Конституция 1996: структура и общая хар-ка
Конституция Украины состоит из преамбулы и пятнадцати глав, содержащих 161 статью. XV раздел Конституции Украины - "Переходные положения" - фактически исчерпал свой потенциал, поскольку значительная часть его положений касалась периода следующих пяти лет с момента вступления в силу Конституции Украины.
Раздел I Конституции Украины называется «Общие положения» (статьи 1-20).конституционные положения раздела регламентируют важнейшие сферы общественной и государственной жизни: принцип разделения государственной власти, территориальную целостность государства, государственный, национальный и народный суверенитет, основы местного самоуправления, государственные символы Украины и др.
Раздел II Конституции Украины - "Права, свободы и обязанности человека и гражданина" (статьи 21-68) составляет ось правового статуса личности в Украине. В его статьях раскрывается содержание политических, экономических, социальных, экологических, культурных и других прав. К сожалению, значительная часть зафиксированных прав и свобод личности в Конституции Украины является декларативной, поскольку практическая их реализация невозможна.
В разделе III Конституции Украины - "Выборы. Референдум" (статьи 69-74) урегулирован основные формы народовластия; установлено, что выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления являются свободными и происходят на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования; определено, что референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии.
В разделе IV Конституции Украины - "Верховная Рада Украины" (статьи 75-101) урегулирован общий конституционно-правовой статус парламента Украины, в частности порядок его организации и деятельности, полномочия и компетенцию, количественный состав и структуру, основные формы работы, срок полномочий и основания досрочного прекращения полномочий, порядок взаимодействия с другими органами власти и тому подобное.
В разделе V Конституции Украины - "Президент Украины" (статьи 102-112) Президенту Украины предоставлен правовой статус главы государства, а также определено, что Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина . Президент Украины наделен большим объемом полномочий: формирует правительство и другие органы государственной власти, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, подписывает законы, награждает государственными наградами, осуществляет помиловании, назначает всеукраинский референдум относительно изменений Конституции Украины в соответствии со ст. 156 Конституции Украины, провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе и др.
В разделе VI Конституции Украины - "Кабинет Министров Украины. Другие органы исполнительной власти" (статьи 113-120) определено, что Кабинет Министров Украины находится на вершине иерархической системы органов исполнительной власти, установлен порядок организации и деятельности правительства, его полномочия и компетенцию, основания и порядок досрочного прекращения полномочий, порядок взаимодействия с другими органами государственной власти и др.
В разделе VII Конституции Украины - "Прокуратура" (статьи 121-123) определены основные принципы конституционно-правового статуса Генерального прокурора, полномочия и компетенцию органов прокуратуры. В ст. 123 регламентировано, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры Украины определяются законом.
В разделе VIII Конституции Украины - "Правосудие" (статьи 124-131) установлены основные принципы судопроизводства, порядок организации и деятельности судебных органов, определено, что судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. В ст. 131 Конституции Украины указано, что в Украине действует Высший совет юстиции, который наделен полномочиями вносить представление о назначении судей на должности или об освобождении их от должностей, принимать решения по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместимости, осуществлять дисциплинарное производство в отношении судей Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов и рассматривать жалобы на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.
В разделе IX Конституции Украины - "Территориальное устройство Украины" (статьи 132, 133) установлены основные принципы территориального устройства Украины; регламентировано систему административно-территориального устройства Украины, которую составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села; определен специальный статус городов Киева и Севастополя.
В разделе X Конституции Украины - "Автономная Республика Крым" (статьи 134-139) урегулирован конституционно-правовой статус Автономной Республики Крым и ее высших органов власти в составе Украинского государства.
В разделе XI Конституции Украины - "Местное самоуправление" (статьи 140 - 146) установлено право территориальной общины самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины; определены материальную и финансовую основу местного самоуправления, регламентирован порядок организации и деятельности органов местного самоуправления, предоставлены гарантии защиты института местного самоуправления, в частности в ст. 145 указано, что права местного самоуправления защищаются в судебном порядке.
В разделе XII Конституции Украины - "Конституционный Суд Украины" (статьи 147-153) определено конституционно-правовой статус Конституционного Суда Украины, порядок его организации и деятельности, требования к кандидатам на должность судьи.
В разделе XIII Конституции Украины - "Внесение изменений в Конституцию Украины" (статьи 154-159) урегулированы усложненную процедуру внесения изменений в Основной Закон Украины, что должно способствовать его стабильности.
В разделе XIV Конституции Украины - "Заключительные положения" (статьи 160, 161) определено, что Конституция Украины вступает в силу со дня его принятия. День принятия Конституции Украины является государственным праздником - Днем Конституции Украины.
Раздел XV Конституции Украины - "Переходные положения" (пункты 1- 4) направлен на урегулирование и согласование нормативно-правовой базы положениям с Конституции Украины.
Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, способов и форм, с помощью которых нормативность права переводится в упорядоченность общественных отношений, удовлетворяются интересы субъектов права, устанавливается и обеспечивается правопорядок («должное» в праве становится «сущим»).
Основные признаки (черты) механизма правового регулирования следующие:
1. Является составной частью механизма социального регулирования. Его правовая деятельность сопровождается политическим, экономическим, этическим и другим видам механизма социального регулирования, переплетается с ними.
2. Будучи категорией широкой по объему, собирает воедино все явления правовой действительности:
- средства (нормы права, субъективные права и юридические обязанности, решения судов и т.д., объективируемы в правовых актах);
- способы (разрешение, зобов'язування, запрет);
- формы (использование, исполнение, соблюдение, применение).
3. Составляет систему правовых средств, способов, форм, находящихся во взаимосвязи 'связи и взаимодействия. Каждая часть механизма правового регулирования находится на своем месте (как часовой механизм), выполняет специфические функции. Качество выполняемых ими функций влияет на работу других частей и результат функционирования механизма в целом.
4. Является динамичной частью правовой системы общества. Его движение выражается в стадиях, которым соответствуют свои механизмы действия. Как и правовая система общества, механизм правового регулирования представляет собой целостность правовой действительности, определяется закономерностями эволюции общества, уровнем развитости экономики, культуры. Его назначение состоит в приведении в действие необходимых элементов правовой системы, обеспечении их «работы». От механизма зависят эффективность правового регулирования, соответствие поведения участников общественных отношений предписаниям юридических норм, их движение к удовлетворению своих интересов.
5. Результатом его деятельности является установление правопорядка в обществе.