Конституционные принципы избирательной системы.
Под принципами избирательного права понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов, получившие отражение в Конституции и иных законодательных актах.
Основными принципами избирательного права Республики Беларусь являются:
1) Принцип всеобщности
2) Принцип равенства
3) Принцип свободного голосования
4) Принцип прямого голосования
5) Принцип тайного голосования
6) Принцип косвенного голосования
Принцип всеобщности означает, что все граждане РБ, достигшие 18 лет имеют право участвовать в выборах. В выборах или референдуме не могут участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей.
Следует отметить, что согласно постановлению Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов № 233 от 29 сентября 2004 г., граждане Республики Беларусь, осужденные к аресту как виду наказания, принимают участие в голосовании по месту своего нахождения. Административный арест как мера административного взыскания также не является основанием для ограничения права гражданина на участие в голосовании.
В то же время пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным, в РБ ограничивается возрастным цензом, цензом гражданства и цензом оседлости.
Принцип равенстваозначает, что каждый избиратель или участник референдума имеет только один голос и кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях. Равенство возможностей в предвыборной борьбе обеспечивается созданием условий, при которых различие материальных и иных возможностей не может предоставлять кому-либо из кандидатов преимущества. Зарегистрированным кандидатам, участвующим в выборах, предоставляются равные доли финансовых средств для проведения предвыборной кампании, а также равные возможности её ведения. Гарантиями обеспечения равного избирательного права являются следующие:
· Каждый избиратель не может быть включён более чем в один список избирателей;
· Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается;
· Бюллетень для голосования выдаётся избирателю под роспись членом участковой комиссии после предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
· Закон предъявляет одинаковые требования к порядку выдвижения и регистрации кандидатов, ведения ими предвыборной агитации;
· Кандидат избирается от равного числа избирателей.
Соблюдение этого принципа во многом зависит от принципов образования избирательных округов. В соответствии с Избирательным кодексом в РБ избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. При этом неравенство в численности избирателей округов не должно превышать 10%.
Принцип свободного голосования означает, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Данный принцип имеет несколько аспектов: с одной стороны, это право, а не обязанность любого гражданина участвовать или не участвовать в выборах, с другой – это запрет оказывать любое давление на волю избирателей. Избирательный кодекс РБ регламентирует недопустимые меры воздействия на волю избирателей: раздача подарков, денежных средств избирателям и т.д.
Принцип прямого голосования означает, что граждане голосуют «за» или «против» тех или иных кандидатов непосредственно. Тем самым, избиратель отдает свой голос тому, кому доверяет. Устанавливается непосредственная связь между избирателем и депутатом, который в последствии должен учитывать пожелания избирателей и выполнять взятые на себя в период выборов обязательства.
Принцип косвенного голосования в законодательстве Республики Беларусь применяется только при выборах членов Совета Республики - верхней палаты Парламента. В частности, члены Совета Республики избираются не гражданами, а на собраниях депутатов районных (городских) Советов депутатов областей и на сессии Минского городского Совета депутатов.
Принцип тайного голосования выражается в установлении таких условий для голосования, когда исключается контроль над волеизъявлением избирателя. Тайна голосования обеспечивается тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосующего. Для реализации этого принципа оборудуются кабины для тайного голосования. В этих кабинах или комнатах не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме самого голосующего. Нарушение принципа тайного голосования членами избирательных комиссий, должностными лицами государственных органов и общественных объединений влечет за собой уголовную или административную ответственность.
Соблюдение принципов избирательного права как основополагающих начал организации и проведения выборов в принципе обеспечивает проведение свободных, честных и справедливых выборов. Разумеется, при этом должны соблюдаться и все другие нормы избирательного законодательства.