Возникновение и развитие стран, освободившихся от колониальной зависимости
Со второй половины 40-х гг. XX в. на протяжении трех десятилетий в мире проходил огромной политической значимости процесс деколонизации. Он был обусловлен распадом крупнейших европейских колониальных империй, создававшихся веками — первоначально британской, а затем французской, бельгийской, голландской, португальской. Независимость получили десятки государств Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, Океании. Ныне существуют остатки колониальных владений. Так, Великобритания контролирует Гибралтар, Фолклендские, Виргинские острова, Остров Святой Елены, Франция — Гваделупу, Гвиану, Мартинику, Сен-Пьер и Микелон, Французскую Полинезию.
Деколонизация проходила в условиях национально-освободительной борьбы при активной поддержке прогрессивного общественного мнения и зарубежной общественности. Советский Союз, Китайская Народная Республика па протяжении многих десятилетий поддерживали борьбу против колониализма и оказывали народам Азии и Африки политическую, социально-экономическую, гуманитарную п военную помощь.
Мировое сообщество создало международно-правовые акты, осуждающие колониализм, расизм, геноцид. Это прежде всего Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.), Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960 г.), Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений piсотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (1970 г.). Принцип самоопределения наций и народов сформировался и стал носить императивный характер в 50—60-е гг. XX в.
Развивающиеся страны (государства третьего мира) различаются по уровню развития экономики, социальной сферы, форме правления, форме государственного устройства, политическому режиму. Для них характерны социально-экономическая отсталость, огромная дифференциация населения по уровню доходов и образу жизни, бедность абсолютного большинства населения, неразвитость гражданского общества. Несмотря на декларируемые независимость и государственный суверенитет, большинство из них находятся в политической и экономической зависимости от высокоразвитых государств (нередко от бывших метрополий) и проводят прозападную политику. Ключевые позиции в социально-экономической сфере занимает крупный иностранный капитал — американский, западноевропейский, японский.
Многие государства непрерывно развивались по традиционному пути, используя западные инвестиции и кадровую помощь для обновления и реформирования национальной экономики (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, Тунис). Именно они достигли за годы независимости неоспоримых социально-экономических результатов.
Отдельные афро-азиатские государства (Алжир, Бирма, Гана, Гвинея, Египет, Индонезия, Мозамбик, Сомали, Эфиопия) выбирали социалистическую модель развития, некритично ее использовали, однако после первых политических и экономических неудач, социальных катаклизмов, от нее решительно отказывались.
В этих странах (особенно государствах Тропической Африки и Океании) сильно влияние родоплеменной знати, религии. В экономике и политике укрепляет свои позиции национальная буржуазия, нередко связанная с капиталом бывшей колониальной державы. Рабочий класс не развит и находится, как правило, в стадии формирования. Преобладает крестьянство, составляющее обычно 60—90% всего населения. Чаще всего это наиболее обездоленная категория (класс) граждан. В тех регионах, где существует экспортно ориентированное производство сельскохозяйственных продуктов или его переработка, происходит становление фермерства, которое в целом весьма маломощно, не организовано и не может защищать свои интересы.
Этим государствам присуща слабая и малоэффективная государственная власть, действующая в условиях бюрократизации управления и деформации принципа разделения властей. В государственной системе наблюдается безусловное доминирование президентской или монаршей власти, а судебная власть недостаточно влиятельна и авторитетна. В широких масштабах применяется обычное (традиционное) право. Национальную государственность и общество подтачивают преступность, коррупция и трайбализм (культурно-бытовая и социально-политическая обособленность племен, этнических групп, зачастую переходящая в противостояние (от англ. tribalism — племя)). Установившийся политический режим обычно нельзя отнести к традиционному демократическому, применяя западные стандарты, во многих случаях в нем наличествуют черты авторитаризма. С 1963 по 2003 г. в Африке произошло 111 военных переворотов, более 30 крупных войн, несколько тысяч пограничных и межэтнических конфликтов. Все это крайне негативно влияет на национальную государственность, уровень, образ и качество жизни населения. С уверенностью можно говорить о растущем социально-экономическом и силовом разрыве между ними и государствами Европы, Америки, Японией.
Все предпринимавшиеся за последнее десятилетие попытки социально-экономической интеграции государств Африки под различными политическими или идеологическими лозунгами (в том числе последний план ливийского лидера М. Каддафи по образованию так называемых «Соединенных штатов Африки») оказались малоэффективными и труднореализуемыми.
Несмотря на то что российские позиции после развала Советского Союза существенно ослабли на афро-азиатском направлении, Россия поддерживает дружественные отношения со многими из них (Алжир, Ангола, Египет, Индия, Индонезия, Непал, Сингапур, Сирия, Малайзия) и осуществляет с ними взаимовыгодное сотрудничество.