Основы правового статуса человека и гражданина
Конституции и акты текущего законодательства исходят из формального равенства всех граждан (подданных), действует запрет на дискриминацию по признакам пола, места жительства, социального положения, расовой, национальной и кастовой принадлежности. Как правило, в конституционных нормах установлено, что женщины пользуются равными политическими, гражданскими и социально-экономическими правами наравне с мужчинами, хотя в действительности это положение не всегда соблюдается.
Основные права и свободы ограничиваются не только по законным основаниям в интересах защиты закона, общественной морали и правопорядка, но и по мотивам политической целесообразности. Действует запрет на применение пыток в ходе следствия, судопроизводства, не допускаются телесные и жестокие наказания. В большинстве государств данной группы сохраняется смертная казнь.
Система основных прав и свобод характеризуется формальностью, декларативностью, отсутствием реальных гарантий. На осуществление прав и свобод большое воздействие оказывает уровень материального благосостояния, принадлежность к так называемому «правящему классу», институты традиционного общества.
Государство оказывает помощь и содействие наименее развитым этническим группам, слоям населения, жителям отдаленных и труднодоступных регионов. Институт судебной защиты не получил широкого распространения, граждане ограничены в доступе к правосудию, информации, квалифицированной юридической и медицинской помощи, поэтому можно констатировать, что существующая система гарантий не является достаточно полной, а тем более совершенной. Действуют запреты на применение детского труда в промышленности и сельском хозяйстве, на принудительный труд, на торговлю людьми, которые на практике недостаточно эффективны.
К типичным политическим правам относятся следующие права:
1) избирательные;
2) на участие в общественно-политической жизни;
3) на свободу слова, убеждений, выражения мнений;
4) на свободу ассоциаций;
5) на петиции.
Другие политические права (на референдум, образование политических партий, народную правотворческую инициативу) фиксируются редко.
Социально-экономические права:
1) на собственность и ее наследование;
2) образование (конституционные нормы подчеркивают, что государство содействует лиюзидации неграмотности);
3) государственную и общественную помощь;
4) защиту от безработицы;
5) свободный труд и получение вознаграждения в соответствии с затраченным трудом и приложенными усилиями;
6) свободный выбор не запрещенного законом вида (рода) деятельности.
Современные конституции этих государств редко устанавливают право на труд и право на социальное обеспечение. Однако они почти всегда декларируют, что государство борется с бедностью и отсталостью, болезнями, содействует занятости, принимает меры по сокращению безработицы. В этих целях нередко принимаются целевые государственные программы.
Чаще всего закрепляются следующие личные {гражданские) права:
1) на личную неприкосновенность и безопасность;
2) неприкосновенность жилища;
3) тайну переписки, телефонных и телеграфных сообщений;
4) свободу передвижения. Основные обязанности:
1) соблюдать конституцию и законы;
2) охранять суверенитет и территориальную целостность государства;
3) защищать государство в случае внешней агрессии;
4) беречь природу и общественную (государственную) собственность;
5) платить законно установленные налоги и сборы.
В ряде государств действует воинская повинность. Конституция Индии подчеркивает, что государство вправе устанавливать обязательные повинности в публичных целях (п. 2 ст. 33 ч. III).
Форма государства
Большинство государств этой группы являются республиками, как правило, президентскими или полупрезидентскими. Существуют и монархии — Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Лесото, Малайзия, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Свазиленд, Таиланд. Большинство указанных монархических государств расположены в Азии. Одна монархия существует в Океании — Королевство Тонга.
В 1976—1979 гг. монархическая форма искусственно была установлена в Центрально-Африканской империи, ныне — Центрально-Африканская Республика. В начале 90-х гг. XX в. Республика Кампучия была трансформирована в традиционную форму государства — Королевство Камбоджа, что закреплено действующей Конституцией 1993 г.
В конце 2007 г. парламент Непала под влиянием множества внутриполитических факторов (в том числе из-за непопулярности правящего монарха) принял решение о переходе в течение 2008 г. к республиканской форме правле-ния, т.е. к ликвидации монархического строя, что и было осуществлено в том же году.
Специфическими монархиями являются отдельные государства, ранее бывшие британскими колониями, а ныне являющиеся суверенными государствами — членами Содружества (Багамы, Барбадос, Бермуды, Гренада, Маврикий, Ямайка и др.). Они не имеют своего национального монарха, главой этих государств является английский монарх. На постоянной основе его представляет генерал-губернатор, назначаемый, как правило, из числа местных жителей и пользующийся авторитетом в стране и у британских властей.
Центральное место в государственной системе институтов власти принадлежит главе государства — президенту или монарху. Парламентские формы правления не получили распространения по объективным и субъективным обстоятельствам (одно из исключений — Республика Индия).
В ряде государств (Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия) сохраняются абсолютные монархии, дающие главе государства всю полноту исполнительной, законодательной и судебной власти.
Во многих государствах президент или монарх возвышается над другими ветвями власти и государственными институтами. Именно главой государства (или ближайшим окружением, но с его санкции) принимаются ответственные государственные решения, определяется курс внутренней и внешней политики. Отсутствие системы сдержек и противовесов, деформации в осуществлении принципа разделения властей приводят к авторитаризму, созданию режима личной власти и нередко к культу вождя (лидера государства и нации).
В государствах третьего мира преобладают унитарные формы государственного устройства. Государственная территория обычно делится на простые административно-территориальные единицы. Система управления характеризуется жесткой централизацией и унификацией. Центральные органы государственной власти решают многие местные (региональные) проблемы, они вправе отменять акты представительных и исполнительных органов государственной власти, принятые на местах. Местное самоуправление ограничено, если только речь не идет об особых традиционных (аборигенных) территориях.
Небольшое число государств выбрало федеративную форму — Индия, Камерун, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Папуа — Новая Гвинея. Организация государственной власти в субъектах федерации строится обычно на основе президентской или, крайне редко, парламентской (Индия) модели правления. Реальная самостоятельность членов федеративного государства намного меньше, чем в развитых странах Запада. В данном случае можно говорить о существовании централизованных федераций.
Попытки создания конфедеративных государств в 50— 80-х гг. XX в., предпринимавшиеся в одном случае Египтом, Сирией, Ливией, в другом — Сенегалом и Гамбией, не были должным образом подготовлены и закончились неудачей. В современный период значительные элементы конфедеративного устройства присущи Объединенным Арабским Эмиратам — небольшому государству Персидского залива, созданному в 1971 г. и состоящему из семи эмиратов (княжеств). Последние обладают большой самостоятельностью в решении социально-экономических и культурных вопросов.