Понятие и стадии избирательного процесса в РФ.
- назначение выборов;
- регистрация избирателей;
- организация избирательных округов, районов и т.д.;
- выдвижение кандидатов;
- проведение голосования;
- определение результатов голосования и распределение депутатских мандатов
· КС РФ: принципы и порядок дятельности
КС РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Деятельность и компетенция. КС РФ по запросам президента, Совета Федерации или одной пятой его членов, Госдумы или одной пятой ее депутатов, правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов, изданных по вопросам ведения и совместного ведения. Вместе с тем, суд проверяет соответствие Конституции РФ договоров между госвластью и властью субъектов страны или только между субъектами, а также не вступивших в силу международных договоров РФ.
Суд разрешает споры о компетенции между органами госвласти, рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Кроме того, по запросам Президента, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов дает толкование Конституции, а по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента.
Также КС РФ имеет право выступать с законодательной инициативой по предметам своего ведения и осуществлять иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами.
КС РФ решает исключительно вопросы права.
Суд состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. КС вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного суда не ограничены определенным сроком.
Деятельность, Полномочия, порядок образования Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (гл.7 ст.125) и Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде РФ".Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".
Конституционно-правовое регулирование политических отношений: политическая власть, политический режим, политическая система и ее элименты
К РФ (ст. 1) определяет, что РФ является правовым государством. Понятие правового государства многомерно и включает в себя, в частности,приоритет прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, верховенство Конституции РФ и федерального законодательства, включенность общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в российскую правовую систему.
Конституционно закреплены такие принципы регулирования правовой системы, как идеологическое многообразие (ч. 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ), политический плюрализм (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ), равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ), запрет на создание и деятельность опасных для общества и государства общественных объединений (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).
Конституционные принципы внутренней организации и осуществления государственной власти: республиканская форма правления, федеративная форма государственного устройства, принцип государственного суверенитета, принцип разделения властей, принцип самостоятельности местного самоуправления.
Субъекты правовой системы – граждане, обладающие политическими правами, общественные объединения (прежде всего политические партии), государство.
Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отдельно отмечается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Президент РФ не входит ни в одну из трех указанных ветвей государственной власти, являясь главой государства, образуя (вместе с Администрацией Президента РФ, Советом безопасности РФ и прочими подобными структурами) особую «президентскую власть».
Законы обладают высшей юридической силой, принимаются только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ).
Исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту.
Между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ.
Судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции.
Ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней.
Споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры Конституционным Судом РФ.
Разделение государственной власти и, соответственно, органов государственной власти в России проводится не только по горизонтали, но и по вертикали – на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.