Особая процедура изменения К.

Действующая К относится к разряду жестких.

Процедура изменения Конституции предусмотрена 9й главой КРФ, которая состоит из 4х статей. Ст. 134 предусматривает предельный список лиц и организаций, имеющих право инициировать процедуру изменения КРФ. Ст. 135 предусмотрела самую четкую процедуру изменения Конституции, получившую название «Пересмотр глав 1, 2, 9». Пересмотр этих глав, согласно ст. 135 приводит к принятию новой Конституции. Установлен запрет: Федеральное Собрание не может вносить изменения в указанные главы, таким правом обладает лишь единственный орган власти – Конституционное Собрание. Это не постоянный, а временный орган власти, имеющий учредительный характер. Порядок формирования Конституционного Собрания, состав и полномочия должны быть отрегулированы специально принимаемым ФКЗ, который до настоящего времени не принимался и не разрабатывался.

Общие положения изменения глав 1, 2, 9 установлены в ст. 135. Для созыва Конституционного Собрания необходимо, чтобы и ГД и Совет Федерации набрали не менее 3/5 от своего общего числа. Конституционное Собрание вправе принимать только 2 вида решений:

1) подтвердить неизменность действующей Конституции;

2) разработать проект новой Конституции.

Для принятия новой Конституции закреплен особый порядок. Либо данное решение принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов, либо данный вопрос выносится на всенародное голосование - референдум. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Ст. 136 закрепила процедуру внесения поправок в главы с3 по 8 КРФ. Этот порядок должен соответствовать порядку принятия ФКЗ, с некоторыми особенностями. Более детально этот порядок установлен ФЗ 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституцию РФ». Под поправкой понимается любое исключение, дополнение, новая редакция любых положений глав 3-8 КРФ. Проект закона о поправке в КРФ вносится в ГД, которая передает его в один из профессиональных комитетов, занимающихся вопросами Конституционного законодательства. После рассмотрения проекта комитет принимает одно из 2х положений:

1) возвратить проект закона инициатору;

2) передать проект закона в ГД на рассмотрение.

Предложение оформляется в форме заключения. ГД рассматривает проект закона в 3х чтениях, решение принимается квалифицированным большинством голосов, а именно 2/3 от общего числа депутатов. Так принятый закон о поправке в 5 дней передается в Совет Федерации.

Закон о поправке относится к тем законам, на которые не распространяется право одобрения закона в его рассмотрении и голосовании. Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает закон о поправке и одобряет его квалифицирующем большинством голосов в ¾ от общего числа членов Совета Федерации. После чего Председатель Совета Федерации в 5 дней обязан опубликовать закон для всеобщего ознакомления и в эти же 5 дней передать закон о поправке во все субъекты РФ для утверждения. Таким правом наделяется законодательный, исполнительный орган гос власти субъекта РФ. На данную процедуру отведен 1 год. Решение, принятое законодательным органом власти субъекта в форме постановления передается в Федеральное Собрание. Совет Федерации в течение всего срока, отведенного на утверждение данного вопроса, ведет учет данных. Совет Федерации после срока, отведенного на утверждение вопроса о внесении поправки субъектам РФ, на своем очередном заседании устанавливает результаты. Если 2/3 субъектов утвердили внесение оправки в КРФ, то Совет Федерации передает в течение 7 дней закон о поправке Президенту РФ для его подписания и обнародования.

Президент должен подписать закон в течение 14 дней. Закон о поправке вступает в юридическую силу с момента его опубликования и в месячный срок поправка должна быть внесена в текст Конституции.

Ст. 137 предусмотрела процедуру изменения состава РФ, что должно быть детально отрегулировано специальным ФКЗ. Им стал ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта». Принятие в состав РФ нового субъекта – это вступление целого или части иностранного государства в состав РФ. С инициативой на имя Президента РФ вносится

Ст. 136 гласит, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Т.к. в ст. 65 КРФ перечислен состав субъектов РФ, то при изменении состава РФ (принятии в состав РФ нового субъекта или образование нового субъекта) необходимо внести соответствующие поправки в Конституцию. Этому посвящена ч.1 ст.137 КРФ, согласно которой, изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Изменение наименования субъекта РФ описывается во втором пункте данной статьи, где говорится, что в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Структура Конституции РФ.

Конституция РФ состоит из преамбулы и 2х разделов.

Преамбула – вступительная часть, введение. В отличие от основной части имеет больше политико-идеологическое звучание, чем правовое. В преамбуле раскрывается способ принятия К и 1 из ее черт – это ее народность, т.к. закреплено, что «Мы, многонациональный народ России <…> принимаем Конституцию РФ». В основном в преамбуле содержатся базовые ценности на которых основан сложившийся КС.

Практическое значение преамбулы:

1) Конституционный Суд исходит из положений преамбулы при толковании норм К;

2) если возникает пробел в праве и нельзя применить аналогию закона, то применяется аналогия права, а значит, определенная жизненная ситуация разрешается исходя из положений преамбулы К.

Первый раздел не имеет названия, состоит из 9 глав и 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.

Структура первого раздела:

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137).

Второй раздел – Заключительные и переходные положения не имеет глав и статей, а состоит из 9 пунктов. Этот раздел был необходим при переходе от Конституции РСФСР 1978 года к Конституции РФ 1993 года. Он устанавливал переходный период, в течение которого вводились в действие нормы новой К.

Виды конституций в РФ.

В РФ действует 2 вида конституций: Федеративная К и К республик. К ним по правовому положению приравниваются уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных округа и областей, т.е. они имеют одинаковое юридическое значение. Они призваны возглавлять правовые системы субъектов РФ. Отличия между ними проводятся только по 1 основанию: уставы, согласно п.2 ст. 66 КРФ призваны принимать з/д (представительные) органы субъектов РФ, п. 1 ст. 66 не установил порядка принятия К республиками в составе РФ, а значит этот вопрос может решаться республиками самостоятельно.

Большей юридической силой обладает Федеративная К, поэтому К-У субъектов РФ должны ей соответствовать. Если не соответствует положение этих актов КРФ, то данный вопрос решается на уровне К Суда РФ.

ФК закрепляет исключительный предмет ведения РФ и ее субъектов, но не устанавливает предмет ведения субъектов РФ. В ст. 73 КРФ говорится, что к ведению субъекта РФ могут относиться те вопросы, которые не относятся к исключительному ведению РФ (ст. 71) и совместному ведению (ст. 72).

Свой предмет ведения каждый субъект РФ закрепляет на уровне Конституции, Устава. Как правило, в них закрепляются следующие положения:

1) символы субъекта;

2) правовое положение административного центра;

3) статус 2-го гос языка (только в республиках);

4) административно-территориальное устройство;

5) систему органов субъекта РФ, порядок формирования, полномочия, взаимодействие и прекращение действия.

В Ульяновской области были приняты и действовали только 2 устава:

1) устав Ул. Обл. 1996 года – утратил силу;

2) устав Ул. Обл. – 2005 года – действующий.

Появилась глава «Уполномоченный по правам человека в Ульяновской Области».

Наши рекомендации