Развитие форм интеграции РФ с суверенными гос-вами – бывшими союзными республиками СССР (СНГ, Союзное гос-во России и Беларусии, Евразийское экономическое сообщество, др.).
Союзное Гос-во России и Белоруссии- политический проект союза РФ и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экон-ким, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством. Договор о создании Союза Беларуси и России подписан 2 апреля 1997 на базе Сообщества Белоруссии и России, созданного ранее (2 апреля 1996) для объединения гуманитарного, экон-кого и военного пространства. 25 декабря 1998 г. был подписан ряд соглашений, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экон-кой и социальной сфере, что усиливало Союз. С 26 января 2000 официальное название Союза- Союзное гос-во. Предполагается, что ныне конфедеративный Союз в будущем должен стать мягкой федерацией. Участником Союза может стать гос-во- член ООН, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и Уставом Союза. Присоединение к Союзу осуществляется с согласия государств- участников Союза. При присоединении к Союзу нового гос-ва рассматривается вопрос об изменении названия Союза.
Для реализации задач Союза гос-ва- участники Союза образуют на паритетных началах Высший Гос. Совет Союза, Парламентское Собрание Союза, Исполнительный Комитет Союза и, в случае необх-ти, другие органы Союза. Высшим органом Союза является Высший Гос. Совет Союза, в который входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств- участников Союза, а также председатель Исполнительного Комитета Союза с правом совещательного голоса.
СНГ определяется как межгос-ное образование с координационными полномочиями. В настоящее время СНГ объединяет 12 государств- ранее союзных республик СССР (не участвуют в СНГ только 3 гос-ва Балтии). Юр. природа СНГ характеризуется следующими чертами: создано самостоятельными гос-вами и основано на принципе их суверенного равенства; имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деят-ти государств-членов; ему присуща четкая организационная структура, разветвленная система органов, выступающих в качестве координирующих межгос-ных, межправительственных и межведомственных институтов.
В структуре СНГ существуют, спец. органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и др. Для сотрудничества парламентов создана Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге. Постоянно действующие органы СНГ находятся в Минске и Москве. Рабочим языком Содружества является русский язык.
Выход из СНГ свободный- необходимо лишь письменное заявление о таком намерении гос-ва за 12 месяцев до выхода.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)- международная экон-кая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкон-кой политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Армения, Молдавия, Украина имеют статус наблюдателей в этом сообществе.
10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экон-кого сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экон-кого сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экон-ком пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.
В августе 2006 на Межгос-ном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, - Беларуси, России и Казахстана.
69. Понятие, виды, содержание избирательных прав в РФ.
Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, изб. право образует важную составную часть КП РФ, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исп. органы власти и органы местного самоуправления. Однако термин "избирательное право" используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право - право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы гос. власти и выборные органы местного самоупр-я; пассивное избирательное право - право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы гос. власти и в выборные органы местного самоуправления.
Изб. право РФ имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся: 1) К. РФ, конституции республик в составе РФ; уставы краев, областей, городов фед. значения, автономной области, автономных округов; 2) ФЗ от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях изб. прав и права на участие в референдуме граждан РФ"; другие фед. законы, а также законы субъектов РФ, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы гос. власти и органы местного самоуправления; 3) указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исп. органов субъектов РФ по вопросам организации и проведения выборов.
Некоторые вопросы изб. процесса регулируются постановлениями Гос. Думы и ЦИК.
Избирательная система и избирательное право РФ базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в РФ.