Система местных государственных органов, органы общественного самоуправления на местах.
Местные органы государственной власти и государственного управления. В Китае 23 провинции, 5 автономных районов, 3 город;
центрального подчинения. Провинции делятся на автономные округа уезды и автономные уезды, уезды — на волости и национальные волости Правовое положение местных органов государственной власти и государственного управления регулируется законом об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств различных ступеней (в редакции 1995 г.). Местными органами государственной власти в Китае являются собрания народных представителей административно-территориальных единиц и постоянные комитеты этих собраний. Это не органы самоуправления, а органы государственной власти. Считается, что они выполняют не только местные, но и общегосударственные задачи. Как отмечалось, низшее звено собраний
народных представителей избирается непосредственно гражданами, остальные звенья — нижестоящими собраниями народных представите лей. Срок полномочий собраний народных представителей поселков, во лостей, национальных волостей — 3 года, уездов, городских районов крупных городов и небольших городов без районного деления, провинций — 5 лет (в отношении уездов и городов этот срок установлен с 1993 г.). Депутаты не порывают с прежней работой, выполняют депутатские обязанности на общественных началах и имеют императивный мандат: они могут быть досрочно отозваны избирателями — гражданами или избравшими их собраниями народных представителей.
Лекция
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИНДИИ
План
1. Особенности Конституции индии 1949г. Поправки к конституции
2. Конституционно-правовой статус гражданина.
3. Парламент Индии – народная палата и Совет Шатов, полномочия.
4. Правовой статус президента.
5. Совет министров и его кабинет.
6. Особенности индийского федерализма.
- Особенности Конституции индии 1949г. Поправки к конституции.
Республика Индия (Бхарат), или Индийский Союз, — крупнейшее федеративное демократическое государство, занимающее второе место в мире по численности населения, которая приближается к 1 млрд. человек. По многим показателям она входит в десятку наиболее развитых стран.
Индия была в числе первых крупных стран, освободившихся после Второй мировой войны от колониальной зависимости. Она создала свою оригинальную государственность и Конституцию, которые стали объектами изучения и в определенной степени примерами для других освобождавшихся вслед за ней стран и народов. Эта "живая лаборатория развивающегося конституционализма" оказалась своеобразной моделью, воплотившей в себе многие характерные для афро-азиатских конституций черты, проблемы и тенденции. Индийская Конституция за полвека своего развития продемонстрировала удивительное сочетание типичности и оригинальности, модернизма и традиционности, а главное — способность приспосабливаться к меняющимся условиям современного мира и достаточно эффективно обеспечивать развитие этой громадной, многонациональной, поликонфессиональной, разнокастовой и столь многоликой страны, которая в этом отношении напоминает Россию.
Британское проникновение на Индостанский полуостров начала осуществлять на рубеже XVII в. Ост-Индская торговая компания, превращенная позднее в публичную корпорацию. Она постепенно подчиняла себе существовавшие тысячелетиями местные общины и феодальные государственные структуры. В дальнейшем функции власти на полуострове перешли к назначаемым британским правительством чиновникам, которые действовали на основании законов об управлении Индией, издававшихся британским Парламентом. Главный британский администратор стал даже именоваться Вице-королем Индии.
- Конституционно-правовой статус гражданина.
На формирование правового статуса человека и гражданина в Конституции Индии наибольшее влияние оказал американский Билль о правах*, хотя американская идея конституционного закрепления прав и свобод реализовывалась в Индии посредством применения английской системы права** и с учетом английских конституционных соглашений. Концепция не защищаемых в судебном порядке руководящих принципов была заимствована из Конституции Ирландской Республики 1937 г. Она, как мы видели в т. 3 настоящего учебника, была воспринята и рядом более поздних европейских конституций.
Особо важное значение имеет в Индии конституционный принцип равенства, состоящий, в частности, в запрещении "неприкасаемости"* (ст. 17) и дискриминации по мотивам только религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения (ст. 15), в одинаковых возможностях устройства на работу в публичные учреждения (ст. 16) и в равной защите со стороны закона (ст. 14). Особенность принципа равенства в индийской Конституции заключается в обеспечении некоторых гарантий и привилегий для женщин и детей и для признанных государством отсталыми групп населения (ч. 3 и 4 ст. 15, ч. 4 и 4-а ст. 16). Реализуя этот конституционный принцип, Индийская Республика стремится ликвидировать кастовые, религиозные и иные предрассудки, которые выступают как причина дискриминации миллионов людей.
"Неприкасаемость" — одно из уродливых проявлений кастовой системы, заключавшееся в том, что к лицам, принадлежавшим по рождению к самым низшим кастам, представители вышестоящих каст не должны были даже прикасаться, чтобы не "испачкаться". Это обусловливало многостороннюю дискриминацию "неприкасаемых".
Национально-культурные особенности Индии отразились в праве меньшинств на пользование собственным языком, письменностью, культурой (ч. 1 ст. 29), на открытие собственных учебных заведений и управление ими (ст. 30).
В Индии, где традиционно велико влияние религии на все стороны жизни, особое значение приобретает светский характер Конституции, усиленный изменением преамбулы 42-й поправкой. Первоначально в преамбуле говорилось о стремлении индийского народа превратить страну в суверенную демократическую республику, а 42-я поправка добавила к этой характеристике слова "социалистическую светскую". Несмотря на то, что в стране наиболее распространена (83% населения) индуистская религия, Индийскую Республику можно признать веротерпимым государством, где относительно мирно уживаются почти все основные религии мира.