Порядок назначения и проведения референдумов в Республике Беларусь.
Референдум (народное голосование) – это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выявления мнения граждан по этим вопросам.
Референдумы являются достаточно распространенной формой привлечения народа к решению государственных дел. На протяжении длительного времени они используются в Швейцарии, Франции, Италии, Швеции и других странах.
В Конституции Республики Беларусь вопросу о референдуме посвящена глава 2 «Референдум (народное голосование)». В Избирательном кодексе Республики Беларусь имеется раздел 7 «Референдум» (ст.ст. 111 – 128).
Референдумы могут быть республиканскими и местными. На республиканские референдумы выносятся важнейшие вопросы государственной и общественной жизни страны. Назначается республиканский референдум Президентом РБ по собственной инициативе, а также по предложению обеих палат парламента, или по предложению не менее 450 тыс. граждан РБ обладающих избирательным правом. В том числе не менее 30 тыс. от каждой из областей и города Минска. Референдумы проводятся в срок не позднее 3 месяцев со дня издания указа.На республиканский референдум не могу выносится вопросы:
1) которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;
2) связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;
3) о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;
4) об амнистии и о помиловании.
Указ Президента, которым назначается проведение республиканского референдума, как правило предусматривает:
1) Дату референдума
2) Юридическую силу решения, принятого референдумом
3) Формулировку вопроса (вопросов)
4) Иные организационные мероприятия
Условия и порядок проведения референдумов, соответствуют условиям и порядку проведения выборов.
На местный референдум выносятся вопросы, имеющие важное значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции местных органов власти. Местные референдумы назначаются местными представительными органами государственной власти, по своей инициативе, или по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом, и проживающим на соответствующей территории. Вопросы не выносимые на местный референдум:
1) Которые не могут выноситься на РР
2) Вопросы имеющие значение для РБ в целом
3) Вопросы связанные с назначением на должность освобождением от должности лиц, относящихся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа, или его руководителя.
Если для выполнения решения принятого референдумом требуется принятие Нормативного Акта, то он должен быть принят в течении 5 месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом.
В соответствии с действующим законодательством выделяются следующие стадии организации и проведения референдума:
1) инициирование референдума;
2) агитация по референдуму;
3) назначение референдума;
4) образование комиссий по проведению референдума и участков для голосования;
5) составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
6) голосование и подведение итогов референдума;
7) проведение повторного голосования в случае нарушений законодательства;
8) опубликование и вступление в силу решения, принятого референдумом.
Виды референдумов.
Виды референдумов:
В зависимости от масштабов проведения:
1) Республиканские
2) Местные референдумы
В зависимости от содержания:
1) Конституционные – об изменении и дополнении Конституции, о принятии Конституции.
2) Законодательные – по рассмотрению законопроектов.
3) Обычные – референдумы по иным вопросам (смертная казнь, день независимости)
В зависимости от степени необходимости:
1) Обязательные – проводятся с требованиями Конституции и иных законодательных актов
2) Факультативные – проводятся по усмотрению органов власти или избирателей.
По силе принимаемых решений:
1) Решающие – порождают обязательные юридические последствия
2) Консультативные – не порождают юридических последствий