Метод конкретно-социологических исследований.
Используется наукой конституционного права для изучения социальной и
политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых
норм.
Социология права исследует реальное состояниеправовой
действительности. И исследователю права, и законодателю важно знать,
насколько эффективным оказалось то или иное решение. Именно это соотношение
между целью, поставленной законодателем, и конкретным полученным
результатом выявляет социология права.
Результаты социологии права используются для дальнейшего развития и совершенствования нормативной базы права.
В данном методе применяются такие приемы, как: анкетирование,
наблюдение, интервью, тестирование, социальный эксперимент, экспертная
оценка.
Анкетирование- это способ исследования путем опроса лиц или обобщения
сведений по специально разработанной анкете.
Преимуществами данного приема являются возможность в короткий срок и
при небольших затратах охватить значительную группу лиц; быстро провести
повторные опросы через определенный промежуток времени; достичь эффекта
анонимности опрашиваемых.
Интервью – беседа, один из участников которой задает вопросы, а другой
на них отвечает. Достоинством приема является то, что он позволяет получить
информацию быстро и полно.
Тестирование – метод психологической диагностики, использующей
стандартные вопросы. В тестировании, как правило, выделяют три этапа –
выбор теста, проведение и интерпретация результатов.
Наблюдение – процесс визуального восприятия обстановки (ситуации).
Социальный эксперимент применяется при изучении определенных условий
общественной жизни, например, эффективности деятельности суда присяжных.
Экспертная оценка – необходима для прогнозирования тех или иных
явлений. Используется мнение соответствующих специалистов, ответы которых
обобщаются и анализируются.
В задачу науки конституционного права входит и обработка результатов
экспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых отношений.
Логический метод.
Важное место в конституционном праве занимает логический или как его
называют, формально-логический метод. Обще-логические методы — анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование.
Правовая наука постоянно имеет дело с текстами законов и других
правовых норм. Логический метод, опираясь на приемы формальной логики,
позволяет анализировать тексты правовых норм, сопоставлять их друг с
другом, отыскивать связи между частным и общим. На логический метод
опираются не только теоретики-правоведы. И законодатели, разрабатывающие
тексты новых законов, и государственные служащие-управленцы, и судьи, и
другие правоприменители используют логический метод для разработки,
применения и истолкования правовых норм.
Этот метод позволяет выявить несоответствие тех или иных правовых норм
реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой.
Другие методы.
институциональный метод — ориентирует на рассмотрение институтов,
которыми оперирует наука конституционного права, т. е. государства, права,
партий, других организаций и объединений и др.
структурно-функциональный анализ — рассмотрение государственного права,
как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый
элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические
функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей
системы и ее (ожиданий);
функциональный метод — требует изучения зависимостей между
конституционно-правовыми явлениями, проявляющихся в опыте, например,
взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем,
между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между
количеством партий и избирательной системой и т.п.;
нормативно-ценностный подход — предполагает выяснение значения
конституционно-правовых явлений для общества и личности, их оценку с точки
зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого
достоинства и т. д.
5. “Возникновение и развитие науки конституционного права”
Условно история развития государственного (конституционного) права может быть представлена как последовательность 3 этапов:
1) Дореволюционный
2) Советский
3) Современный
Дореволюционный этап можно разбить на 2 периода:
1) 1905 - февраль1917 гг. Переход од абсолютной монархии к Конституционной монархии.
2) Февраль 1917 – октябрь 1917 Переход от монархии к парламентской республике.
Отправной точкой 1 периода является манифест 17 октября 1905 г. – “Об усовершенствовании государственного порядка” – данный манифест провозгласил права и свободы граждан, создал Государственную Думу (законодательный орган, ограничивавший власть самодержавного монарха).
В феврале 1917 г. была свергнута Конституционная монархия, власть приняла на себя временное правительство, временное правительство приняло ряд законов: Закон “О печати”, ”О рабочих комитетах”. Стала готовить конституционную реформу.
К числу исследователей государственного права в этот период времени относятся: Каркунов, Алексеев, Ковалевский, Ивановский, Чечерин. В частности Каркунов утверждал, что государственное право определяет организацию государственной власти; регулирует порядок её деятельности, устанавливает права, свободы, а также обязанности граждан. Алексеев определял государственное право как совокупность норм, определяющих сущность и организацию верховной власти, состав и деятельность властей подчинённых, права и обязанности подданых. Чичерин предлагал использовать в Российской действительности, некоторые Западные модели государственного устройства – 2 палатный парламент, идею разделения властей, идею независимости суда.
Советский период. Октябрь 1917 – середина 1980 гг.Особое значение для развития науки государственного права в этот период времени имели:
1) 2 Всероссийский съезд советов принявший: декрет о мире, декрет о земле, о полноте власти советов.
2) В структуре наркомата юстиции РСФСР было создано отделение государственного права.
3) Принятие первой Советской Конституции, Конституции РСФСР 10 июля 1918 г.
4) В 1931 г. вышел в свет первый учебник по советскому государственному праву под общей редакцией Вышинского.
Для науки государственного права в эту эпоху были характерны следующие черты:
1) Яркая классовая направленность (интересы диктатуры пролетариата)
2) Для науки была характерна партийность
3) В основе науки государственного права, лежала марксистка-ленинская концепция (философская)
Критиковались иные, не марксиские теории. Другие концепции были ограничены, негде нельзя было прочитать их. Наука пересказывалась без введения нового.
Данный период в развитии науки представлен такими исследователями как: Стучка, Гурвеч, Пашуканис.
Стучкав ноябре 1917 – феврале 1918 г. , опубликовал статью “В борьбе за октябрь”, в которой рассматривал такие проблемы как: соотношение автономии и федерации, социалистической республики и её организации.
Гурвечв своей статье: “Вся власть советам” обосновывал идеи периодичности созыва съезда советов; выборов исполкомов советов; создание системы судебных органов; идею охраны революционного порядка.
На более поздних этапах развития советского государства, вопросами государственного права занимались такие исследователи как: Воеводин, Ким, Лепёшкин, Степанов, Козлов, Григорян.