Виды общественных объединений.
По наличию обязательного членства:
1) с обязательным членством (общ организация и политическая партия);
2) без наличия обязательного членства (все остальные 4 формы).
По наличию политического аспекта в деятельности:
1) имеющие политический аспект (политическая партия и общественное движение);
2) не имеющая полит аспекта в деясти (ост 4 формы, хотя они не имеют политического аспекта, т.е. не стремятся к завоеванию власти, но в политическую систему общества включаются, т.к. м применять политические методы борьбы, в т.ч. участие в публичных мероприятиях - забастовках).
По территории действия:
1) международные общественные объединения (такие объединения имеют внутреннюю структуру, состоят из региональных отделений и получают статус международного, если хотя бы 1 региональное отделение действует на территории иностранного государства);
2) общероссийское (состоит из региональных объединений, при условии, если они действуют на территории более половины субъектов РФ);
3) межрегиональные (состоит из региональных, если они действуют на территории менее половины субъектов РФ);
4) региональные (действуют на территории 1го субъекта);
5) местные общественные объединения (действуют на территории МО).
По типу деятельности: молодежные, детские, женские, материнские, спортивные, оздоровительные, медицинские, культурные, и т.д. и п.р.
По правовому статусу:
1) не прошедшие гос регистрацию и не получившие статус юридического лица;
2) прошедшие государственную регистрацию и получившие статус юридического лица.
Общественным объединениям предоставлена возможность не приобретать права юр лица. В этом случае объем прав таких общественных объединений значительно меньше, чем у тех общественных объединений, которые получили права юридического лица:
1) для них установлен запрет участия в ГПО, в т.ч. заключение сделок, договоров, приобретения прав собственности;
2) такие обществ объединения м участвовать в публично-правовых отношениях, но и в этом случае, существует ряд запретов:
- вправе участвовать в выборах только те полит партии, которые имеют права юр лица;
- учредителями общественных объединений в качестве исключения могут быть только те общественные объединения, которые имеют права юр лица;
- государственную поддержку оказывают только тем молодежным и детским общественным объединениям, которые имеют права юр лица, только через год с момента получения таких прав.
Создание общественного объединения:
Учредителями общественных объединений выступают, как минимум, 3 физических лица, достигших 18 лет, дееспособных, являющимися гражданами РФ. Иностранные граждане и апатриды могут выступать учредителями общественных объединений, если отсутствует прямой запрет. Такой запрет действует в отношении политических партий. В качестве исключения учредителями обоб могут выступать другие обоб, имеющие статус юр лица. Создаются обоб на специально проводимом собрании, съезде или конференции, и считается созданным с момента принятия 3х следующих решений:
1) о создании общественного объединения;
2) об утверждении устава (единственного учредительного документа);
3) о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов.
Государственная регистрация общественных объединений:
I. Комплект документов должен быть направлен в регистрирующий орган не позднее 3х месяцев со дня проведения публичного мероприятия, на котором было создано обоб. Регистрирующим органом является:
1) для международных или общероссийских обоб – ФРС (федеральная регистрационная служба);
2) для межрегиональных, региональных и местных обоб – территориальные органы ФРС (управление ФРС по УО).
Регистрирующий орган осуществляет проверку поданных документов, а также определяет соответствие целей создания обоб тем целям, которые заявлены в учредительных документах. По окончанию проверки принимается решение о регистрации, которое передается в налоговую инспекцию.
II. Налоговый орган в теч 5 рабочих дней вносит соответствующую запись о регистрации обоб в ЕГРЮЛ. Налоговые органы не позднее следующего рабочего дня сообщают регистрирующему органу о внесенной записи.
III. Регистрирующий орган в 3 рабочих дня выдает уполномоченному лицу обоб свидетельство о государственной регистрации.
Приостановление деятельности общественных объединений:
Предусматривается не судебный, а административный порядок приостановления деятельности обоб. Таким правом наделяются:
1) органы прокуратуры (осуществляют надзор за соблюдением обоб действующего законодательства);
2) регистрирующий орган – ФРС и территориальные отделения ФРС (осуществляют контроль за соответствием деятельности тем целям, которые указаны в уставе).
В случае обнаружения нарушений, данные органы вправе вынести письменное предупреждение с указанием срока на исправление выявленных нарушений (по проверкам прокуратуры – 1 месяц). Если в течение этого срока нарушения не были исправлены, то деятельность обоб будет приостановлена на срок до 6 месяцев.
Прекращение деятельности общественных объединений:
Предусматривается добровольный и принудительный порядок прекращения деятельности. Добровольный – прекращение деятельности по решению учредителей, участников, или членов обоб, принятых на собрании, съезде или конференции. Принудительный – прекращение деятельности по решению суда. С соответствующим заявлением в суд вправе обратиться органы прокуратуры. В отношении международного или общероссийского обоб - генеральная прокуратура. В отношении других обоб – соответствующие прокуратуры.
Заявление может быть подано в след случаях:
1) экстремистская деятельность обоб;
2) нарушение обоб прав и свобод граждан;
3) систематические нарушения (если в случае приостановления – нарушения не исправлены, идет иск).
Если обоб действует на правах юр лица, то после принятия соответствующего решения, обоб должно пройти гос регистрацию, на которую отводится 10 дней.
I. Принятие регистрирующим органом решения о регистрации в связи с прекращение деятельности.
II. Налоговые органы на основании этого решения вносят соответствующую запись в ЕГРЮЛ, о чем ставится в известность регистрирующий орган.