Классификация, форма и структура
Классификация
По форме конституции делятся на 2 группы:
· Писаные
· Неписаные.
Писаные конституции (конституции в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании).
Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся вконституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), конституция Великобритании).
В свою очередь, писаные конституции делятся на:
· Кодифицированные (состоящие из одного нормативного акта под названием Конституция). Пример-конституции Франции, России, США.
· Не кодифицированные (состоящие из законов, судебных прецедентов, правовых обычаев, доктрин и имеющие совокупное нигде не закреплённое название «конституция»). К таким относятся конституции Новой Зеландии, Великобритании.
Конституции составляются и принимаются:
· чрезвычайно-созываемым парламентом (учредительное собрание) (например, Конституция Франции, конституция Италии 1947 года, Конституция Чехословакии 1948 года, Конституция Югославии 1946 года, Конституция Румынии, Конституция Албании 1946 года, Конституция Германии 1918 года,Конституция Греции, Конституция Болгария, Конституции Польши 1920 и 1952 годов, Конституция Норвегии)[1];
· регулярным парламентом (например, Конституция Дании, Конституция РСФСР 1978 года, Конституция ГДР 1968 года, конституции Венгрии 1949 и 2011 года, Конституция Польши 1997 года)
· съездом советов депутатов (Конституция РСФСР 1918 года, 1925 года, 1937 года)
· временным парламентом (Конституция Чехословакии 1919 года, Конституция ФРГ 1949 года, Конституция ГДР 1949 года)
· народом, минуя выборные органы (Конституция Франции 1958 года, Конституция России 1993 года)
· главой государства[1] (Конституция Германии 1871 года, Конституция Франции 1814 года, Конституция Италии 1861 года, Основные Законы Российской Империи 1906 года);
Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений. По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции:
· Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Примером гибкой конституции в российской истории была Конституция РСФСР 1978 года, поправками к которой в 1989—1992 был изменён государственный строй страны (например, введено разделение властей)
· Изменение жёстких конституций невозможно либо сильно осложнено.
· Внесение изменений в комбинированную конституцию возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается (Конституция Российской Федерации).
Кроме того, конституции делятся по срокам их действия напостоянные и временные
+ По форме правления конституции делятся на монархические (например, Конституция Японии 1947 г.) и республиканские (например, Конституция Франции 1958 г.,. Основной закон Германии 1949 г.).
В зависимости от закрепляемого конституцией политического режима выделяют конституции демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократические конституции, в отличие от авторитарных и тоталитарных, не только провозглашают права и свободы, но и создают условия для их реализации, закрепляют идеологическое и политическое многообразие.
По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на федеративные и унитарные. В федеративных государствах можно разграничить федеральные конституции и конституции субъектов Федерации. Федеральная конституция закрепляет принципы построения Федерации, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы, касающиеся организации государственной власти субъектов Федерации, регулируются конституциями субъектов в соответствии с федеральной конституцией.
Структура включает в себя преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка также приложения.
В преамбуле излагаются цели конституции , указываются исторические условия ее создания, провозглашаются права и свободы, руководящие начала государственной политики. Положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции.
В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей - о парламенте, главе государства и правительстве, судебной власти, об организации власти на местах.
Заключительные положения содержат различные нормы. Обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу. Если это не урегулировано в основной части, помещают нормы в порядке изменения конституции или государственных символах.
Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нередко, нормы, содержащиеся в переходных положениях обозначаются не в виде статей, а в виде параграфов, чтобы показать их специфический характер. В то же время они важны для правоприменителя, так как указывают с какого времени подлежит применению та или иная норма. Устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией. Дополнительные положения также оформляются иначе, содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частей вопросов. Приложение содержит распределение компетенции - имеют важное юридическое значение.
Форма конституции - это способ организации и выражения конституционных норм. Определяется форма тем, что конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную. Если же те вопросы регулируются несколькими писаными актами, то это некодифицированная конституция. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые. Встречаются конституции смешанного типа. Частично они писаные и включают парламентские законы и судебные решения являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из обычаев и доктриальных толкований, судебный прецедентов, обычаев (именуемыми конституционными соглашениями), в которых содержатся конвенционные нормы. Бывают и неписаные конституции, вообще незафиксированные в документах, но они существуют обычно временно - после революций, переворотов.