Признание прав и свобод высшей ценностью государства.

Ст. 2, 6. Конституции РФ. 2я глава Конституции РФ. Принцип предполагает, что чел, его права и свободы ставятся выше, чем интересы госва, госво и его органы создаются в целях признания, охраны и защиты этих прав. Согласно этой ст. все без исключений органы власти должны охранять и защищать права и свободы человека и гр-на.

Народовластие.

Ст. 3. Всей полнотой власти в РФ наделяется ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть либо непосредственно, через формы прямой демократии, либо через своих представителей, через формы представительной демократии.

Федерализм.

Ст. 5. По форме гос устройства Россия признается федерацией. Федерация – это союз, доброволдьное объединение суверенных госв, которые в результате объединения его теряют, а приобретает федерация в целом. В состав РФ входит 83 субъекта, которые признаются равноправными. Сама же конституция нарушает этот принцип, предоставляя особый статус республикам, признавая их государствами, в отличие от других субъектов, в теории признающихся гос образованиями. Сущ и другие особенности статуса субъектов, поэтому РФ относится к ассиметричным федерациям. В состав РФ входят 3 вида субъектов: 1) государственно-национальные образования – республики; 2) национально-территорильные образования – 1 автономная область и 4 автономных округа; 3) административно-территориальные образования – края, области и 2 города федерального значения.

Социальное государство.

Ст. 7 КРФ. 1я часть ст. 7 дает понятие соц гос-ва – это такое госво, которое создает условия для достойной жизни и свободного развития человека. Госво берет на себя оказание помощи и поддержки человеку, находящемуся в определенных трудных жизненных ситуациях, но эта помощь и поддержка должны оказываться госвом по след. Направлениям: 1) установление МРОТ; 2) охрана труда; 3) социальное обеспечение в случае инвалидности, озраста, потери кормильца итд; 4) охрана материнства, отцовства и детства; 5) охрана здоровья и предоставление бесплатной мед. Помощи.

Экономическая свобода.

Ст. 8, 9. РФ провозглашает единое эконом пространство, где свободно перемещаются товары, услуги, финансовые средства, госво призвано поддерживать экономику и ограничивать монополистическую деясть. Каждому предоставляется возможность занятия любым видом эконом деясти, не запрещенной законом, в т.ч. предпринимательской. Ч/с охраняется и защищается наравне с другими формами собственности, в т.ч. гос и мун. В ч/с могут находится земля и природные ресурсы.

Разделение властей.

Ст. 10, 11. Единая гос власть разделена на 3 ветви власти. Это основа построения как федеральных органов власти, так и региональных. З/Д В осуществляет Парламент - Федеральное собрание, состоящее из 2х палат – гос думы и совета федерации. Эта ветвь власти призвана принимать законы. Исполнительную власть осуществляет Правит-во РФ, которое призвано исполнять законы. СВ осуществляется всей судебной системой, гланой функцией явл осущ правосудия. Между ветвями власти поддерживается равновесие с F1 системы сдержек и противовесов. Особенности: 1) Президент РФ выведен из системы разделения властей, он является координатором ветвей власти, наделяется полномочиями как в законодательной власти, так и в ИВ и СВ; 2) де-юро не назван орган власти, возглавляющий ИВ в РФ. Де-факто – Правительство.

Гарантированность МСУ.

Ст. 12. Публичная власть Конституцией разделена на гос и мун. Население должно самостоятельно решать ? местного значения, как непосредственно (через формы прямой демократии), так и путем формирования местных органов власти. Мун органы власти не входят в систему органов ГВ, но они взаимодействуют. Глава 8 КРФ, ФЗ от 2003 г. №131.

Идеологическое многообразие.

Ст. 13. В РФ ни одна идеология не может получить статус обязательной. Идеологию могут вырабатывать отдельные граждане, группы лиц, полит партии, общ объединения и т.д. Необходим учет мнений. Именно идеология должна устанавливать ориентиры развития общества и государства. Можно поспорить с положением Конституции, закрепившей, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.

Политическое многообразие.

Ст. 13. Возможность создания, участия и свободного выхода из различных общественных объединений, создающихся без предварительного согласия органов власти и участие в оо на равноправной основе. Политический спектр должен быть представлен различными политическими партиями, как правящими, так и оппозиционными, с тем, чтобы партии выражали интересы различных слоев общества. В РФ всего лишь 7 политических партий.

Светское государство.

Ст. 14. РФ провозглашена светским государством, где церковь отделена от государства, а значит, ни государство, ни церковь не вмешиваются во внутренние дела друг друга. Государство не вмешивается во внутреннее функционирование религиозных объединений, осуществление ими основных функций, если они не нарушают основные положения, уст ФЗ о свободе совести и о религиозных объединениях, не наделяет религиозные объединения государственными функциями, религиозные объединения не участвуют в выборах, не могут участвовать в агитации, осуществлять пожертвования полит партиям, не могут формировать их избирательные фонды. Каждый человек самостоятельно без вмешательства государства устанавливает свое отношение к религии. Ему предоставляется свобода совести и вероисповедания. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Верховенство права.

Ст. 15. Этот принцип является не только принципом основ КС, но и одним из принципов правового государства, которым провозгласило себе государство в ст. 1 КРФ. Право, т.е. совокупность правил поведения, устанавливается государством, но не только для отдельных граждан, но и в целом для самого государства, его органов и д/л.ТО государство «связывает себя» правом и вынуждено осуществлять свои действия в точном соответствии с установленными предписаниями. Право должно стоять выше, чем государство. Верховенство права реализуется через понятие, верховенства закона, т.е. все, принимаемые в государстве акты должны соответствовать закону, и, прежде всего, КРФ, как основному закону государства.

Наши рекомендации