Понятие, юридические свойства и социально-политическая сущность конституции
Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время – это политический документ, ибо она безусловно оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе.
Под конституцией (термин происходит от латинского constitutio – установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления) Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом[1].
Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Верховенство Конституции закреплено впервые в конституционном законодательстве нашей страны (ч. 2 ст. 4)[2]. Оно означает, прежде всего, — утверждение нового конституционного строя, правового государства. Признание верховенства Конституции означает также подчинение государства Конституции. Верховенство Конституции имеет и другой аспект. Оно актуально в контексте провозглашения России федеративным государством и вытекает из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы.[3].
Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается: 1) особым порядком её принятия и изменения; 2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы; 3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством)[4]. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России[5]. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства. Высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.
Конституция 1993 года является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник[6]. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
Конституция Российской Федерации является нормативным актом прямого действия (ч. 1 ст. 15)[7]. Такой записи в предыдущих конституциях России не было. Она означает, что новая Конституция Российской Федерации не декларативный и пропагандистский документ, а правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и в других государственных органах[8].
Верховный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» подчеркнул, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия[9].
К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82)[10].Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации.
Конституцию Российской Федерации отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен в следующей главе данной курсовой работы.
Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Именно с понятием конституции связана ее сущность: основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом.
Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов[11].
По мнению С.А. Авакьяна, при характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическим и рационалистическим (при очевидной условности этих терминов). Суть классово-политического подхода состоит в том, что конституции, закрепляя названные выше группы общественных отношений, выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы. Сторонники рационалистического подхода не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане находится служебная роль конституции как позитивного документа, закрепляющего государственную организацию и основы статуса личности, упорядочивающего общественные отношения и содействующего их движению вперед. Здесь на первом плане - роль конституции как юридического документа, основного закона государства[12].
Существует немало теорий относительно сущности конституции: идея общественного договора; теологические теории, школа естественного права; марксистко-ленинская теория и другие. Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, что конституция принимается при участии большинства избирателей и поддерживается этим большинством и признает высшей ценностью человека его права и свободы. Конституция РФ 1993г. Является народной, в ней заложены общедемократические принципы, она социально ориентирована[13].
Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям Конституция - выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в ней воплощаются идеи высшей справедливости, разума.
Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность Конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т.е. что Конституция является классовой по своей сущности.
Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, которые составляют в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.
Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.
Действующая Конституция Российской Федерации не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В сущности Конституции 1993 года заложены другие начала – не классовые, а общедемократические. По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию" (Преамбула Конституции РФ)[14].
Неприменима к Конституции Российской Федерации 1993 года и трактовка конституции как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.
Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие. Конституция принимается при участии большинства избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.
Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Классификация конституций
Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций, которая позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, глубже изучить содержание и структуру конституций, сопоставить их, выявить особенности правовой природы и в конечном итоге совершенствовать конституционное законодательство.
В учебном пособии Каткова Д.Б., Корчиго Е.В. «Конституционное право России» указана следующая классификация конституций:
1. По порядку принятия конституции можно классифицировать на октроированные (дарованные сверху главой государства - монархом) и принятые легитимным способом: парламентом, учредительным собранием или на референдуме. Октроирование конституций было характерно в основном для прошлых столетий (например, октроированной была Конституция Японии 1889 г.) и в практике современного конституционализма уже практически не встречается. Чаще всего для разработки и принятия конституции созывается учредительное собрание. Первым таким учредительным собранием был Конституционный конвент США 1787 г. На референдуме были приняты Конституция Италии 1947 г., Конституция Португалии 1978 г., Конституция Российской Федерации 1993 г. и ряд других.
2. По порядку изменения различают конституции гибкие и жесткие. Гибкие конституции изменяются в обычном законодательном порядке. К ним относятся: «неписаные» конституции Великобритании, Новой Зеландии, Конституция Израиля. Жесткие конституции изменяются в более сложном порядке, чем предусмотрено для текущего законодательства. Существуют различные способы обеспечения жесткости конституций. К ним относятся требование квалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок к Конституции; утверждение поправок субъектами Федерации; повторное принятие поправок парламентом следующего созыва и др. Жесткость конституций направлена на поддержание их стабильности.
3. В науке конституционного права различают юридическую и фактическую конституции. Юридическая конституция- это совокупность правовых норм, регулирующих рассмотренный выше круг общественных отношений. Фактическая конституция - это реально существующие общественные отношения. Расхождение между юридической и фактической конституцией свидетельствует о фиктивности первой и является, как правило, результатом изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции.
4. По форме правления конституции делятся на монархические (например, Конституция Японии 1947 г.) и республиканские (например, Конституция Франции 1958 г.,. Основной закон Германии 1949 г.).
5. В зависимости от закрепляемого конституцией политического режима выделяют конституции демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократические конституции, в отличие от авторитарных и тоталитарных, не только провозглашают права и свободы, но и создают условия для их реализации, закрепляют идеологическое и политическое многообразие.
6. По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на федеративные и унитарные. В федеративных государствах можно разграничить федеральные конституции и конституции субъектов Федерации. Федеральная конституция закрепляет принципы построения Федерации, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы, касающиеся организации государственной власти субъектов Федерации, регулируются конституциями субъектов в соответствии с федеральной конституцией.
7. По форме - способу организации конституционных норм - конституции бывают писаные и «неписаные» (частично писаные).По времени действия конституции разделяются на имеющие ограниченный и неограниченный срок действия, то есть временные и постоянные. Большинство конституций являются постоянными. Временные конституции характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов[15].
Курак А.И. в своем курсе лекций «Основы конституционного права» выделяет следующий ряд критериев, по которым конституции классифицируют:
1. По форме, т.е. способу организации заключенного в ней материала выделяют – конституции, состоящие из одного нормативного акта или нескольких нормативных актов.Конституции большинства стран мира представляют собой единый нормативный правовой акт наивысшей юридической силы. Их еще называют консолидированными, или иначе – кодифицированными. Такими (едиными) актами являются, например, Конституции Республики Беларусь, Российской Федерации, Италии, Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов, Основной Закон ФРГ и т.д.Вместе с тем в ряде стран конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Так, Конституцию Финляндии составляют четыре органических закона, Конституция Швеции состоит из 3 нормативных актов, Конституцию Канады также образуют несколько нормативных актов. Такие конституции называют неконсолидируемыми, или иначе – некодифицированными.
2. По времени принятия конституции подразделяют на:
· «старые», принятые за очень большой период времени – с конца XVIII века по 1918-й год XX века. В настоящее время осталось очень немного старых действующих конституций. Среди них – Конституции Норвегии (1814г.), Люксембурга (1868г.), Швейцарии (1874г.) и еще нескольких стран.
· «новые» конституции, принятые в период между первой и второй мировыми войнами. К числу ныне действующих конституций, принятых в этот период можно отнести Конституции Финляндии, Ирландии, Княжества Лихтенштейн и некоторых других государств.
· Конституции «новейшие», принятые после 1945г. и до начала 80-х годов XX века. Это - Конституции Франции (1946г.), Италии (1947г.), Японии (1947г.), Испании (1978г.), Португалии (1976г.) и другие.
· Конституции «сверхновейшие», принятые, примерно, в течение последних двадцати лет. К разряду этих конституций можно отнести, например конституции бывших республик СССР и стран «социалистического содружества».
3. По способу внешнего выражения конституционных норм конституции подразделяются на писаные и неписаные. К писаным относят конституции, принятые в виде единого акта и имеющие конкретную юридическую форму. Такая конституция – это определенным образом кодифицированный сборник норм, который имеет четкую структуру, название, принимается в установленном законом порядке. Писаных конституций большинство.Под неписаной конституцией принято понимать определенный набор законов, которые регулируют самые важные отношения в жизни государства и общества. Кроме того, в неписаную конституцию принято включать судебные решения, имеющие характер прецедента и некоторые правовые обычаи. Считается, что есть три страны, в которых действует неписаная конституция: Великобритания, Новая Зеландия и Израиль. Вместе с тем, некоторые авторы полагают, что термин «неписаная конституция» не совсем правильно использовать при классификации соответствующих конституций, поскольку относящиеся к ним те или иные акты являются также кодифицированными и изложены в письменной форме.
4. По способу принятия конституции делятся на октроированные (или дарованные) и «народные» (т.е. принятые на референдуме или представительным органом – парламентом, учредительным или конституционным собранием). Октроированные – это такие конституции, которые представляются народу в готовом виде без его участия в конституционной процедуре. К действующим октроированным конституциям следует отнести Конституции Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Катара и некоторых других стран.
5. По порядку изменения и дополнения конституции подразделяются на гибкие и жесткие. Практически все писаные конституции являются жесткими, а неписаные – гибкие.Гибкими называются конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство (Саудовская Аравия, Княжество Монако, а также вышеуказанные неписаные конституции – Великобритании, Израиля, Новой Зеландии).Жесткими называются конституции, в которые вносятся изменения и дополнения в более сложном порядке, чем в текущие законы.
6. По времени действия конституции классифицируются на постоянные и временные. Первые из них формально имеют неограниченный срок действия, а вторые – принимаются на определенный срок. Однако постоянство указанных конституций нельзя истолковывать как их неизменность. Иногда постоянные конституции меняются довольно часто (к примеру, история Франции насчитывает 16 Конституций), а временные – действуют значительный период времени (к примеру, в Ираке, ОАЭ они действовали более четверти века). Временные конституции особенно распространены в переходные периоды развития государства – после революций, государственных переворотов.
7. По форме правления конституции разделяются на:
· монархические (Конституция Японии 1947 г.);
· республиканские (Конституция Франции 1958 г.).
8. В зависимости от политического режима конституции бывают:
· демократическими;
· авторитарными;
· тоталитарными.
Демократические конституции не только декларируют, но и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина.
Авторитарные конституции ограничивают определенные права и, прежде всего, политические и гражданские – запрет на деятельность политических партий и т.п.
Тоталитарные конституции утверждают одну идеологию в качестве государственной и общеобязательной.
9. По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на:
· федеративные (Российская Федерация);
· унитарные (Республика Беларусь, Греция).
В свою очередь, в федеративных государствах конституции делятся на федеральные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций, республик, областей).
10. Выделяют также юридическую и фактическую конституцию:
· Юридическая конституция – это конституция в собственном смысле слова: нормативный акт, который имеет определенную сложившуюся форму, акт, который принят по установленным правилам;
· Фактическая конституция – обозначает не нормативный акт, а сложившуюся систему общественных отношений, т.е. это то, как положения юридической конституции реализуются на практике, в реальной жизни государства, это сложившийся порядок в конкретной стране.
Если фактическая и юридическая конституции идентичны, то юридическая конституция реальна. Она соответствует действительности. Если же какие-то нормы, записанные в конституции, не существуют в жизни (например, в конституции записано, что президент избирается каждые четыре года, а он не избирается лет шестнадцать под предлогами чрезвычайного положения или «по просьбе трудящихся»), то конституция становится фикцией – ее называют фиктивной конституцией. Стопроцентной реальности и стопроцентной фиктивности не бывает[16].
Если рассматривать конституцию Российской Федерации, принимая во внимание все возможные способы классификации, мы можем сказать, что конституция нашего государства является новой, унитарной, федеральной, демократической, писаной, жесткой.
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИЯ РФ