Конституционно-правовые нормы основы местного самуправления
Правовая основа местное самоуправление – это совокупность нормативно-правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления.
Важнейшим из актов международного права является Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г., которая была ратифицирована Россией в 1998 году содержит такие положения как:
› Признание МСУ одной из важнейших основ демократического общества;
› Запрет на ограничение компетенции органов местного самоуправления не иначе как на основе закона;
› Изменение территориальных границ только на основе консультации с населением или путем референдума;
› Право на судебную защиту местного самоуправления;
› Право органов местного самоуправления объединяться с другими органами МСУ и вступать в Международную ассоциацию органов местного самоуправления.
В состав правовой основы местного самоуправления наряду с Европейской Хартией местного самоуправления входят:
~Конституция РФ и основные законы субъектов Федерации;
~Федеральные законы (об общих принципах организации МСУ 1995 г.), издаваемые в развитие конституционных положений, и регулирующие отдельные стороны деятельности МСУ на федеральном уровне («О финансовых основах местного самоуправления» 1997 г., «Об основах муниципальной службы» 1998 г.), а также относящиеся к другим областям государственного регулирования (законы об образовании, о библиотечном деле, о порядке приватизации государственного и муниципального имущества, о недрах и т.п.)
~Указы Президента России (об утверждении основных положений государственной политики в области развития МСУ 1999 г.)
~Постановления Правительства РФ (о федеральном реестре муниципальных образований, 1998 г.)
~Постановления Конституционного суда РФ;
~Законы субъектов Федерации о местном самоуправлении;
~Уставы и другие правовые акты конкретных муниципальных образований.
В развитии правовой основы местного самоуправления на современном этапе в России выделяют три периода: первый – с 1990 по декабрь 1993 г., второй – с декабря 1993 по сентябрь 1995 г., третий – с сентября 1995 г.
Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды.
КПН– это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, входящие в предмет конституционного права.
Особенности КПН:
- Отличаются содержанием, сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены
- Отличаются источниками, в которых они выражены
- Носят общерегулятивный характер и могут быть сформулированы в виде норм-принципов, норм-задач, норм-целей, норм-дифиниций
- Адресуются широкому кругу субъектов права
- Определяют правила поведения в самом общем виде, конкретизируясь через другие отрасли права
Виды конституционно правовых норм:
По характеру содержащихся в них предписаний: Управомочивающие, Обязывающие, Запрещающие
По степени определённости содержащихся в них предписаний: Императивные, Диспозитивные
По назначению в механизме правового регулирования: Материальные, Процессуальные
По территории действия: Республиканского действия, Местного действия
По действию во времени: Постоянные, Временные, Исключительные
Порядок избрания президента
Президент РФ избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
«Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» — это ограничение избирательного права, предусмотренное ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, распространяется и на выборы Президента Российской Федерации.
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ (при отсутствии двойного гражданства) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд. Порядок выборов определяется федеральным законом. Сегодня — это закон «О выборах Президента Российской Федерации», принятый 31 декабря 1999 г.
Выборы Президента РФ считаются состоявшимися, если в них приняли участие более 50% зарегистрированных избирателей. Избранным считается кандидат, набравший более 50% от явившихся на выборы избирателей. В случае, если ни один из кандидатов не набрал более 50%, проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее количество голосов. Избранным считается кандидат, набравший больше голосов, при условии что против обоих подано меньше голосов, чем за победителя.
Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а при повторных выборах — на 30-й день со дня опубликования результатов выборов.
Исполнение обязанностей начинается с момента принесения присяги, текст которой vтвepждeн в Конституции (ст. 82). По определению ч. 2 ст. 82 Конституции РФ присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда РФ.