Глава 1. Понятие избирательного права и его сущность
Содержание
Введение…..……………...................................................................................................3
Глава 1. Понятие избирательного права и его сущность …………………...……… .4
Глава 2. Основные принципы избирательного права………………………..………10
2.1. Принципы организации и проведения выборов…………………………………11
2.2. Обязательность выборов…………………………………………………………..11
2.3. Принцип подлинности (несфальсифицированности) выборов……….………...12
2.4. Периодичность выборов…………………………………………………………..12
2.5. Свобода выборов……………………………………………………………….….13
2.6. Альтернативность выборов……………………………………………………….13
2.7. Допустимость различных избирательных систем………………………………14
2.8. Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов…………………………………………………………………..…………… ..14
2.9. Принципы участия российских граждан в выборах……………………..………15
2.10. Всеобщее избирательное право граждан…………………………….………… 16
2.11. Равное избирательное право……………………………………………………..17
2.12. Прямое избирательное право…………………………………………….…….. 17
2.13. Тайное голосование………………………………………………..……………. 18
2.14. Добровольность участия в выборах……………………………………………..18
Глава 3. Источники избирательного права………………………………...…………20
Заключение… …………………......................................................................................26
Список использованных источников.............................................................................27
Введение
В условиях становления и развития демократии в России, народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, в настоящее время превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности. Существенным условием становления и развития демократического правового государства в России является юридическое обеспечение обязательного проведения выборов, как единственно допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоуправления. Поэтому свободные, периодические, справедливые и нефальсифицированные выборы становятся обязательным атрибутом современной российской государственности. Это объективно способствует повышению роли и значения опосредующего их избирательного права. От решения избирателей, от их избирательной активности, зависит не только дальнейший политический курс внутри страны (состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, партийная принадлежность, наконец выборы президента), но и ее внешняя политика. Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное, чтобы демократия стала потребностью среди широких масс населения, а не только среди политической элиты. Поэтому важнейшую роль в этом процессе играет избирательное право, как возможность посредством выборов (референдума) выражать свое волеизъявление. У каждого гражданина есть свои права и обязанности. Юридически закреплено, что среди прочих человек обладает политическими правами и должен, на мой взгляд, активно участвовать в политической жизни страны. Ведь от каждого гражданина, зависит, как будет развиваться наше государство. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепринятым элементом демократического общества и государства.
Принципы организации и проведения выборов.
Развитие современного российского избирательного законодательства, базируется на нормах Конституции России, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также иных законах о выборах. Это позволяет сделать вывод, что в основу организации и проведения всех уровней федерального, регионального и муниципального выборов положены следующие базовые (стандарты) начала:
Обязательность выборов.
Обязательность выборов означает, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклоняться от принятия решения об их проведении в установленные законодательством сроки, отменять назначенные выборы или переносить их. Выборы в обязательном порядке проводятся в сроки, установленные Конституцией России, федеральными законами, конституциями и законами субъектов Российской Федерации и являющиеся обязательными на всей их территории (ст. 9 ФЗ). Кроме того, законодатель счел важным дополнить принцип обязательности выборов рядом гарантий. К ним относятся своевременность назначения даты выборов и периодичность проведения указанных выборов. Предусмотренные федеральным законодательством судебные гарантии обязательности назначения выборов исключают любые возможности для уклонения от решения вопроса о дате их проведения.
Как правило, объединение избирательных кампаний вносит ощутимый позитивный эффект благодаря экономии финансовых, организационных (административных) информационных, материальных и иных ресурсов, вовлекаемых в орбиту избирательного процесса.
Периодичность выборов.
Очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов. Они должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а, с другой, - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями одних и тех же лиц. В нормах международного права закреплено, что проводимые через различные промежутки времени свободные выборы относятся к числу элементов справедливости, которые необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, равных и неотъемлемых прав всех людей.
В ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 8) прямо зафиксировано, что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органов устанавливается законами субъектов РФ, но не должен превышать пяти лет. Эта норма совместно с указанием законодательства на фиксированные сроки назначения как очередных, так и внеочередных выборов способствует созданию надлежащего правового обеспечения периодичности выборов.
Свобода выборов.
Этот принцип является универсальным. Поэтому Конституция РФ (ст. 3) прямо закрепляет данный принцип на уровне Основного закона. Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования. В большинстве субъектов РФ законодательство ориентировано на установление обязательного критерия явки избирателей на голосование. Это отражено в основном Федеральном Законе (ст. 58), в которой предусматривается необходимость определения минимального порога явки избирателей на всех видах выборов, проводимых в РФ.
Альтернативность выборов.
Этот принцип закреплен в ст. 32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с этой статьей, в случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов останется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.
Вместе с тем, в порядке исключения закон допускает проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления (ст. 32), а также предусматривает такую возможность при повторном голосовании на федеральных и региональных выборах (ст. 59). Такой подход призван обеспечить благоприятные предпосылки для реальной состязательности граждан на выборах.
Равное избирательное право.
Принцип означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации. Равенство на выборах достигается, прежде всего, тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку, и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину России выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан РФ.
Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.
Прямое избирательное право.
Данный принцип подразумевает, что граждане России голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов непосредственно. Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной и муниципальной власти. Говоря о принципе прямого избирательного права нельзя не отметить, что нередко он отождествляется не только с непосредственным, но и личным участием каждого гражданина в выборах. Действительно, ст. 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается.
Тайное голосование.
Этот принцип исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц, а также общественных объединений и граждан за волеизъявлением избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков. Этим целям отвечает целый ряд организационных правил и гарантий их обеспечения, содержащихся в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных и региональных законах. За нарушение тайны голосования предусматривается либо административная, либо уголовная ответственность. Нельзя забывать и о собственных санкциях избирательного законодательства, которые предусматривают возможность отмены результатов выборов по решению суда в случае нарушений избирательных прав граждан России, в том числе касающихся соблюдения тайны волеизъявления избирателей при всех видах голосования.
Заключение
В процессе выборов органов государственной власти и местного самоуправления между государством, различными органами, гражданами и их объединениями складываются своеобразные общественные отношения, которые регулируются избирательным правом. Избирательное право это понятие, представляющее, собой целую систему, состоящую из различных элементов и частей. Российское избирательное право как объективный юридический феномен включает в себя общую и особенную часть. Общая включает в себя принципы избирательного права, субъекты избирательного права, финансовое обеспечение выборов, избирательный процесс, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование действий и решений, нарушающих избирательные права граждан, ответственность за нарушение избирательного законодательства. Особенную часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Кроме этого избирательное право рассматривается и как отрасль конституционного права и как учебная дисциплина. Тогда, исходя из этого, избирательное право включает в себя предмет и источники избирательного права России, историю проведения выборов и развития избирательного законодательства, избирательно-правовые нормы и отношения, избирательные системы и их виды.
Принципы избирательного права - это обязательные требования и условия, без соблюдения которых, любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.
Оценивая всю совокупность принципов, положенных в основу современного российского избирательного права, нельзя не признать, что они отражают демократическую природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия и, как следствие, призваны, служить безусловными ориентирами в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов, в РФ.
Содержание
Введение…..……………...................................................................................................3
Глава 1. Понятие избирательного права и его сущность …………………...……… .4
Глава 2. Основные принципы избирательного права………………………..………10
2.1. Принципы организации и проведения выборов…………………………………11
2.2. Обязательность выборов…………………………………………………………..11
2.3. Принцип подлинности (несфальсифицированности) выборов……….………...12
2.4. Периодичность выборов…………………………………………………………..12
2.5. Свобода выборов……………………………………………………………….….13
2.6. Альтернативность выборов……………………………………………………….13
2.7. Допустимость различных избирательных систем………………………………14
2.8. Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов…………………………………………………………………..…………… ..14
2.9. Принципы участия российских граждан в выборах……………………..………15
2.10. Всеобщее избирательное право граждан…………………………….………… 16
2.11. Равное избирательное право……………………………………………………..17
2.12. Прямое избирательное право…………………………………………….…….. 17
2.13. Тайное голосование………………………………………………..……………. 18
2.14. Добровольность участия в выборах……………………………………………..18
Глава 3. Источники избирательного права………………………………...…………20
Заключение… …………………......................................................................................26
Список использованных источников.............................................................................27
Введение
В условиях становления и развития демократии в России, народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, в настоящее время превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности. Существенным условием становления и развития демократического правового государства в России является юридическое обеспечение обязательного проведения выборов, как единственно допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоуправления. Поэтому свободные, периодические, справедливые и нефальсифицированные выборы становятся обязательным атрибутом современной российской государственности. Это объективно способствует повышению роли и значения опосредующего их избирательного права. От решения избирателей, от их избирательной активности, зависит не только дальнейший политический курс внутри страны (состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, партийная принадлежность, наконец выборы президента), но и ее внешняя политика. Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное, чтобы демократия стала потребностью среди широких масс населения, а не только среди политической элиты. Поэтому важнейшую роль в этом процессе играет избирательное право, как возможность посредством выборов (референдума) выражать свое волеизъявление. У каждого гражданина есть свои права и обязанности. Юридически закреплено, что среди прочих человек обладает политическими правами и должен, на мой взгляд, активно участвовать в политической жизни страны. Ведь от каждого гражданина, зависит, как будет развиваться наше государство. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепринятым элементом демократического общества и государства.
Глава 1. Понятие избирательного права и его сущность
Прежде чем рассматривать сущность избирательного права, как одного из важнейших институтов права, следует акцентировать внимание на весьма редком в правовой сфере явлении - когда один правовой термин имеет двойное содержание. Понятие «избирательное право» употребляется в объективном и субъективном смысле. В первом случае речь идет об избирательном праве как правовом институте, т.е. совокупности норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права. А во втором - о субъективных правах личности, т.е. о принадлежащем лицу праве избирать и быть избранным (это нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах). Кроме этого избирательное право подразделяется на активное и пассивное избирательное право: (активное избирательное право - это право избирать, а пассивное - право быть избранным).
Попытки определить понятие объективного избирательного права уже неоднократно предпринимались в отечественной правовой науке. Тем не менее, основу избирательного права в качестве относительного автономного юридического образования составляет специфический объект правового регулирования, под которым традиционно принято понимать обособленный комплекс общественных отношений, нуждающихся в системном правовом обеспечении. С этой точки зрения оправданной выглядит характеристика избирательного права как набора юридических правил, регламентирующих участие граждан в формировании выборных государственных и муниципальных органов, их должностных лиц посредством реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации избирательных прав и свобод.
Однако было бы неверным полагать, что в данном случае имеются два различных явления, обозначенных единым термином. Пожалуй, более правильным было бы рассматривать их как соотношение общего и частного (избирательное право в широком и узком понимании). Избирательные права личности, их объем, и содержание устанавливаются соответствующими правовыми нормами, являющимися составной частью правового института избирательного права. Это отражено в соответствующих нормах Конституции РФ (ст. ст. 3, 32, 81, 96 и 97).
Понятие «избирательное право» носит собирательный характер. В Российской Федерации оно включает в себя, по существу, четыре различные подсистемы, устанавливающие порядок избрания гражданами соответствующих органов государственной власти:
- Президента РФ;
- депутатов Государственной Думы Р.Ф.;
- депутатов законодательных органов субъектов РФ;
- органов местного самоуправления.
Но говоря о предмете избирательного права нельзя не отметить и то, что действующее избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов в РФ и тем самым оставляет открытым вопрос о возможных масштабах использования данного демократического института в конституционировании субъектов политической власти.
Для объективного избирательного права характерна естественная связь с субъективными избирательными правами российских граждан, которые являются их главными обладателями. Но следует акцентировать внимание на том, что наряду с гражданами РФ правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в предусмотренных законом случаях наделяются и иностранные граждане (иностранцы), это указано в ст. 18 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Наделение иностранцев активным избирательным правом на муниципальных выборах, хотя и сопровождаемое рядом юридических ограничений, расширяет сферу действия российского избирательного законодательства, вовлекая в него новых участников избирательного процесса. Это в свою очередь оказывает заметное влияние на круг общественных отношений, образующих предмет избирательного права.
Немаловажное значение для понимания российского избирательного права имеет его правообеспечительная роль по отношению к конституционным избирательным правам граждан. При этом важно учитывать специфику конституционных прав, которые исходят непосредственно из Основного закона. Будучи реализованным в конкретном правоотношении, они не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Избирательное право регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду некоторых весьма важных условий.
Важной чертой российского избирательного права является и то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, т.е. без регулирования со стороны субъектов Федерации.
Субъектам Федерации, предоставлено, только право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (это составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, создание избирательных участков). Особенностью России является и то, что в отличие от многих других государств с относительно новыми конституциями, в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве. В нем были бы закреплены лишь общие принципы избирательного права - всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции РФ, а также в ст. 81 (определение порядка избрания Президента РФ). Общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления, нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях. В этой связи принципы, на которых основывается конституционная регламентация, не только определяют параметры всего законодательного регулирования, но и призваны служить критерием оценки действующего законодательства.
Но отсутствие в Конституции главы об избирательной системе не способствовало обозначению предельно четких ориентиров избирательной реформы. Поэтому конституционное закрепление принципов избирательного права было минимизировано в ныне действующей Конституции России. Начавшаяся, с принятия Основного закона реформа российского избирательного права, была призвана обеспечить и гарантировать демократический и легитимный процесс свободного, равноправного волеизъявления граждан при формировании представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того он способствовала построению единой и согласованной, оптимально сбалансированной и непротиворечивой избирательной системы, отражающей федеральную природу государства и гарантирующей стабильность и преемственность в деятельности выборных органов государственной и муниципальной власти. Поэтому вопрос о принципах избирательного права не может быть сведен только к субъективному праву граждан на участие в выборах и гарантиям его реализации.
Избирательное право в другом отношении разделяется на активное и пассивное. Говоря о принципах избирательного права, прежде всего, понимается именно субъективное избирательное право, т.е. гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Активное избирательное право означает предоставленную лицу возможность участвовать в выборах в качестве избирателя, т.е. право избирать (иногда активное избирательное право определяют как «право голоса»). Пассивное избирательное право означает возможность избираться и быть избранным.
Активное избирательное право - это право граждан избирать, т.е. голосовать за и против той или иной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборах государственных органов (парламента, главы государства, губернатора и др.), органов местного самоуправления или при отзыве членов и руководителей соответствующих выборных органов. Пассивное избирательное право - это право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Большинство граждан страны, обладает как активным, так и пассивным избирательным правом. Но это имеет место не всегда, поскольку не всякий, кто обладает активным избирательным правом, обладает и пассивным. В практике это имеет место. Обычно граждане получают активное избирательное право раньше (чаще всего по достижении гражданином совершеннолетия, т.е. 18-летнего возраста), чем пассивное, которое приобретается позже на несколько лет. Считается, что благодаря такому возрастному цензу обеспечивается приход к управлению страной людей, обладающих большим жизненным опытом и способных принимать взвешенные и оправданные решения.
Законодательство РФ, в отличие от других государств, не проводит различий между гражданами РФ в зависимости от способа приобретения ими гражданства. Правом избирать и быть избранными на равных основаниях обладают как граждане РФ по рождению, так и натурализированные граждане, т.е. лица, кто приобрел гражданство в установленном законодательством порядке. Требование быть «свободным» означает, что лица находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, не участвуют в выборах. Нахождение лица в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания, задержание или арест по подозрению в совершении преступления не является законным основанием для ограничения избирательных прав. Лица, находящиеся под стражей, до вступления в законную силу приговора суда с точки зрения избирательного законодательства считаются «свободными», а значит, могут избирать и быть избранными. Не могут избирать и быть избранными так же душевнобольные, лица, находящиеся на лечении в психиатрической больнице, признанные судом не дееспособными.
Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии и неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В отличие от других стран, в России обязательный вотум не предусмотрен. В тоже время для многих избирательных компаний, особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей в выборах, которое в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм» (от английского слова - отсутствие). Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического бойкота, но чаще всего оно выявляет отсутствие политической культуры и политической активности со стороны избирателей. В этом случае, чтобы не допустить срыва выборов в результате абсентеизма избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент участия зарегистрированных избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными.
Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и другими правовыми актами субъектов РФ. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно, проживающий в РФ не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Субъекты Федерации, вправе принимать собственные избирательные законы и поправки, но они не должны противоречить Федеральным законам.
Избирательное право - это набор юридических правил, регламентирующих участие граждан в формировании выборных государственных и муниципальных органов, их должностных лиц посредством реализации гарантированных Конституцией РФ избирательных прав и свобод. Избирательное право рассматривается как объективное и субъективное явление (т.е. как правовой институт и как право личности, а так же как активное и пассивное: право избирать и быть избранным).
Основу избирательного права в качестве относительного автономного юридического образования составляет специфический объект правового регулирования, под которым традиционно принято понимать обособленный комплекс общественных отношений, нуждающихся в системном правовом обеспечении. Что же касается места избирательного права в иерархической структуре российской правовой системы, то следует рассматривать его в качестве подотрасли государственного права Российской Федерации.
Глава 2. Основные принципы избирательного права.прданин
Под принципами российского избирательного права понимаются основные начала (стандарты), руководящие идеи, лежащие в основе регламентации всей совокупности общественных отношений, складывающихся в процессе выборов и отражающие демократическую природу, как конституционной основы народовластия.
Они обеспечивают механизм правового регулирования, служат критерием законности и правомерности действий граждан, их избирательных объединений, (системы) избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции. Таким образом, можно сказать что, принципы избирательного права составляют содержание всех избирательных отношений. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Кроме того, эти принципы определяют направление развития избирательного права в качестве подотрасли конституционного права. Принципы обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью), общезначимостью. Они образуют определенную систему, для которой характерно наличие особых связей, отражающих роль и значение отдельных правовых начал для формирования и развития российского права, составляющих его отраслей и институтов.
Сегодня обязательные, периодичные, своевременные (своевременно-назначенные), свободные, альтернативные (состязательные), подлинные выборы - единственный законный способ делегирования власти народом. Это оптимальное средство формирования института представительной демократии, который является неразрывной составной частью современной конституционно-правовой модели российской государственности.
На основании изложенного предлагается следующая классификация принципов российского избирательного права, которая основана на их целевом предназначении в организационно-правовом механизме регулирования избирательных отношений, а также непосредственной взаимосвязи, зависимости и дополнения одних принципов другими. По этому критерию принципы избирательного права следует систематизировать по трем основным группам:
1. Принципы организации и проведения выборов;
2. Принципы участия граждан России в выборах;
3. Принципы дополняющие (сопутствующие) две предыдущие группы.
Первую группу составляют исходные (базовые) начала правового обеспечения избирательных отношений, связанные с обязательностью, периодичностью, своевременностью, назначения, свободой, альтернативностью, (конкурентностью) состязательностью выборов, допустимостью различных избирательных систем, независимостью органов (избирательных комиссий), обеспечивающих проведение выборов, подлинностью (нефальсифицированностью) выборов, федеративной основой российского избирательного права, разграничением полномочий между субъектами избирательного процесса, запретом одновременного проведения выборов и референдума РФ.
Ко второй группе принципов участия граждан России в выборах следует отнести: всеобщее, равное, прямое избирательное право, а также добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования.
К третьей группе принципов избирательного права относятся гласность, открытость, территориальная основа выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.
Каждый принцип системы избирательного права связан друг с другом.