Тема 3 Форма государства в зарубежных странах
Цель: освежить знания студентов о форме государства и составляющих её элементах.
План:
1 Многообразие форм государств в зарубежных странах, их причины
2 Формы правления. Монархия, понятие и сущность. Основные признаки. Парламентская монархия, ее признаки
3 Форма государственного устройства, их классификация. Государственное устройство и национальный вопрос. Унитарное государство, понятие и признаки
4 Политические режимы в зарубежных странах, понятие и виды. Демократический (либеральный) режим, его понятие и признаки. Авторитарный режим (диктаторский), его понятие и признаки. Виды авторитарных режимов
1Форма государства определяет структуру и принципы взаимоотношений основных органов государства (парламента, правительства, главы государства), деление государства на составные части и юридический статус этих частей, а также методы деятельности государства и характер его прямых и обратных связей с гражданами.
Форма государства является объектом конституционного регулирования. Отдельные главы под названием «Форма государства» имеются лишь в немногих новейших конституциях (например, Конституция Турции 1982 г., Конституция Эфиопии 1987 г.). Однако в большинстве государств, где такая глава отсутствует, элементы, составляющие понятие «форма государства», закрепляются либо в тексте основного закона (например, во Франции, Испании, ФРГ), либо в отдельных конституционных законах (например, в Швеции).
В странах, где отсутствует писаная конституция, форма государства определяется не столько статутом (законом), сколько конвенционными нормами, которые складываются в процессе многовековой эволюции государственных институтов (например, правовой статус главы государства – монарха в Великобритании и его взаимоотношения с Правительством).
Различают три элемента формы государства:
- форму правления;
- форму государственного (территориально-политического) устройства;
- политический (государственный) режим.
Форма правления – система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.
Различают две основные формы правления зарубежных государств – монархия и республика.
Монархия (в переводе с греческого означает единовластие) – такая форма правления, где глава государства – монарх (именуется в каждой стране по-разному – император, король, султан и т.д.) обладает особым юридическим статусом: его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо другой власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.
Монархия
![]() |
абсолютная (неограниченная) конституционная (ограниченная)
дуалистическая парламентарная
Республика (от лат. res publica – общественное дело) – такая форма правления, где высшие органы государства (президент, парламент, правительство) являются выборными и сменяемыми, причем только парламент во всех без исключения республиках избирается непосредственно населением.
Республика
![]() |
президентская парламентарная смешанная прочие виды
(полупрезидентская)
2Различают абсолютную и конституционную (ограниченную) монархию. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. В правовом отношении монарх – источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые дарует своим поданным. Поданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.
Абсолютная монархия получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. В современных условиях абсолютная монархия – раритет (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней). Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.
Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения различают дуалистическую и парламентарную монархии.
Дуалистическая монархия характеризуется разделением власти монарха с парламентом, однако, тем не менее, власть монарха явно преобладает. Существует выборный представительный орган – парламент. Исполнительная власть принадлежит монарху. Он назначает главу правительства, который несет ответственность только перед монархом. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии нет. Законы принимаются парламентом, однако монарх пользуется правом абсолютного вето, т.е. без его утверждения закон в силу не вступит.
Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительский характер, своего рода функции государственного нотариуса – скреплять своей подписью все важнейшие государственные акты (Великобритания, Испания, Япония, Швеция и др.). Тем не менее, действует принцип: «монарх не ответственен», подпись монарха обязательно нуждается в контрассигнации (т.е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного министра).
Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.
Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете, и эта строка именуется «цивильным листом».
В странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества, существует выборная монархия (Малайзия, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты).
Следует выделить теократическую монархию, где глава государства – монарх является одновременно главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. Папа является одновременно главой государства Ватикан.
Республика и ее разновидности.
Известны 3 разновидности республиканской формы правления:
- президентская республика;
- парламентская республика;
- полупрезидентская (смешанная) республика.
Президентская республика характеризуется следующими признаками:
1) глава государства – президент избирается непосредственно населением путем прямых (Латиноамериканские страны, Казахстан и др.), либо косвенных выборов (США);
2) президент обладает обширными полномочиями: он одновременно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами;
3) в президентских республиках правительство формируется внепарламентским путем, члены правительства назначаются на должность и освобождаются от должности президентом (в США при назначении необходимо согласие верхней палаты Конгресса – Сената).
Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.
Парламентская республика характеризуется следующими признаками:
1) парламент наряду с законодательной деятельностью и вотированием бюджета обладает учредительными функциями и правом контроля за деятельностью правительства. Главным из учредительных функций является формирование правительства на парламентской основе;
2) глава государства – президент занимает в системе государственных органов парламентской республики достаточно скромное место. Президент избирается парламентом (например, в Италии) или особой избирательной коллегией (как в ФРГ);
3) вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства.
Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность правительства перед парламентом.
Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия, Эстония и др.
Полупрезидентская республика – такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики.
К характерным признакам полупрезидентской республики относятся следующие:
1) президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Выборы могут проводиться в один (мажоритарная система относительного большинства) и в два тура (мажоритарная система абсолютного большинства);
2) президент наделяется обширными властными полномочиями: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим;
3) в полупрезидентской республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.
Глава правительства подчас выступает в роли «мальчика для битья»: если что не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством (Франция, Португалия, большинство государств СНГ).
Особая разновидность республиканской формы правления – теократическая республика.
3Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными, региональными и местными органами государственной власти.
Основными видами форм государственного устройства являются:
- унитарное государство;
- федерация;
- конфедерация.
Унитарное государство имеет единую территорию и единую (централизованную) систему государственной власти.
Можно выделить следующие признаки унитарного государства:
- единство и однородность территории;
-отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государств в государстве);
-административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;
-наличие только одной общегосударственной конституции;
-наличие единой системы законодательства;
-наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;
-органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;
-единое гражданство для всей страны;
-единая денежная система;
-общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика.
Особой разновидностью унитарных государств можно считать унитарные государства с автономиями, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.
Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.
Можно выделить следующие признаки федерации:
-территорию федерации составляют территории её субъектов;
-субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;
-в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности, разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром;
-высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам – федеральному президенту (в президентской республике), парламенту, правительству, судам;
-наличие единых вооружённых сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству;
-парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов.
Федерации могут быть:
- территориальными;
- национальными;
- национально-территориальными.
В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах. Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика.
В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Например, Чехословакия (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 г.).
Особый вид федерации – национально-территориальные, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примером может служить Российская Федерация.
Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (военных, экономических и т.д.).
Для конфедерации характерны:
-слабый уровень интеграции составляющих её частей;
-наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства;
-отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий;
-право свободного выхода из конфедерации.
Примерами конфедераций являются: Швейцария в 1815-1848 гг. (объединилась в федерацию), Сенегамбия (после попытки в 1982 г. объединить Сенегал и Гамбию распалась в 1989 г. на независимые государства).
4Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов и т.д.).
Государственные режимы могут быть:
- демократическими;
- недемократическими (авторитарными, тоталитарными, фашистскими).
Контрольные вопросы:
1. Что означает понятие «форма государства»?
2. Назовите элементы формы государства.
3. Дайте определение понятию «форма правления».
4. Какие различают формы правления?
5. Дайте характеристику монархической форме правления, в том числе абсолютной (неограниченной), дуалистической и конституционной (ограниченной) монархии.
6. Что означает республиканская форма правления?
7. Назовите виды республик.
8. Охарактеризуйте вкратце президентскую, парламентарную, смешанную (полупрезидентскую) республики.
9. В каких государствах существует монархическая форма правления?
10. В каких государствах существует республиканская форма правления?