Билет 77. Статус Государственной Думы.

Госдума – первая или нижняя палата Федерального Собрания, что не уменьшает однако ее роли. Основное направления деятельности – законотворчество и решение крупных финансовых вопросов.

Структура. Образует комитеты из числа депутатов (ичсх депутаты могут быть одновременно членами Госдумы и Совета Федерации, старше 21 года), по эк политике и предпринимательству, по собственности, по вопросам местного самоуправления, по конституционному законодательству, гос строительству и т.д. В комитетах и комиссиях проходит тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных проектов. В комитете макс. 35 депутатов, комитетов больше чем в Совете Федерации (т. к. в Госдуме проходит основная законодательная деятельность).Председатели и заместители председателей комитетов избираются палатой, а их персоональный состав утверждается с учетом пожеланий депутатов. В Госдуме 5го созыва (янв 2008) – 32 комитета. Кроме того внутри Госдумы могут создаваться депутатские объединения – фракции и группы, их внутренняя деятельность организуется самостоятельно (в Госдуме пятого созыва – фракции – Единорасты, Коммунисты, Справедливая Россия и ЛДПР). Чтобы быть во фракции депутат должен был быть избранным по списку от этой партии.

На весь срок полномочий (5 лет) избирается председатель и 10! заместителей (включая одного первого). Действующий председатель – Грызлов. Он ведет председание палаты, ведает внутр распорядком, представляет палату перед Президентом, Советом Федерации, Правительством, а также зарубежн парламентами.

Порядок деятельности: две сессии, весенняя (12 янв – 20 июля), осенняя (1 сент – 25 дек). Но Госдума может приступить к работе и раньше. Сессия заключается в проведении пленарных заседаний палаты, заседаний Совета Госдумы (планирует работу Госдумы и завершает разработку законопроектов, которые будут рассмотрены на ближайшем заседании палаты), заседаний комитетов и комиссий, парламентский слушаний, работы депутатов во фракциях, депутатских группах и комиссиях.

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

· дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

· заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

· решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;

· назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

· назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

· объявление амнистии;

· выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ. В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:

1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;

3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:

1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;

2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

4) Понятие и принципы избирательного права, избирательная система в РФ

В РФ избирательное законодательство не кодифицировано: в нашей стране нет избирательного кодекса (на федеральном уровне), как в некоторых других государствах или отдельных субъектах РФ, нормы избирательного права содержатся в Конституции РФ и многочисленных федеральных, региональных и муниципальных законах и иных правовых актах. В то же время основополагающие положения, обязательные при проведении выборов любого уровня на всей территории России, содержатся в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с изм. и доп. При этом большинство избирательных норм, предусмотренных российским законодательством, соответствуют общепризнанным, достаточно унифицированным

положениям избирательного права зарубежных государств.

Так, в качестве основных принципов проведения выборов ж референдума российское законодательство закрепляет:

• участие граждан России в выборах на основе всеобщего, равного и прямого

избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании;

• обязательность и периодичность проведения выборов;

• свободное и добровольное участие в выборах и референдуме;

• сохранение избирательных прав при проживании российских граждан за пределами

территории России;

• гласность в деятельности избирательных комиссий и комиссий референдума всех

уровней;

• самостоятельность избирательных комиссий и комиссий референдума,

недопустимость вмешательства в их деятельность со стороны иных органов публичной

власти, должностных лиц, организаций и граждан;

• недопустимость (по общему правилу) участия в избирательном процессе

иностранных государств, организаций и граждан, а также лиц без гражданства.

Наши рекомендации