Религиозные общины и церковь
Религиозные общины и церкви, представляющие сегодня крупнейшие мировые религии – христианство, ислам, буддизм, а подчас и менее распространенные – иудаизм, синтоизм и др., – оказывают значительное влияние на политические процессы, на формирование политической и правовой культуры, функционирование государства, положение человека в обществе и государстве. Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, которая, в свою очередь, определяется уровнем ее социально-экономического развития.
Большинство стран мира поликонфессиональны, то есть их население исповедует различные верования. В многонациональных, поликонфессиональных странах религиозные проблемы нередко переплетаются с национальными, расовыми, этническими, однако чисто национальных конфессий осталось сейчас немного (армяно-григорианство среди подавляющего числа верующих армян, синтоизм – у основной части японцев, и другие). В большинстве стран церковь отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако в некоторых демократических конституциях отмечена особая роль одной религии и церкви (восточного православия в Греции и Болгарии), а в других, наоборот, имеется антицерковная направленность (мексиканская Конституция не дала церкви статуса юридического лица, запретила ей владеть недвижимым имуществом, запретила религиозные обряды в публичных местах). В Великобритании монарх является главой англиканской церкви.
В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, а школа – от церкви, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Церковь выступает главным образом как хранитель нравственных, культурных, исторических традиций народа. В странах с традиционно сильным влиянием церкви заметную роль играют христианско-демократические партии, сочетающие в своих политических платформах принципы демократии с основными постулатами христианства (Германия, Италия, Бельгия, Польша, Венгрия).
В Италии, где исторически сильно влияние католицизма, отношения между государством и католической церковью строятся на конституционной и договорной основе. Согласно ст. 7 Конституции, оба субъекта независимы и суверенны каждый в своей сфере, а отношения их регулируются Латеранскими соглашениями, заключенными в 1929 году и новеллизованными в 1984 году (новеллизация Латеранских соглашений не требует изменения Конституции).
В ряде стран статус религиозных общин и церквей подробно урегулирован текущим законодательством. Например, во Франции, согласно Закону об отделении церкви от государства 1905 года, Республика не признает и не субсидирует никакую церковь и не оплачивает ее служителей.
В условиях авторитарных и тоталитарных режимов активно проявляются три основные тенденции в отношениях религиозных общин и церквей с властью: а) религия и церковь преследуются властями либо полностью подчиняются им; б) религия и церковь приобретают государственный характер; в) религия и церковь выступают в активной оппозиции к власти.
В более чем 30 мусульманских странах ислам признается государственной религией. Так, преамбула Конституции Королевства Марокко 1972 года гласит: «Королевство Марокко – суверенное мусульманское государство». Согласно ст. 19 король следит за соблюдением ислама и Конституции. Положения Конституции, касающиеся монархической формы правления и мусульманской религии, не могут быть пересмотрены (ст. 101). В некоторых мусульманских странах (Алжир, Ирак) объявление ислама государственной религией означает лишь, что государство уважает исповедуемую большинством населения исламскую религию и в общей форме заявляет о своей приверженности определенным исламским традициям, входящим в состав культурного наследия народа. В других таких странах (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан) мусульманское право – шариат – обладает более высокой юридической силой, чем закон и даже конституция.
Во многих странах на религиозные объединения распространяется общее конституционно-правовое регулирование статуса общественных объединений.