Реформа судебной системы Великобритании

В настоящее время судебная система Великобритании находится в процессе реформирования, осуществляемо­го в ходе конституционной реформы, объявленной лей­бористами. Хотя организация судебной власти в стране неоднократно подвергалась изменениям и упрощению, но столь радикальные изменения судебной системы срав­нимы по значимости лишь с реформой 1911 г., когда пра­вительство Великобритании упразднило право вето палаты лордов на принимаемые парламентом законы. Лондонская газета The Daily Telegraph назвала действия премьер-ми­нистра Великобритании Тони Блэра «похоронами 800 лет судебной истории».

Особенностью судебной системы Великобритании, по оценкам исследователей, является ее крайняя децентрализованность, а отсюда — сложность и некоторая запутан­ность соподчиненности ее звеньев.

Низшая судебная инстанция по гражданским делам -это помощники судей в графствах (рассматривают мало­значительные дела с ценой иска менее 11 ф. ст.). Более крупные гражданские дела (с ценой иска до 1 тыс. ф. ст.) рассматривают суды графств.

Те уголовные дела, которые не подсудны обществен­ным магистратам (гражданам, не являющимся профессиональными судьями) и мировым судьям (в городах), рас­сматриваются Судом короны, созданным в 1971 г. Отметим, что участие присяжных в деле предусматривается лишь на уровне Суда короны, в других английских уголовных судах присяжных нет. Заседание суда присяжных прово­дится под председательством судьи с участием обычно 12 присяжных, но ныне допускается участие в процессе 10 или 11 присяжных. Суд короны рассматривает по пер­вой инстанции и обязательно с участием присяжных дела о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту (т.е. о наиболее серьезных преступлениях). В компетенцию Суда короны также входит рассмотрение апелляции на при­говоры и решения магистратских судов.

Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высокого суда.

К категории высших (высоких) судов, которые вправе создавать судебные прецеденты, относятся Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд, состоящий из граж­данского и уголовного отделении.

В Великобритании есть административные суды (три­буналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юсти­ции.

Главными пунктами судебной реформы, объявленной лейбористами, стало упразднение поста лорд-канцлера Великобритании в прежнем виде и решение об учреждении впервые в истории государства Верховного суда Великобри­тании. Лорд-канцлер был одновременно главой судебной системы Великобритании (он же назначал всех судей), председателем верхней палаты парламента и членом ка­бинета министров. Сложившееся исторически, такое объ­единение властных полномочий противоречило принципу разделения властей.

Одного лорда-канцлера в новом государственном уст­ройстве Великобритании призваны заменить сразу четыре института.

Высшей судебной инстанцией в судебной системе Ве­ликобритании станет полноценный Верховный суд. Пра­во назначения судей передается специальной независимой комиссии по судебным назначениям. За судебно-правовые вопросы в правительстве Великобритании отвечает новый министр конституционных дел. Главой верхней палаты парламента — палаты лордов — согласно проводимой реформе является избранный палатой председатель палаты.

Лейбористы, защищаясь от жесткой критики своей ре­форматорской деятельности в важнейших вопросах госу­дарственного строительства представителями оппозицион­ной партии, официально назвали свои инициативы шагом к открытости и модернизации британской конституции.

Конституционная реформа существенно изменила по­рядок формирования верхней палаты парламента, но пол­номочия палаты лордов в целом серьезно не изменились. По-прежнему палата лордов — высшая судебная инстанция страны, при этом она обладает законодательными полномо­чиями в качестве верхней палаты парламента. Теоретически палата лордов является инстанцией, выносящей вердикт в порядке импичмента в отношении высших должност­ных лиц страны (первый случай импичмента имел место место в 1376 г. в отношении лорда Летимера, а последний по времени — в 1804 г. в отношении виконта Мэлвилла за приписываемые ему злоупотребления в должности казна­чея морского флота). Главные конституционные изменения осуществляются по вопросам организации высших судеб­ных органов государства. Однако реформирование судеб­ной системы еще не завершено.


Наши рекомендации