правосудие и составляют (персонифицируют) суды в любом государстве.
Принципы правосудия и принципы судоустройства и судопроизводства в ряде стран закрепляются в конституциях или специальных законах. Иногда эти принципы прямо не закреплены в конституции, а их можно вывести из всей системы деятельности судов. К числу этих принципов можно отнести следующие: 1) независимость суда, которая обеспечивается рядом гарантий, в том числе и несменяемостью судей; 2) коллегиальность при рассмотрении большинства дел; 3) профессионализм судей, которые рассматривают большинство уголовных, гражданских и прочих дел; 4) право на обжалование решений; 5) гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел. Кроме того, называют еще такие принципы, как 6) равноправие сторон в процессе и 7) состязательность (как дополнение принципа равноправия) сторон при рассмотрении дел.
Судебная юрисдикция,т.е. конкретная предметная сфера деятельности суда, как правило, включает два направления. Это общая юрисдикция и специальная юрисдикция.
Под общей юрисдикцией понимают сферу уголовного и гражданского права, т.е. рассмотрение уголовных дел и гражданских споров. В сферу специальной юрисдикции входят административная юрисдикция (рассмотрение административных споров и дел) и конституционная юрисдикция.
Довольно подробно этот вопрос регулирует Основной Закон ФРГ. В ст. 95.4 сказано: «Для отправления правосудия в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юстиции федерация учреждает в качестве верховных судебных палат федеральную общую палату, федеральный административный суд, федеральную финансовую палату, федеральный трудовой суд и федеральный социальный суд». Т. е. в ФРГ деятельность в области правосудия разделена на пять основных направлений. Кроме того, у них есть и шестое направление – конституционное правосудие, которое осуществляет специальный федеральный Конституционный суд в Карлсруэ. Каждую из этих сфер возглавляет специальный суд. Специальная система судов имеется по этим основным направлениям.
Существует классификация систем судов. Различают судебные системы универсальной юрисдикциии специализированные. Иногда их иначе именуют судебными системами с внутренней и внешней специализацией. Судебные системы универсальной юрисдикции, или внутренней специализации, включают суды одного типа (обычно общей компетенции), которая рассматривает споры, возникающие по всем отраслям права. Суды имеют какое-то общее название (скажем, народные), но внутри таких судов есть специализация или внутренние специальные подразделения, например коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, коллегия по семейным делам, коллегия по административным делам, коллегия по трудовым делам и т.д. Такие суды могут рассматривать любые дела, в том числе и вопрос о конституционности нормы права, т.е. о соответствии норм закона конституции. Суды такого типа могут быть разных вариантов. Одни споры бывают рассмотрены универсальным судом только высшей инстанции, а другие – судом любого уровня. Например, в США почти каждый суд может рассматривать конституционность любых норм права, в том числе и законов.
Судебные системы могут включать суды специализированные. Это система с внешней специализацией. В этом случае формируются самостоятельные подсистемы судов, которые имеют свою иерархию. Отдельно строится система общих судов, отдельно – судов административных, отдельно существуют военные, трудовые, налоговые, финансовые суды и т.д. Эти системы имеют низовые звенья и заканчиваются вышестоящими. Такие системы существуют в ФРГ, Великобритании, Франции.
Структура судебной власти
Вне зависимости от специализации, будь то суды общей компетенции или какие-то специальные, все судебные органы имеют определенное построение: иерархическую, или вертикальную, структуру. Это делается для того, чтобы у сторон либо у подсудимого был шанс обжаловать вынесенное решение или приговор, чтобы существовала инстанция, проверяющая решения нижестоящего суда. Количество судебных звеньев, или промежуточных инстанций, различно. Чаще всего это зависит от масштабов страны. В небольших государствах таких судебных инстанций может быть две, в более крупных – до четырех. В зависимости от этого суды именуют судом первой, второй, третьей и четвертой инстанции.
Двухзвенная судебная система встречается очень редко, в основном в небольших государствах с простым административно-территориальным делением и с немногочисленным населением. В этом случае суд первой инстанции выступает как основной суд и рассматривает большинство дел, а суд второй инстанции рассматривает жалобы на решения нижестоящего суда.
Следует заметить, что есть два варианта обжалования судебных решений, поэтому существует два типа судебных инстанций. Первый вариант – это кассационный порядок обжалования. Кассация означает, что суд второй инстанции рассматривает материалы дела и проверяет их с формальной точки зрения. Там заслушиваются только представители жалобщика и мнение нейтрального представителя государственной юстиции. Если суд второй инстанции (кассационный суд) найдет какие-то недостатки в процессе, то он отменяет решение нижестоящего суда и отправляет его на повторное рассмотрение.
Вторая форма обжалования – апелляция. При подаче апелляции вышестоящий суд заново рассматривает дело с привлечением сторон, вызовом свидетелей. Все судебное заседание проводится повторно, но судьями более высокой квалификации и с большим опытом, потому что в суды апелляционные, как правило, попадают судьи уже с достаточным стажем работы. При апелляционной форме обжалования может быть вынесено по существу новое решение, новый приговор. Апелляционный суд не отправляет дело на пересмотр – он сам может пересмотреть обжалованное решение или приговор. Апелляционная форма характерна для многих стран Запада. Она применяется в США, Франции, Индии и др. Кассационное рассмотрение жалоб практикуется в Италии, Германии и других странах.
В некоторых странах возможны оба варианта обжалования в зависимости от вида суда, категории дела и некоторых других причин. Задача адвоката – убедить суд принять дело к апелляционному рассмотрению или вернуть его на повторное рассмотрение после процедуры кассации. В странах с англосаксонской правовой системой имеет место только апелляционный пересмотр судебных дел, а в других странах возможны и кассационная, и апелляционная формы.
Если судебные органы той или иной страны трехзвенные,то суды первой инстанции, как правило, рассматривают малозначительные дела, суды второго уровня рассматривают дела более сложные, с более тяжкими наказаниями или более крупными суммами исков. Суды второй инстанции могут служить апелляционными и кассационными судами в отношении судов первой инстанции. Суды третьей инстанции (часто называемые высшими судами) рассматривают очень необычные и редкие дела (выступая в качестве судов первой инстанции) и служат кассационными и апелляционными инстанциями для судов первой и второй ступеней. Трехступенчатая судебная система существует в Болгарии, Венгрии, Польше и других странах.
Самая сложная система – четырехзвенная.От трехзвенной ее отличает наличие четвертой ступени – высшего суда, который, как правило, не рассматривает дела по первой инстанции, а является высшей кассационной или апелляционной инстанцией. Четырехзвенные системы существуют во Франции, Италии и др.
Есть и более сложные, замысловатые формы, но они обычно не поддаются какой-то классификации и существуют в связи с историческими особенностями страны. Это, например, архаичные формы судебной системы Великобритании и некоторых штатов США.
Достаточно сложно устроены судебные органы в федеративных государствах,поскольку судебные системы субъектов федерации там сочетаются с общефедеральными. Для федеративных государств характерны две основные модели: централизованная модель построения судебной вертикали (ее еще называют германской моделью) и модель американского типа. Бывают и смешанные модели (Австралия, Канада).
Американская модель – это трехзвенная судебная система, включающая как федеральную вертикаль, так и судебные системы штатов. Федеральная судебная система состоит из трех ступеней, действует на территории всех Соединенных Штатов и охватывает 90 окружных судов штатов, 4 окружных суда на федеральных территориях и 13 апелляционных судов. Вершиной всех федеральных судов является Верховный суд США. Каждый штат США, кроме того, обладает собственной судебной системой. Большинство штатов имеют также трехзвенную систему, построенную по названному принципу: окружной суд, апелляционный суд и Верховный суд. Но есть и некоторые отклонения от этой классической системы. Например, в ряде штатов имеются местные суды, или суды справедливости (штат Калифорния), которые дополняют систему в качестве суда самого низшего уровня. В некоторых штатах сохранились традиционные судебные системы, основанные еще в колониальные времена. Например, в штатах Колорадо и Массачусетс существует совершенно нетипичная система, включающая семь уровней. Суды штатов рассматривают судебные дела, не включенные законодателями в компетенцию федеральной судебной системы. Однако в США случаются споры между юристами о том, куда следует обращаться гражданам – в федеральный суд или в суд штата, так как некоторые дела могут быть рассмотрены и тем, и другим судом.
Централизованная системав своем классическом виде представлена в ФРГ. Система судов ФРГ очень своеобразна, но главным является то, что в ней нет разделения полномочий между судами земель и федеральными судами. Земельные суды входят в систему всех судов Германии, т.е. в систему общефедеральных судов. Все суды объединяются системой централизованного обжалования. Инстанциями служат земельные суды, начиная с самого низшего уровня, а вершиной является федеральный суд.
Количество судебных звеньев в ФРГ в разных судебных системах различное. Например, административные суды, трудовые суды и социальные суды имеют три ступени, а система общей юстиции (уголовные и гражданские дела) – четыре уровня.
Границы судебных округов, как правило, не совпадают с границами административно-территориального деления. Так, в США действуют 90 районных (окружных) судов на 50 штатов. Там имеется 13 апелляционных судов, что также не совпадает ни с каким территориальным делением. Принято считать, что несовпадение судебных округов с административно-территориальными единицами или с субъектами федерации не связывает судей с местной властью и гарантирует их большую независимость. Однако в ряде стран (страны реального социализма) судебные округа совпадают с административно-территориальными и государственными единицами. Такая система существовала и в бывшем СССР.
Система общих судов
Общие суды, или суды общей компетенции, – самый распространенный тип судов. Это суды, которые рассматривают уголовные и гражданские дела. Судьями в этих судах являются профессиональные юристы. Но для многих стран характерно вовлечение в судебную работу непрофессиональных судей – обычных граждан (общественников), которые образуют специальные коллегии – суды присяжных. Такие суды оценивают события и принимают решения виновности или невиновности, а профессиональный судья назначает меру наказания. Суды присяжных рассматривают уголовные и гражданские дела. В последнем случае они решают, имело место событие, о котором идет спор, или нет. Если ответчик оспаривает утверждения истца, то дело присяжных – установить, кто из них прав.
Общие суды делятся на две большие группы: суды, построенные и действующие по англосаксонской модели, и суды, работающие по континентальной модели правосудия.
Для судов англосаксонской моделихарактерен ряд специфических признаков. К их числу следует отнести, во-первых, применение общего права, т.е. использование судебных прецедентов и признание суда в качестве источника права. Во-вторых, для англосаксонской модели характерна выработка судом процессуальных норм. Иначе говоря, судами создается не только материальное право, но и процессуальные нормы рассмотрения дел. В-третьих, для этой системы характерны апелляционная форма пересмотра дел (обжалование) и состязательность процесса, во время которого государство не выступает в качестве обвинителя и любое дело рассматривается как борьба сторон. Судья в этом процессе – нейтральный субъект. Он выслушивает стороны и принимает решение, не вмешиваясь в прения, в борьбу сторон. При рассмотрении, например, уголовного дела по обвинению преступника, которое поддерживает прокурор, судья, хотя он и является государственным служащим, не помогает прокурору, не пытается добыть дополнительные доказательства в пользу государства. Он оценивает доказательства, представленные только в судебном процессе. Если прокурор не может доказать обвинение, то судья не возвращает дело на доследование, а объявляет обвиняемого оправданным. Для англосаксонской системы характерны регулярное привлечение присяжных заседателей (правда, достаточно ограниченное, если брать в процентном отношении) и практика не назначения, а избрания судей, особенно низших уровней.
Континентальная модель, образцом которой является германская судебная система, предполагает высокоразвитую законодательную базу, которая определяет систему и структуру судов и подробно фиксирует процессуальные формы работы. Законы по этой модели описывают и закрепляют практически все сферы деятельности судов. Континентальная модель не признает судебного прецедента. Она использует, кроме апелляционной, кассационную, а также надзорную, или ревизионную, форму обжалования судебных решений. Для этой системы характерны активная роль судьи в процессе и, в отличие от англосаксонской системы, преимущественное назначение судей. В литературе последних лет справедливо отмечается тенденция сближения обеих систем. Для англосаксонской системы становится более характерным активное законодательное регулирование процессуальных форм работы судов, расширение базы материального права, а в странах с континентальной системой стали применять решения судей для восполнения пробелов законодательства. Стала признаваться роль прецедентов, т.е. расширение правотворческих полномочий судов стало характерно и для континентальной судебной системы. Если сравнить эти характеристики, то становится очевидным, что для советской и постсоветской систем свойственна именно континентально-германская модель правосудия.
Кроме суда присяжных, граждане (непрофессиональные юристы) привлекаются к отправлению правосудия и в других формах. Это привлечение обычных людей в качестве выборных непрофессиональных судей. Они могут называться народными заседателями, судебными заседателями, ассизами, шеффенами, народными судьями и т.д. Привлечение таких людей в судебный процесс обеспечивает непредвзятый, хотя и непрофессиональный, взгляд. Эти люди приглашаются для оценки происшедшего с точки зрения простого человека, чтобы при необходимости повлиять на судью в выборе меры наказания, помочь ему допросить потерпевшего, обвиняемого, свидетелей, чтобы внести в процесс больше реальной жизни. Профессиональный судья, который занимается своим делом изо дня в день, может со временем утрачивать живую человеческую реакцию и приобретать некоторую профессиональную деформацию. Поэтому привлечение обычных граждан делает судебное заседание более объективным (Венгрия, Болгария, Италия, Германия, Чехия). Понятие «шеффен» – обозначение непрофессионального судьи в Германии, а «ассиз» – термин французский. Такие непрофессиональные судьи, или заседатели, пользуются в судебном процессе равными правами с судьей-профессионалом и принимают решения, в необходимых случаях голосуя за тот или иной вариант наказания или (что важно) по поводу оправдания или осуждения подсудимого. Иногда таких непрофессиональных судей именуют присяжными, но это неверно.
Специальные суды
Специальными судами чаще всего называют суды, рассматривающие споры, конфликты, которые не входят в рамки уголовного или гражданского законодательства. Наиболее распространенными среди специальных судов являются суды административной юстиции.Данная категория судов рассматривает жалобы на решения государственных органов среднего и низшего звеньев. Это довольно распространенная система судов, особенно характерная для ряда европейских стран. Административные суды существуют в Германии, Италии, Франции, Польше, Болгарии и др. При рассмотрении этой категории дел в административном суде участвуют истец – заявитель (им может быть частное лицо или организация) и ответчик – представитель государственной администрации, т.е. органа управления.
Решения административных судов могут отменить акты органов государственной администрации либо обязать должностных лиц совершить какие-то необходимые действия. Административные суды могут также устанавливать юридические факты. Суть работы административных судов – проверка законности решений органов государственной администрации (органов государственного управления), их соответствие законам и конституции.
Как правило, возможность обращения в административный суд возникает после того, как какой-либо государственный орган отказал гражданину или юридическому лицу в удовлетворении жалобы. Следовательно, обращение в специализированный суд – это форма реакции на отказ, поскольку имеет место конфликт между государством и лицом либо государством и каким-то органом. Если проводить параллели, то действия органов административной юстиции напоминают работу конституционных судов, но в отличие от последних они проверяют не конституционность законов, а законность и конституционность подзаконных актов, точнее, актов и действий органов управления.
Система административных судов также строится по вертикали и, как правило, включает две или три инстанции. Это может быть административный суд низшего уровня, административный суд регионального уровня и высший административный суд.
Следующей разновидностью специализированных судов являются суды по трудовым спорам, или, как их называют в Германии, суды по трудовой юрисдикции. Данная категория судов рассматривает споры между работниками и работодателями. Это могут быть споры по поводу коллективных и тарифных договоров, по поводу участия работников в делах предприятия, по поводу увольнения, сокращения работников и т.д. Такие суды также имеют несколько звеньев в своей вертикали. Иерархия может включать суды районного (низового) уровня, регионального уровня и заканчиваться Верховным судом по трудовым спорам.
Часто в системе специализированных судов выделяются финансовые суды. Их еще называют налоговыми судами. В таких судах могут оспариваться решения органов налоговой инспекции, которыми установлены повышенные с точки зрения плательщика налоги, через эти суды могут предъявляться претензии за не уплаченные вовремя налоги и т.д. Органы финансовой юрисдикции рассматривают споры между физическими и юридическими лицами, которые являются субъектами уплаты налога, и органами, которые взыскивают эти налоги. В некоторых странах финансовые суды могут рассматривать также претензии таможенных органов. Чаще всего эти суды имеют двухзвенную структуру: суды первой инстанции и органы обжалования (суды второй инстанции).
В ряде стран существует категория судов, которые относят к социальной юрисдикции. Эти суды занимаются проблемами и спорами, связанными с социальным обеспечением лиц. Это споры по поводу назначения пенсии, споры ветеранов, инвалидов, престарелых. Там же могут рассматриваться споры страховых врачей. Это отдельная сфера административной юрисдикции. В странах, где таких специальных судов нет, данные вопросы чаще всего рассматривают административные суды. Суды подобного рода также имеют двухзвенную структуру.
В некоторых странах выделяется достаточно своеобразная группа судов – патентные суды. Они рассматривают споры между изобретателями и государственными органами, которые должны регистрировать патенты и изобретения, и споры между изобретателями, авторами по поводу первенства продуктов их творчества. Патентные суды имеют много работы, потому что интеллектуальная собственность на Западе приносит немалые деньги и хорошо защищается.
Из специальных судов, которые известны гражданам бывшего СССР, можно назвать только военные суды. В большинстве стран СНГ такие суды именуются военными трибуналами. Суды подобного типа есть и в большинстве зарубежных стран. Как правило, они также состоят из двух инстанций и действуют на основе специального законодательства. Есть специальные уголовно-процессуальные кодексы или разделы общих УПК, а также главы уголовных кодексов, касающиеся преступлений, совершенных военнослужащими. Естественно, в судах для военнослужащих профессиональные судьи – представители военной юстиции.
Отдельную группу специальных судов составляют дисциплинарные суды исуды чести. Такого рода суды рассматривают споры и принимают меры воздействия к государственным служащим, чиновникам и судьям, которые занимаются рассмотрением дел в судах общей компетенции. Суды такого рода могут налагать взыскания на чиновников, судей и иных государственных служащих. Как правило, это касается служебных проступков и не является уголовным преследованием. Высшая мера воздействия, которая может быть применена таким судом, – увольнение со службы, лишение права на пенсию, отставка и т.п. Дисциплинарные суды принимают меры не только к судьям, но и к другим юристам, которые занимаются особой государственной деятельностью: прокурорам, нотариусам и др. Они могут рассматривать дела в отношении проступков, совершенных адвокатами, юрисконсультами, поверенными и доверенными лицами по налоговым делам, аудиторами и т.д.
В некоторых странах специальные суды не образуются, но при судах второго или третьего звена, т.е. в вышестоящих судах общей компетенции, могут создаваться специальные палаты или коллегии для рассмотрения дел особой категории.
Кроме этих европейских вариантов, существуют и иные категории специальных судов. Например, в США существуют претензионные суды, которые рассматривают претензии и принимают решения по денежно-финансовым вопросам и спорам в отношении правительства США. Есть там и суды по делам о банкротстве. Они принимают решения об объявлении банкротом какой-либо фирмы либо предприятия. Решения этих судов могут быть оспорены в общих судах высокого уровня: в апелляционных судах по федеральному округу либо в окружных судах. Такие суды не имеют вертикали.
В США есть суды первой инстанции, рассматривающие споры между лицами и таможней, – таможенные суды. Вообще, в США нет единой системы судов, как записано в американской Конституции: судебной властью там наделен только Верховный суд и те нижестоящие суды, которые будут по мере необходимости образовываться и учреждаться конгрессом.
К числу специальных судов могут быть отнесены и конституционные суды.
Негосударственные суды
Строго говоря, негосударственные суды находятся вне рамок конституционного регулирования. Однако этот элемент общественно-государственной жизни определенным образом причастен к понятию «судебная власть», поэтому следует кратко остановиться на данном вопросе.
Негосударственный суд известен и нашим согражданам, поскольку долгое время существовали товарищеские суды, которые рассматривали разные правонарушения, передаваемые из милиции для рассмотрения общественности. Товарищеские суды были на предприятиях и по месту жительства при домоуправлениях. Следует отметить, что в большинстве стран существуют органы, осуществляющие судебные полномочия на общественных началах, бесплатно.
К числу негосударственных судов можно отнести третейские суды, скажем, при торговых палатах. Они могут рассматривать претензии коммерческих организаций друг к другу, если обе стороны – истец и ответчик – согласны, чтобы их дело рассмотрел юрист, которому они доверяют, в стенах такого заслуженного учреждения, как торговая палата.
Органы подобного типа есть не только на территории бывшего Советского Союза. Известны они и во Франции. Там существует такая должность, как медиатор – общественный судья. В негосударственных судах Италии таких судей называют консилиаторами. Есть народные суды и судьи в Индии. Эти суды могут рассматривать семейные проблемы и конфликты: споры по поводу алиментов, по поводу возмещения долга (небольшие суммы), споры между соседями по поводу границ земельных участков, по поводу шума в больших домах и т.д. Обычно общественные суды рассматривают споры в тех случаях, когда обе стороны согласны обратиться в такой суд и подчиниться его решению. Если же такого согласия нет, они могут обратиться в государственный суд.
К категории негосударственных судебных органов относят и религиозные суды, которые рассматривают споры между прихожанами, например, по поводу брачно-семейных проблем, по поводу наследства. Такие суды действуют в Израиле, Польше. В Израиле вообще вся брачно-семейная сфера отдана на регулирование священнослужителям: регистрация браков и разводы осуществляются представителями религии. Есть еще церковные суды, которые рассматривают внутрицерковные споры по поводу канонических проблем. Это суды для профессионалов-священнослужителей.
В качестве негосударственных называют и такие судебные органы, которые действуют на основе обычного права в мусульманских странах. Это обычное право называется адат. В основном такие суды действуют в Африке и в некоторых странах СНГ (Казахстан и Кыргызстан).
Особая группа – шариатские, или мусульманские, суды, которые действуют в странах, где господствующей и официальной религией является ислам, – в Ливии, Иордании, Марокко, Алжире, Египте и т.д. Юрисдикция этих судов распространяется на очень широкий круг дел, т.е. эти суды наделены универсальной юрисдикцией.
К числу полугосударственных и полуобщественных судебных органов следует отнести мировые суды, так как в ряде стран мировой судья может не быть юристом. Это просто уважаемый человек, который рассматривает не очень большие конфликты и проблемы. В некоторых странах мировые судьи работают на общественных началах. Иногда это отставные судьи, пенсионеры, в других случаях – профессиональные судьи, но их решения не являются частью государственной системы правосудия, потому что к ним можно обращаться лишь с согласия обеих сторон. Более всего такие суды похожи на третейские, хотя в разных странах есть свои особенности. Так, в отдельных государствах это обязательный суд, который рассматривает мелкие дела.
Любой суд обязан действовать и действует по определенным правилам и соблюдает определенные процедуры. Судебные дела рассматриваются открыто, гласно, публично. В конце рассмотрения дела выносится решение, которое оформляется в письменном виде. Копии этого решения предоставляются либо стороне, которая была осуждена, либо, если был спор, – двум сторонам. То есть любой суд характеризуется определенной процедурой, применением закона (писаного или неписаного), имеет определенное место в системе ветвей власти, авторитет и традицию.
Важнейший принцип деятельности любого суда – его независимость. Большинство конституций стран мира, опуская какие-то иные принципы, как правило, фиксирует принцип независимости суда.