Форма правления, государственно-территориальное устройство Великобритании.
По Конституции Великобритания – это сложное унитарное государство, в составе которого имеются такие политические автономии как Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия. По форме правления – это парламентская монархия с демократическим по
67 Характеристика конституции Франции
Конституция Франция Французская республика является высокоразвитым европейским государством. По форме правления Франция полупрезидентская республика, по форме государственного устройства - сложное унитарное государство. Конституция Франции состоит из Основного закона 1958 г., Декларации прав человека 1789 г., преамбулы конституции 1946 г.Конституция Франции не велика по объему. Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе, нет раздела о правовом статусе личности. Право предлагать поправки к Конституции принадлежат Президенту, который должен делать это по предложению правительства. Конституция 1958 г. "жесткая", ее изменение происходит в две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими парламентами. Затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом Парламента (совместным заседанием палат). Конституционный контроль во Франции осуществляет Конституционный совет. Основная часть данного органа назначается тремя высшими должностными лицами: Президентом, председателем Сената, председателем Национального собрания. Конституция Французской Республики. Конституция Франции была одобрена на референдуме 28 сентября 1958 г. Вообще же конституционная история Франции весьма богата, ведь с 1791 г. было принято около полутора десятков различных основных законов. В результате действия целого ряда разнообразных факторов во второй половине 1950-х гг. управление страной вошло в кризис. В сложившейся ситуации парламент Франции большинством голосов наделил генерала Ш. де Голля, не занимавшего тогда никакой должности, чрезвычайно широкими полномочиями в сфере конституционной реформы. Ему поручалось организовать разработку новой Конституции. Одновременно были сформулированы принципы, которые должны были найти отражение в Конституции, включая выборность, ответственное правительство, систему "сдержек и противовесов", соблюдение основных прав и свобод. Конституция была разработана в ближайшем аппарате Ш. де Голля, поддержана Конституционным консультативным комитетом, включающим лиц, делегированных палатами парламента и правительством, а затем вынесена на референдум, на котором и была одобрена. Конституция Франции имеет ряд специфических черт. Во-первых, она регулирует в основном систему государственной власти. Несмотря на то что она не имеет отдельной главы о правах человека, тем не менее в ее Преамбуле содержится отсылка к правам человека, отраженным в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле к Конституции 1946 г., что имеет важное регулятивное значение. В соответствии с ней Декларация и Преамбула Конституции 1946 г. признаются действующими источниками конституционного права. В этом отношении можно утверждать, что Конституция Франции не вполне кодифицированная: состоит из трех правовых актов. Во-вторых, в соответствии с Конституцией во Франции сложилась смешанная республика как форма правления, сочетающая в себе элементы как президентской, так и парламентарной республик. Соответствующая модель власти получила наименование "Пятая Республика". Конституция подтверждает главенствующее положение исполнительной власти, устанавливает рамки законодательной деятельности, наделяет существенными полномочиями главу французского государства, даже наделяет правительство правом изменять на основании заключения Конституционного совета акты парламента, если тот вышел за пределы своей компетенции. Все это иногда называют системой рационализированного парламентаризма. Однако в целом парламент в системе власти Франции отнюдь не находится в зависимом от исполнительной власти положении, поскольку наиболее важные общественные отношения могут регулироваться законами, а кроме того, парламент наделен реальными полномочиями по контролю за исполнительной властью. В-третьих, в Конституции страны существенное внимание уделено вопросам внешней политики Франции. Провозглашается преимущественная юридическая сила ратифицированных международных договоров по сравнению с внутренним законом. Конституция решила вопрос о бывших колониях Франции в пользу их суверенитета. Включены в Конституцию и положения, определяющие членство Франции в Европейском союзе. Французская Конституция является "жесткой". Есть два варианта ее изменений, или, как это именуется в самом документе, конституционного пересмотра: первый - через референдум, второй - на основе решения специально созываемого Конституционного конгресса (палат парламента, заседающих и голосующих совместно). Выбор процедуры принадлежит президенту, он может передать проект изменений на рассмотрение Конституционного конгресса, при том что по общему правилу предусматривается процедура референдума. Субъектами права инициативы внесения изменений в Конституцию выступают президент республики, действующий по предложению премьер-министра, и члены парламента. Проект изменений должен быть поддержан большинством голосов каждой из палат парламента. После этого президент осуществляет указанный выше выбор процедуры утверждения (ратификации) изменений. Однако Конституция не обязывает президента республики прибегнуть к последующей процедуре, т. е. дальше принятия палатами Парламента процесс изменений может не пойти, если президент этого не захочет. На референдуме изменения должны получить поддержку абсолютного большинства избирателей, участвующих в голосовании, в Конституционном конгрессе -- 3/5 от общего числа поданных голосов. Изменения в Конституцию Франции вносились за ее историю с 1958 г. неоднократно, касаясь в основном системы государственных органов. Конституционный контроль во Франции осуществляется Конституционным советом и Государственным советом (последним относительно актов исполнительной власти). В определенном смысле квазисудебный характер деятельности этих органов выражается в том, что процедура рассмотрения дел в них не столь формализована, как в судах, и можно говорить о преобладании письменного производства. Конституционный совет состоит из девяти членов, назначаемых сроком на девять лет: три члена назначаются президентом республики, три председателем Национального собрания, три - председателем Сената. Из них каждые три года заменяется по одному члену, повторное занятие должности запрещено. В состав Конституционного совета пожизненно входят также все бывшие президенты Французской Республики, если не заявят о своем неучастии а его работе (в настоящее время в Конституционном совете состоят только назначаемые члены).
Конституционный совет осуществляет только предварительный контроль за соответствием законов Конституции. Законы подлежат контролю в тот период, когда они уже приняты парламентом, но еще не подписаны президентом. Регламенты палат и органические законы подлежат обязательному предварительному конституционному контролю. Иные законы и международные договоры до их ратификации проверяются по инициативе президента, премьер-министра, председателей палат парламента и не менее 60 членов любой палаты (последние не могут инициировать проверку относительно международных договоров). Если законы признаны противоречащими Конституции, они не могут быть предметом дальнейшей законодательной процедуры.
Конституционный совет также разрешает споры о компетенции между правительством и парламентом, прежде всего по вопросу о том, принят ли закон, уже вступивший в силу, в пределах полномочий парламента; если нет, он может быть изменен правительством. Конституционный совет наделен и полномочиями в сфере выборов и референдума. Он, например, рассматривает жалобы относительно правильности проведения выборов президента республики, депутатов и сенаторов и может отменить результаты голосования.
Государственный совет, который формируется правительством в основном из специалистов в сфере права, разрешает дела о несоответствии Конституции актов исполнительной власти по жалобам лиц, права которых затронуты тем или иным актом. Если неконституционность акта будет установлена, он аннулируется. Такой конституционный контроль уже после вступления закона в силу называется последующим. Данные полномочия по конституционному контролю, осуществляемые Государственным советом, рассматриваются в рамках его полномочий как органа, возглавляющего систему административных судов. Он имеет также полномочия по экспертизе проектов правовых актов, подготовленных правительством, а также по консультированию правительства по правовым и административным вопросам. Различные полномочия осуществляются секциями Государственного совета.
68 Конституц прав организация гос власти во Франции
69 конституц оснвы прав статуса личности во Франции
70 Характеристика конституции Италии
В 1946 г., до принятия Конституции Италии, был проведен референдум о форме правления, на котором большинство избирателей отвергло монархическое устройство государства. Демократическая Конституция Италии была разработана и принята Учредительным собранием в 1947 г. в сложной политической обстановке восстановления страны после ликвидации фашистского режима Б. Муссолини. 27 декабря 1947 г. она была промульгирована и с 1 января 1948 г. вступила в силу. Эта Конституция сменила первый конституционный документ итальянского государства — Альбертинский статут 1848 г., действовавший до установления фашистской диктатуры в 20-х гг. XX в.
Структурно Конституция отличается отсутствием преамбулы, ее открывает вводный раздел «Основное принципы», в котором содержатся основы конституционного строя Итальянской Республики. Помимо вводного раздела она содержит две части, объединяющие 139 статей. В конце помещены «переходные и заключительные постановления».
Италия определяется как демократическая республика, основывающаяся на труде (ст. 1). Закрепляются принципы суверенитета народа, обширный круг прав и свобод граждан, в том числе и социально-экономические. Особенностью данного Основного Закона является то, что антифашизм признается в качестве официальной идеологии. В основных нормах закрепляется учреждение в Италии классической парламентской республики и унитарного политико-территориального устройства.
По способу изменения Конституция является жесткой. Порядок ее изменения включат две последовательные стадии. Первая стадия заключается в принятии закона об изменении Конституции и шъщ положений, который должен получить поддержку каждой из палат парламента. Вторая стадия состоит в ратификации закона об изменении Конституции. Между первым и втором голосованием должно пройти не менее трех месяцев, причем при втором голосовании поправка должна быть одобрена абсолютным большинством голосов в каждой палате. Если в течение трех месяцев после второго голосования пятая часть депутатов любой из палат парламента или 500 тыс. избирателей или пять областных советов потребуют проведения референдума по вопросу об одобрении закона пс> изменению Конституции, такой закон выносится на референдум. На референдуме закон считается одобренным, если за него подано большинство действительных голосов избирателей, однако референдум не проводится, если при втором голосовании закон об изменении конституционных положений был принят большинством в 2/3 голосов. Предметом конституционного пересмотра не может быть республиканская форма правления.
Конституция Италии оказалась стабильной, за все время действия в нее было внесено ьсего 13 поправок. Изменения главным образом коснулись организации высших органов государственной власти — парламента, президента, Конституционного суда. Одна из поправок, принятая в 2002 г., исключила положение, запрещавшее бывшим королям Са-войской династии, их супругам и потомкам по мужской линии въезжать в страну. Оцапозволила сыну последнего короля и его семье вернуться в Италию. В настоящее время в стране продолжается длительная конституционная реформа, начатая в 90-х гг. XX в.
71 Конституц прав организация гос власти Италии
После Второй мировой войны на Апеннинах утвердилась характерная для стран Запада многопартийная политическая система. Ее становление связано с преодолением фашистского и авторитарного прошлого и с прямой помощью англо-американских союзников в деле утверждения институтов плюралистической демократии и многопартийности.
Право на объединение в политические организации рассматривается как одна из существенных основ итальянского общества. Согласно Конституции (ст. 49) «все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики».
Для современного периода Италии характерным является множественность политических партий (активно действует около 50), отсутствие мощной правой или правоцентристской организации, действующей в общенациональном масштабе, государственное финансирование партий, участвующих в выборах, запрет на пропаганду фашизма и деятельность фашистских организаций.
С 1996 г. почти пять лет у власти (впервые за 50 лет) стояла левоцентристская политическая коалиция «Оливковое дерево» (или просто «Олива»). Ее основу составила возникшая в феврале 1991 г. на базе реформистского крыла Итальянской коммунистической партии новая организация — Демократическая партия левых сил, преобразованная впоследствии в Партию левых демократов (ПЛД). Она отвергла марксизм-ленинизм и проповедует социал-демократические ценности. Это влиятельная, самая многочисленная по членской массе партия. Ее лидеры и активисты доминировали в коалиционном правительстве в 1996— 2001 гг. В течение двух лет (2006—2008 гг.) после победы на парламентских выборах Партия левых демократов стояла у власти, образовав новую левоцентристскую коалицию. Однако она вновь потерпела поражение на внеочередных выборах в апреле 2008 г. Ныне ПЛД — ведущая оппозиционная сила.
Союзниками ПЛД являются центристское движение «Итальянское обновление», возникшее на базе левого крыла христианских демократов, экологисты — «зеленые» и новая партия социал-демократической направленности «Союз демократов за Европу». По ряду конкретных вопросов левые демократы блокируются с леворадикальной Партией коммунистического преобразования,сохранившей влияние среди части работников наемного труда.
Начиная с 2008 г. по настоящее время происходит сложный процесс строительства новой крупной политической организации — Демократической партии. Ее основа — Партия левых демократов и союзников по предвыборной коалиции «Радуга», однако реформирование левых и левоцентристских сил еще не закончено.
Социалистическая партия, некогда весьма влиятельная, ныне существенно ослаблена и не преодолела кризисные явления.
В первой половине 1990-х гг. после длительного периода стагнации распалась крупная, ранее хорошо организованная и многочисленная Христианско-демократическая партия. Это была буржуазная по составу и пропагандируемой идеологии политическая организация, имевшая тесные связи с крупным капиталом, международными финансовыми и банковскими структурами, католической церковью. Несколько десятилетий она доминировала в общественно-политической жизни страны и внесла большой вклад в послевоенное развитие. В 1994 г. на ее базе возникла Итальянская народная партия.
Крупной политической силой является появившееся недавно эклектическое правое по духу и целям движение «Вперед, Италия». Оно не имеет четкой политической программы и устойчивой социальной базы, перед ним поставлена задача создать на его базе солидную и влиятельную буржуазную партию, однако указанная цель пока не достигнута. Эта организация победила на парламентских выборах 2001 г. и в течение пяти лет была правящей партией; в 2001—2006 гг. она стала основой правоцентристского избирательного блока «Дом свободы». Однако данный избирательный блок и «Вперед, Италия» неудачно выступили на парламентских выборах 2006 г. и были в оппозиции. В 2007 г. возник новый правоцентристкий избирательный блок «Народ за свободу», в состав которого вошли организация «Вперед, Италия», ре-гионалистская Лига Севера и Национальный альянс. После парламентских выборов в апреле 2008 г. (на которых победили правые) они вновь вернулись к власти. Лидером правых центристов является удачливый политик и крупный предприниматель, недавно вновь (в третий раз) занявший должность главы правительства, — Сильвио Берлускони. Избирательный блок «Народ за свободу» имеет устойчивое большинство в палатах итальянского парламента и образовал коалиционное правительство.
С 2008 г. происходит реформирование правых и правоцентристских сил. На базе предвыборного блока создается одноименная крупная партия «Народ за свободу». Ее основа — организация «Вперед, Италия», Национальный альянс и Лига Севера. Руководителем новой партии (согласно достигнутым договоренностям) стал С. Берлускони. Однако при этом, как и на левоцентристском фланге, процесс партийного строительства не закончен.
Существует большое число мелкобуржуазных партий, действующих на общенациональном уровне или в конкретном регионе, — Республиканская, Социал-демократическая, Либеральная, Южно-тирольская народная, Сардинская, Лига Севера. Особняком стоит праворадикальный Национальный альянс, широко использующий демагогические и националистические лозунги. Определенным влиянием пользуется Транснациональная радикальная партия, не имеющая четкой политической ориентации и допускающая двойное партийное членство.
72 конституц оснвы прав статуса личности Италии