Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.

1.Полномочия КС РФ. КС РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: ФЗ, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ. 2. Субъекты обращения. Правом обратится с ЗАПРОСОМ имеют: Президент; Совет Федерации и государственная дума; 1/5 членов Совета Федерации(36) или Государственной Думы(90), Правительство РФ, Верховный Суд, ВАС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. 3. Объект. Проверке на соответствие Конституции РФ подлежат федеральные

законы — федеральные конституционные законы и федеральные законы, отличающиеся друг от друга как по содержанию, так и по порядку их принятия и изменения, нормативные правовые акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Конституционный Суд РФ не правомочен проверять нормативные правовые акты таких федеральных органов исполнительной власти, как министерства,

агентства и службы. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации (парламентов, глав субъектов Федерации, правительств), изданных по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Самостоятельный предмет проверки Конституционным Судом РФ на соответствие Конституции РФ в порядке абстрактногонормоконтроля составляют внутригосударственные договоры, а именно: договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Судебно-конституционный контроль нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними является последующим, т. е. все указанные нормативные акты и договоры должны вступить в силу и только после этого они могут быть объектом абстрактного нормоконтроля в Конституционном Суде РФ.4. Допустимость запроса. ФКЗ устанавливает два специальных требования: запрос допустим, если заявитель считает нормативный акт или договор либо отдельные их положения не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ. Следовательно, налицо два вида конституционно- правового спора. В одном случае субъект обращения доказывает неконституционность нормативного акта или договора, а в другом — их конституционность вопреки решениям и действиям органов государственной власти и их должностных лиц. 2. Запрос о проверке конституционности нормативного акта допустим, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, если нормативный акт принят по вопросам исключительного ведения субъекта Российской Федерации, он не может быть проверен Конституционным Судом РФ в порядке абстрактного нормоконтроля.

Это требование в равной мере относится и к внутригосударственным договорам. 5. Пределы проверки. Соответствие К РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними: по содержанию норм; по форме нормативного акта или договора; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного К РФ разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; с точки зрения установленного К РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органов гос.власти РФ. 6.Итоговое решение.Выносится в форме Постановления. Резолютивная часть может быть: 1. О признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующим Конституции РФ; 2. О признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующим Конституции РФ.

Наши рекомендации