Место правительства в системе органов государственной власти
Правительство— это центральный (общенациональный) орган исполнительной власти. Его официальные наименования самые разнообразные — Правительство (Германия, Молдова, Франция, Чехия), Совет министров (Бельгия, Италия, Сирия, Советский Союз в 1946—1990 гг.), Кабинет министров (Азербайджан, Украина, Латвия), Кабинет (Исландия, Япония), Государственный совет (Китайская Народная Республика, Норвегия, Республика Корея, Швеция), Исполнительный совет (Новая Зеландия), Федеральный совет (Швейцария).
Правительство осуществляет общее руководство государственными (публичными) делами и отвечает перед народом за свою деятельность. В условиях демократии правительство должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные или региональные. Оно обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, охрану конституционного строя и установленного правопорядка. Правительство наделено широкими исполнительно-распорядительными полномочиями.
В системе государственной власти правительство занимает, как правило, доминирующее положение.
Во главе правительства стоит премьер-министр, председатель Совета министров, канцлер, другое должностное лицо (например, премьер Государственного совета в КНР). В президентских и полупрезидентских республиках главой правительства (исполнительной власти) является президент, как исключение — вице-президент или административный премьер-министр. Создание или упразднение последней ответственной государственной должности зависит всецело от президента, который передает ему часть своих полномочий, как правило, социально-экономического характера. В классических президентских республиках глава государства присутствует на всех заседаниях правительства (кабинета) и непосредственно руководит им.
Правительство постоянно взаимодействует с различными государственными органами, и прежде всего с парламентом. В той или иной степени высший представительный (законодательный) орган осуществляет контроль за правительством и проводимой им политикой. Наиболее широко и последовательно контрольные полномочия проявляются в рамках парламентских форм правления. Глава государства участвует в формировании правительства, а в президентской республике и при абсолютной монархии даже возглавляет его.
Правительство руководит работой министерств, иных органов исполнительной власти. Координирует и направляет деятельность министерств, агентств, служб непосредственно глава правительства или по его прямому поручению один из его заместителей.
В абсолютном большинстве государств статус и функции члена правительства несовместимы с депутатским мандатом (исключение — страны с развитыми традициями классического парламентаризма), любой выборной должностью, с деятельностью, прямо направленной на извлечение прибыли.
По партийному составу различают однопартийные и коалиционные (фактически многопартийные) правительства. Однопартийные правительства формируются в тех странах парламентской демократии, где существует парламентское большинство. В этом случае конкретная политическая партия располагает стабильным большинством депутатских мандатов (типичный пример — Великобритания, Новая Зеландия или Япония в отдельные периоды современного развития). Коалиционные правительства создаются там, где ни одна политическая партия не имеет устойчивого большинства в парламенте (Италия, Нидерланды, Финляндия).
Если ни одна из партий, представленных в парламенте, не смогла самостоятельно сформировать правительство, а создание парламентской коалиции невозможно, образуется правительство меньшинства. В этом случае лидеры партий, общественных объединений, политический истеблишмент откладывают на некоторое время парламентские выборы. Правительство меньшинства не меняет радикально политический курс, а занимается текущими государственными делами. Подобное правительство действует, как правило, несколько месяцев, а затем проводятся парламентские выборы, и проясняется расстановка политических сил.
В некоторых странах с парламентскими формами правления в условиях военного противостояния или внешней агрессии образовывается правительство национального единства с участием не только правящей партии (партий), но и оппозиции. Однако это является временной, краткосрочной мерой.
В условиях смены общественного строя или политического режима может создаваться временное правительство, обладающее чаще всего ограниченными полномочиями. Одно из исключений — правительство Франции в 1958 г., в период формирования Пятой республики, обладавшее огромными прерогативами.
В целом надо констатировать тенденцию к усилению властно-управленческих полномочий и функций правительства и его большей самостоятельности, стремление уйти от реального парламентского или общественного контроля.