Правового статуса человека и гражданина.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина – как институт конституционного права представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, определяемое достигнутым уровнем экономического, социально-политического развития конкретного государства.
В структуре конституционно-правового статуса выделяются специальные институты: гражданства, основных прав, свобод, основных обязанностей, правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, принципов правового положения человека в конкретной правовой системе, гарантий прав и свобод.
Важным элементом содержания конституционно-правового статуса личности являются его принципы: свободы, равенства личности, неотъемлемости прав и свобод, взаимосвязи прав и свобод.
Большинство конституций в той или иной мере фиксируют принципы свободы и равенства личности. Традиционное для зарубежного конституционализма толкование свободы состоит в том, что ее обычно воспринимают как отсутствие широких ограничений в деятельности личности. Однако, это не означает абсолютной свободы. Государство устанавливает определенные требования, которым должна служить свобода других людей. Так, в ст.2 Основного закона ФРГ сказано: «Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает права других и не выступает против конституционного порядка или нравственных законов». Аналогичное положение включено в Конституцию Греции.
В основных законах многих зарубежных стран устанавливаются общие требования законности проведения задержания, арестов, обысков. Иногда можно встретить положения о принципах применения уголовных наказаний. Так, в конституциях Греции и Испании речь идет о запрещении жестоких и унизительных наказаний.
Принцип равенства означает отсутствие закрепленной в праве дискриминации по каким-либо признакам, т.е. формальное равноправие граждан. Это своеобразная основа всей системы прав и свобод личности. Так или иначе, этот принцип отображен практически во всех конституциях. «Все люди равны перед законом. Мужчины и женщины равноправны. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение вследствие его пола, происхождения, расы, языка, его родины и родства, его вероисповедания, его религии или политических воззрений» зафиксировано в ст.3 Основного Закона ФРГ (подобные формулировки содержатся в конституциях Греции, Испании, Италии, Японии).
Равенству граждан противостоит дискриминация, являющаяся формой насилия над человеком. По классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущество перед женщинами. В ряде стран женщинам не предоставляются избирательные права; женщины – наследницы получают лишь половину той доли, которую получают мужчины; в суде наказания двух женщин приравниваются к наказаниям одного мужчины. В Латвии и Эстонии действуют законы, дискриминирующие русскоязычное население. В США и странах Западной Европы распространена дискриминация иностранных рабочих, иммигрантов.
В 90-е годы прошлого века в странах Восточной Европы (Чехии, Польше) были приняты законы о люстрации, на основании которых не может занимать государственные должности определённый круг лиц, работавших ранее в органах государственной безопасности, в партийном аппарате и т.п. Соответствующей проверкой занимаются специальные комиссии, создаваемые, как правило, законодательными органами. Если компрометирующие факты, дающие основание для люстрации, обнаруживаются в биографии лица, уже занимающего государственную должность, это лицо уходит в отставку.1
В ряде конституций четко провозглашен принцип неотъемлемости основных прав и свобод граждан, их нерушимости. Так, в Конституции Венгрии записано, что государство «признает неотъемлемые и нерушимые основные права человека, их соблюдение и защита являются первостепенной обязанностью государства». В Конституции Словакии подчеркивается, что основные права и свободы являются «неотъемлемыми, неотчуждаемыми, неприостанавливаемыми и нерушимыми».
Вместе с тем, в конституциях имеются положения и об ограничении прав и свобод, относящиеся как к неопределенному их кругу, так и к конкретному праву или свободе. В большинстве из них ограничения допускаются лишь в случаях, оговоренных конституцией и (или) законом. Так, согласно Конституции Румынии, осуществление ряда прав и свобод может быть ограничено только законом и только в случае, если это необходимо в интересах граждан – с целью защиты национальной безопасности и правопорядка, здоровья населения или нравственности, уголовного расследования, предотвращения последствий стихийного бедствия или серьезной катастрофы. В соответствии с конституциями Болгарии, Венгрии и Словакии ограничения возможны только на определенный срок. Некоторые из них (право на жизнь, на неприкосновенность личности, свободу совести) вообще не могут ограничены.
Принцип взаимосвязи прав и обязанностей. В теории и практике зарубежного конституционализма наличие связи между правами и обязанностями обычно отрицается. При этом существование обязанностей не отрицается, но они не воспринимаются в связи с правами, считается, что это привело бы к ограничению прав. Как аргумент – неисполнение той или иной обязанности не влечет лишение прав. И большинство конституций также исходит из отсутствия взаимосвязей между правами и обязанностями. Однако в послевоенное время в содержании отдельных конституций проявляются новые подходы к этому вопросу. Так, часть 1 Конституции Италии названа «Права и обязанности граждан», подобное название имеет и аналогичная часть Испанской конституции, статья 12 Конституции Португалии гласит, что «все граждане пользуются правами и выполняют обязанности, закрепленные за ними Конституцией».
Таким образом, наличие у человека прав и свобод предполагает исполнение ряда обязанностей, что особенно характерно для граждан соответствующего государства.