Глава 1. понятие административных правоотношений и его субъектов
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙИ ИХ СУБЪЕКТОВ………………………………………………………......…6
§ 1.1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ………………………………………………………………..6
§ 1.2. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ…………………………………..8
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ………………………………………………………………………...17
§ 2.1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ…………………………………………………………………………17
§2.2. ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ………………………………………………………………………....21
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ СРОКОВИ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ…………………………………………………………………………...24
§3.1. ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ КАК СОБЫТИЕ, ПРОИСХОДЯЩЕЕ ВО ВРЕМЕНИ………………………………………………………………………..24
§3.2. СРОК КАК СВОЙСТВО ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКТА…………………………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…………………………………..36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Понятие юридического факта соответствует содержанию понятия обыденного факта (совершенный фрагмент реальности), но имеет существенные особенности.
В научной литературе представлены различные определения понятия «юридический факт», однако особый интерес в рамках данного исследования представляют идеи Н. К. Коркунова и Г. Ф. Шершеневича. Под юридическим фактом Н. М. Коркунов понимает: «…такие события и действия, которые не представляют собой ничего противного требованиям юридических норм и которым независимо от намеренности их совершения присвоено определенное юридическое значение, заключающееся или в установлении новых прав и обязанностей, или в изменении и прекращении уже существующих».[1]
Г. Ф. Шершеневич конкретизирует понятие юридического факта: «…всякое обстоятельство, влекущее за собой по закону те или иные юридические последствия возникают по воле лиц, являясь выражением их воли, – и тогда они называются юридическими действиями, или же помимо их воли – и тогда носят название юридических событий». Данный подход к определению понятия «юридический факт» остается актуальным до настоящего времени и находит свое отражение в трудах отечественных правоведов В. Б. Исакова, А. Б. Борисова, Ю. М. Козлова, А. Е. Рябова и др.[2] Из этого следует, что всякое фактические обстоятельство (обыденный факт) становится юридическим фактом только в том случае, если оно подпадает под действие нормы права, которая предусматривает для абстрактной модели такого рода обстоятельства возникновение каких-либо последствий. Причем не наступившее обстоятельство не может рассматриваться в качестве юридического факта – оно становится таким лишь с момента действительного (фактического) своего наступления.
Значимость рассматриваемой темы обусловлена тем, что юридические факты в административном праве обладают рядом характерных признаков: они обозначены определенным поведением лица и социальной ситуацией, выражены в объективной реальности, являющейся составляющей нормой административного права, всегда предусмотрены нормами административного права и влекут предусмотренные ими последствия. Юридические факты являются неотъемлемой частью правоотношений, в том числе и административных.
Объектом курсовой работы являются административные правоотношения.
Предметом курсовой работы являются нормы административного законодательства, а также исследования в области возникновения юридических фактов в сфере административных правоотношений.
Целькурсовой работы состоит в рассмотрении соотношения понятий «юридические факты» и «административное право».
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие административных правоотношений и его субъектов;
- определить понятие и функции юридических фактов;
- раскрыть соотношение сроков и юридических фактов в административном праве.
Степень научной разработанности.Изучениемсоотношения юридических фактов и административного права занимались такие ученые правоведы, как: Н. К. Коркунов, Г.Ф.Шершеневич, В.Б. Исаков, А. Б. Борисов, Ю. М. Козлов, А.Е. Рябов и др.
Методологическую основу исследования составил общенаучный метод познания и основанные на нем частно-научные методы, в том числе нормативно-правовой, системно-структурный, метод сравнительного правоведения, исторический метод и др. Их применение позволило рассмотреть предмет исследования в его целостности и всесторонности, выявить общие и специфические черты.
Теоретической основой исследования выступают принципы и положения Конституции РФ, административного права, теории государства и права. При подготовке работы были использованы труды ученых, российских правоведов, внесших значительный вклад в изучение возникновения юридических фактов в области административных правоотношений.
Структуракурсовой работы состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и библиографического списка, что позволяет в полном объеме раскрыть поставленные задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство правовых категорий являются идеальными и существуют лишь в сознании людей. Однако юридические факты имеют отношение к реальной жизни, ведь, по сути, они представляют собой не что иное, как отдельный эпизод действительности, который вызывает последствия правового характера.
Фрагмент действительности, который порождает конкретные правовые последствия, может зависеть от действий людей или одного человека, а может возникнуть сам по себе. По волевому признаку в науке выделяют такие виды юридических фактов, как события и действия. Первые формируются сами по себе, без активного участия в этом человека. Зачастую возникновение юридического факта-события происходит помимо людской воли. Также к этому виду относят обстоятельства, которые хоть и были порождены действиями человека, но впоследствии вышли из-под его контроля. К событиям относятся такие юридические факты, как смерть наследодателя, пожар, состояние родства. Действия, в свою очередь, напрямую зависят от воли людей. Они представляют собой реальные жизненные обстоятельства, возникшие благодаря сознательной активности человека. Действия могут быть правомерными и неправомерными.
Характер возникающих последствий может быть разным. По этому критерию ученые выделяют такие виды юридических фактов, как правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Первые порождают обстоятельства, в результате которых возникают общественные отношения. Вторые же их видоизменяют или приостанавливают. Третьи, в свою очередь, являются причиной прекращения правовых связей. Кроме того, выделяют отдельно от наиболее распространенных вышеуказанных видов юридических фактов правопрепятствующие и правовосстанавливающие обстоятельства. К первым относятся фрагменты действительности, которые мешают общественным отношениям развиваться (к примеру, муж без согласия на то беременной жены не может возбуждать дело о расторжении брака). Со вторыми же закон связывает возобновление ранее утраченных прав и обязанностей (восстановление неправомерно уволенных на прежнем месте работы).
Юридические факты в административном праве представляют собой обстоятельства, с которыми законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это — юридические факты-обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях — события. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙИ ИХ СУБЪЕКТОВ………………………………………………………......…6
§ 1.1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ………………………………………………………………..6
§ 1.2. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ…………………………………..8
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ………………………………………………………………………...17
§ 2.1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ…………………………………………………………………………17
§2.2. ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ………………………………………………………………………....21
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ СРОКОВИ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ…………………………………………………………………………...24
§3.1. ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ КАК СОБЫТИЕ, ПРОИСХОДЯЩЕЕ ВО ВРЕМЕНИ………………………………………………………………………..24
§3.2. СРОК КАК СВОЙСТВО ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКТА…………………………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…………………………………..36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Понятие юридического факта соответствует содержанию понятия обыденного факта (совершенный фрагмент реальности), но имеет существенные особенности.
В научной литературе представлены различные определения понятия «юридический факт», однако особый интерес в рамках данного исследования представляют идеи Н. К. Коркунова и Г. Ф. Шершеневича. Под юридическим фактом Н. М. Коркунов понимает: «…такие события и действия, которые не представляют собой ничего противного требованиям юридических норм и которым независимо от намеренности их совершения присвоено определенное юридическое значение, заключающееся или в установлении новых прав и обязанностей, или в изменении и прекращении уже существующих».[1]
Г. Ф. Шершеневич конкретизирует понятие юридического факта: «…всякое обстоятельство, влекущее за собой по закону те или иные юридические последствия возникают по воле лиц, являясь выражением их воли, – и тогда они называются юридическими действиями, или же помимо их воли – и тогда носят название юридических событий». Данный подход к определению понятия «юридический факт» остается актуальным до настоящего времени и находит свое отражение в трудах отечественных правоведов В. Б. Исакова, А. Б. Борисова, Ю. М. Козлова, А. Е. Рябова и др.[2] Из этого следует, что всякое фактические обстоятельство (обыденный факт) становится юридическим фактом только в том случае, если оно подпадает под действие нормы права, которая предусматривает для абстрактной модели такого рода обстоятельства возникновение каких-либо последствий. Причем не наступившее обстоятельство не может рассматриваться в качестве юридического факта – оно становится таким лишь с момента действительного (фактического) своего наступления.
Значимость рассматриваемой темы обусловлена тем, что юридические факты в административном праве обладают рядом характерных признаков: они обозначены определенным поведением лица и социальной ситуацией, выражены в объективной реальности, являющейся составляющей нормой административного права, всегда предусмотрены нормами административного права и влекут предусмотренные ими последствия. Юридические факты являются неотъемлемой частью правоотношений, в том числе и административных.
Объектом курсовой работы являются административные правоотношения.
Предметом курсовой работы являются нормы административного законодательства, а также исследования в области возникновения юридических фактов в сфере административных правоотношений.
Целькурсовой работы состоит в рассмотрении соотношения понятий «юридические факты» и «административное право».
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие административных правоотношений и его субъектов;
- определить понятие и функции юридических фактов;
- раскрыть соотношение сроков и юридических фактов в административном праве.
Степень научной разработанности.Изучениемсоотношения юридических фактов и административного права занимались такие ученые правоведы, как: Н. К. Коркунов, Г.Ф.Шершеневич, В.Б. Исаков, А. Б. Борисов, Ю. М. Козлов, А.Е. Рябов и др.
Методологическую основу исследования составил общенаучный метод познания и основанные на нем частно-научные методы, в том числе нормативно-правовой, системно-структурный, метод сравнительного правоведения, исторический метод и др. Их применение позволило рассмотреть предмет исследования в его целостности и всесторонности, выявить общие и специфические черты.
Теоретической основой исследования выступают принципы и положения Конституции РФ, административного права, теории государства и права. При подготовке работы были использованы труды ученых, российских правоведов, внесших значительный вклад в изучение возникновения юридических фактов в области административных правоотношений.
Структуракурсовой работы состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и библиографического списка, что позволяет в полном объеме раскрыть поставленные задачи.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ЕГО СУБЪЕКТОВ
§ 1.1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ
Рассматривая вопрос о соотношении понятий юридических фактов и административного права, полагаем необходимым изначально рассмотреть понятие административных правоотношений, а также его субъектов, без которых возникновение юридических фактов становится невозможным.
Общеизвестно, что правоотношение – это основная форма реализации правовых норм. В ходе правоотношения общее предписание правовой нормы конкретизируется в зависимости от состава юридического факта (события или действия, влекущего за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений) по управомоченным и обязанным лицам,
Административные правоотношения являются специфической разновидностью правоотношений. Следует сказать, что проблема административных правоотношений в советской юридической литературе решалась далеко неоднозначно, в частности Г.И. Петров и Ю.М. Козлов предлагали две взаимоисключающие концепции административных правоотношений, которые с методологической точки зрения также приемлемы для целей настоящего исследования. Не углубляясь в суть имевших место разногласий, кратко рассмотрим, что понимается под административными правоотношениями в современной юридической литературе.[3]
Так, А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов отмечают, что под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. Г.И. Петров отмечал, что административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления. А.П. Коренев также констатировал, что административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. Д.Н. Бахрах определяет административно-правовые отношения как урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.[4]
Обобщение научной и учебной литературы по административному праву позволяет сделать определенные выводы относительно характеристики административных правоотношений. Обязательным участником данных отношений является орган государственного управления, то есть данные отношения складываются при участии государства. Как отмечает Л.М. Розин, «признание административных правоотношений с участием государства дает возможность прослеживать, какие и перед кем возникают права и обязанности, какими нормами они устанавливаются. Тем самым глубже раскрывается механизм административно-правового регулирования общественных отношений».[5]
Ю.М. Козлов считает, что специфической особенностью административно-правовых отношений является то, что во всех случаях необходимо следующее непременное условие – обязательное участие в них стороны, наделенной юридически властными полномочиями. Такой стороной является орган государственного управления, то есть субъект исполнительной власти, а также представляющие их должностные лица.
Административные правоотношения могут возникать как по инициативе физических и юридических лиц, так и по инициативе органа внутренних дел. Так, по инициативе физических и юридических лиц данные отношения возникают, когда названные субъекты инициируют соответствующее административное производство. Гражданин обращается в подразделение лицензионно-разрешительной работы с заявлением (и иными документами), в котором просит выдать ему лицензию на приобретение газового оружия.[6]
Административные правоотношения по инициативе граждан возникают, когда гражданин осуществляет в Госавтоинспекции сдачу экзаменов на право управления транспортным средством и др. По инициативе органа управления административные правоотношения возникают в связи с осуществлением им контроля за выполнением, например, условий лицензирования в установленной сфере, в ходе осуществления проверок и ревизий хозяйствующих субъектов и др. За нарушения сторонами административного правоотношения своих обязанностей, как правило, применяется административная и дисциплинарная ответственность.
Административное правоотношение, как и другие элементы правового механизма, имеет свою структуру. Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность взаимосвязанных элементов. К числу данных элементов относятся: субъекты административно- правового отношения; объекты административно-правового отношения; юридические факты, на основании которых происходит возникновение соответствующего административного правоотношения.
§ 1.2. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ
Современное административное право представляет собой одну из отраслей права, субъектный состав которой сложен и подвергается частым изменениям в связи с тенденциями, происходящими в обществе и государстве. В результате реформирования законодательства появляются новые субъекты, например, саморегулируемые организации, иностранные агенты, публичные акционерные общества, публично-правовые компании и т.д., что приводит к необходимости изучения особенностей их административно-правового статуса.
Исследование любой отрасли права начинается с установления ее субъектного состава. От правильного решения данного вопроса, по справедливому мнению В.М. Манохина, во многом зависит эффективность отраслевых норм в регулировании соответствующей области социальных отношений.
Справедливость этого замечания подтверждает происхождение слова «субъект» от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под и jacio — бросаю, кладу основание. Субъект — это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.[7]
Данный термин в истории философии употреблялся в различных смыслах. Например, Аристотель обозначал им и индивидуальное бытие, и материю — неоформленную субстанцию. Родоначальником современного понимания данного термина являлся Р. Декарт. Его противопоставление субъекта и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с точки зрения его достоверности. Следующим важным шагом на этом пути было учение И. Канта, который раскрыл существенные законы внутренней организации субъекта, делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания (учение о категориях как формах регуляции мышления и о категориальном синтезе, представление субъекта как родового, то есть вмещающего в себя весь исторический опыт познания). Тезис о социально-исторической природе субъекта познания был развит Г. Гегелем, для которого познание — это надиндивидуальный процесс, развёртывающийся на основе тождества субъекта (под которым понимается абсолютный дух) и объекта. С марксистских позиций, индивид выступает как субъект с присущим ему самосознанием постольку, поскольку он в определённой мере овладел созданным человечеством миром культуры — орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических и нравственных оценок и т. д.[8]
Активная деятельность субъекта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в формах его деятельности. Понятие же субъекта права разрабатывалось и разрабатывается различными учеными-юристами. В итоге в справочной литературе субъект определяется как лицо (физическое и юридическое), государство, государственное или муниципальное образование, обладающие по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности, то есть правосубъектностью, порождающей возникновение юридических фактов.
Общепризнанной по данному вопросу является точка зрения С.С. Алексеева, выделившего два основных признака субъекта права: «Во-первых — это лицо, участник общественных отношений (индивиды, организации), которое по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей… Во-вторых — это лицо, которое реально способно участвовать в правоотношениях, приобрело свойство субъекта права в силу юридических норм». Это понятие субъекта права, выработанное в теории государства и права, используемое при разработке данной проблемы в отраслевых правовых науках. Однако оно дает, скорее, не определение субъекта права, а определение его правоспособности (фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей) и дееспособности (реально способно участвовать в правоотношениях, приобрело свойство субъекта права в силу юридических норм).
«Вместе с тем, специалисты по теории права все чаще приходят к выво- ду, что само понятие субъекта права, бытующее в юридической науке, является неполным, неточным, односторонним», — считает В.Е. Чиркин. При этом он ссылается на мнение С.И. Архипова о том, что в основе данного понятия лежат «заимствованные из цивилистической доктрины частноправовые представления о субъекте права». Отсюда проистекает и дискуссия, которая ведется в отраслевых науках, в частности и в науке административного права, о том, кого считать субъектами отрасли — организации или юридических лиц. Поэтому в теории права предприняты попытки применить к изучению субъекта права общефилософский (абстрагирующий), многоаспектный и интеграционный подходы, взятые в их единстве.[9]
В.Е. Чиркин отмечает: «В действующем праве субъект права — это особая юридическая конструкция, созданная на базе обобщения многих норм в различных отраслях права. Ее нельзя назвать институтом той или иной отрасли права, это другое, более общее явление». Действительно, понятие «субъект права» должно удовлетворять потребности всех отраслевых дисциплин, а не только частноправовых. Поэтому представляется справедливым определение субъекта права как самостоятельного (автономного в пределах закона) правового образования, имеющего свои интересы, цели, волю, права и обязанности, выполняющего свою роль в обществе, участвующего в создании норм права и (или) в правоотношениях.
Понятие «субъект права» исследуется и в такой отрасли, как административное право. Причем вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно-правовых отношений, то есть решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия. Кроме того, не вызывает сомнений высказывние Д.Н. Бахраха о том, что административная правосубъектность, особенно для коллективных образований, первична по отношению к иной отраслевой правосубъектности (гражданско-правовой, финансовой). Как бы в продолжение этой мысли Р.И. Елагин отмечает, что административным правом как одной из базовых отраслей права обеспечивается реализация прав, свобод и обязанностей всех субъектов права.[10]
К исследованию понятия «субъекты административного права» и к их классификации обращались такие ученые, как Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, Г.И. Петров, Ц.А. Ямпольская и др. В настоящее время эта проблематика также актуальна. Д.Н. Бахрах предлагает в качестве субъектов административного права признавать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Схожее понятие дает П.И. Кононов: «Субъекты административного права — это участники отношений, регулируемых нормами административного права, у которых на основе данных норм возникают определенные субъективные права и обязанности в административно-правовой сфере, то есть административные права и обязанности». Несколько иначе, но в целом по тому же принципу формулирует данное понятие Ю.Н. Старилов: «Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления… это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения». [11]
В приведенном понятии особенно важен последний признак, а именно способность субъектов вступать в административно-правовые отношения. Необходимо отметить, что субъект сам решает, вступать или не вступать ему в правоотношения либо становится их участником по воле иных субъектов. Необходимо также иметь в виду, что не все субъекты права могут быть участниками правоотношений (например, недееспособные граждане, государство). Поэтому субъекты права, вступившие в реальные правоотношения, будут выступать субъектами правоотношений, в частности и административно-правовых. Еще Ц.А. Ямпольская отмечала, что необходимо различать понятия «субъект права» и «субъект правоотношения». В частности, она указывала: «Носитель прав и обязанностей может быть, а может и не быть участником конкретного правоотношения. Для того чтобы носитель прав стал участником правоотношения и мог использовать свои права, необходимо наличие фактических гарантий, обеспечивающих возможность реализации принадлежащих по закону прав. Поэтому смешение понятий субъекта права и участника правоотношения лимитирует разработку вопросов законности, в частности в плане обеспечения субъективных прав».
А.П. Алехин и А.А. Кармолицкий также указывают на то, что субъект административного права — физическое лицо или организация, об- ладающие административной правоспособностью, и его необходимо отличать от субъекта административного правоотношения, обладающего административной правосубъектностью, то есть одновременно административной правоспособностью и административной дееспособностью. Юридическое значение разграничения указанных понятий заключаются в том, что не всякий субъект административного права может быть непосредственным участником административного правоотношения, в связи с чем приведенные определения дают понятие не субъекта административного права, а субъекта административно-правового отношения. И, напротив, будет неверным определять субъекта административно-правового отношения как того, кто наделен административными нормами субъективными правами и обязанностями, так как данный субъект должен еще обладать практической способностью права и обязанности реализовывать.
Более точным в административно-правовой литературе является определение субъектов административного права как лиц, наделенных правами и обязанностями в сфере государственного управления и способных реализовывать их в административных правоотношениях. Однако данное определение не указывает на основные признаки субъекта. В частности, не конкретизируется, например, какие же это лица.
Так, В.М. Манохин называет следующие признаки субъектов административного права:
1) большое число;
2) это физические лица всех их видов, коллективные субъекты, носители государственно-властных полномочий и др.;
3) взаимоотношения субъектов административного права строятся (и это тоже последствие многочисленности и многообразия субъектов) на основе не одного, а нескольких методов власти, подчинения, равенства, рекомендаций, оказания услуг и т.д.;
4) некоторые из них совмещают свои административно-правовые полномочия с полномочиями по другим отраслям права, скажем, конституционному праву;
5) субъекту административного права полномочия предоставляются и реализуются в одном случае по его желанию, в другом — вопреки его желанию.[12]
Схожие признаки субъектов административного права называют и другие ученые. Необходимо отметить, что во втором признаке субъектов, выделенном В.М. Манохиным, отдельно называются такие субъекты, как носители государственно- властных полномочий. В связи с этим определение субъекта административного права будет неполным, если включить в него только физических лиц и организации. Необходимо учесть еще и «социальные общности», которые также могут выступать субъектами административного права (государство, субъекты РФ, муниципальные образования, население и т.д.). Поэтому наиболее полным структурированием субъектной системы административного права будет выделение трех групп субъектов: 1) индивидуальные субъекты; 2) организации; 3) социальные общности.[13]
Что же касается соотношения терминов «организации» и «коллективные субъекты», то здесь мы солидарны с мнением П.И. Кононова о том, что термин «коллективный субъект» применим не ко всем организациям. Например, нельзя назвать коллективным субъектом административного права общество с ограниченной ответственностью, состоящее всего лишь из одного лица — учредителя, который одновременно выступает и его работником, и его руководителем. Формально юридически такое общество является юридическим лицом, а значит и организацией, но при этом не может быть признано коллективным субъектом, поскольку попросту не имеет коллектива участников (или) работников.
В связи с вышеизложенным предлагается определение субъекта административного права как физического лица, организации или социальной общности, которые могут быть участниками административно-правовых отношений, то есть наделены конкретными правами и обязанностями, содержащимися в нормах административного права, реализуемыми как по воле самого субъекта, так и по воле иных субъектов. Данное понятие учитывает все основные признаки субъекта административного права: во-первых, это физическое лицо, организация или социальная общность; во-вторых, они наделены нормами административного права соответствующими правами и обязанностями; в-третьих, данные права и обязанности могут быть предоставлены и реализованы как по желанию субъекта, так и против его воли; в-четвертых, субъекты административного права потенциально могут быть субъектами административно-правовых отношений.