Единство Российского федеративного гос-ва и его структура. Россия как конст. федерация.

Федеративное устройство РФ сочетается с единством гос-ва. Общефедеральные конституционные прин­ципы свободы личности, организации власти и суверенитета имеют универсальный характер и обязательны для всех субъектов РФ. Это означает также, что Федеральная Конституция не нуждается в подтверждении в какой-либо форме субъектами РФ.

Федеративное устройство РФ обусловлено историческими, географическими, экон-кими, социальными, этническими и политическими факторами.

РФ является федеративным гос-вом. РФ состоит из равноправных субъектов Федерации. Федерация является формой организации национальных отношений. Федерализм в России как в многонац-ном государстве обеспечивает сочетание самоопределения этносов и их равноправия с суверенитетом российского народа в целом. Федерализм РФ выражается в создании разнообразных форм национальной государст­венности народов РФ. В РФ существуют следующие формы национальной государственности: 1)республика; 2) автономная область (Еврейская автономная область); 3) автономный округ.

В качестве субъектов РФ выделяют также область, край, города фед. значения. В отличие от субъектов РФ, образованных по национально-территориальному принципу, они образованы в первую очередь по территориальному принципу.

Всего в РФ 89 субъектов, добровольно объединенных в одно го­с-во: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города фед. значения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов. От автономных округов следует отличать федеральные округа. Таких округов 7. Все субъекты РФ объеди­нены в эти округа с центром- столицей округа.

Все субъекты РФ имеют в своем статусе общие черты, такие как:1)конституции, уставы, фиксирующие их правовое положение и закрепляющие компетенцию;2)самостоятельное установление системы органов гос. власти в соответствии с основами конст. строя РФ;3) собственный бюджет;4) собственная символика;5)право заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти;6) представительство в фед. органах гос. влас ти (по 2 представителя в Совете Федерации: по одному от представительного и исп-ного органов гос. власти);7) частичная международная правосубъектность.

Субъекты РФ сформированы по следующим принципам: 1) национально-гос-ному (республики);2) административно-территориальному (края, области, города фед. значения);3)национально-территориальному (автономная область, автономные округа).

Федерализм предполагает:1) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с фед. органами гос. власти;2) гос. целостность;3) единство системы гос. власти;4) разграничение предметов ведения и полномочий между орга­нами гос. власти РФ и органами гос. влас­ти субъектов РФ;5) равноправие и самоопределение народов.

59. Типы субъектов РФ и принципы их взаимодействия с федеральной властью.

Существенной особенностью РФ является то, что она состоит из субъектов, которые сами имеют форму гос. организации. Все они наделяются К.РФ статусом гос. образований. Вне гос. формы нет и субъекта Федерации. Именно гос. природа субъектов придает их отношениям в составе России федеративный характер.

Как гос. образования все субъекты РФ обладают элементами учредительной власти, наделяются правом издавать собственные законы и иные нормативно-правовые акты, осущ-ют территориальное верховенство в границах своего ведения, характеризуются одинаковой компетенцией, особым характером взаимоотношений с фед. властью. Таких отношений не имеют обычные адм-но-территориальные единицы, вследствие чего они не обладают правосубъектностью в составе федерации.

Наиболее общим признаком всех субъектов является их равноправие как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях с фед. органами гос. власти. Равноправие субъектов РФ проявляется независимо от их построения на национально-гос-ной или территориально-гос-ной основе.

К общим чертам субъектов РФ следует отнести также наличие у каждого из них своего адм-но-территориального деления, своей собственности, своего законодат-ва.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется прежде всего тем, что она признается гос-вом в составе РФ. Но республика - это не просто гос-во, а гос-во, входящее в РФ в качестве ее субъекта. Поэтому конституционно-правовой статус республики выражает ее черты и как гос-ва, и как субъекта Федерации. Из этого следует, что правосубъектность республики не может охватывать всей совокупности свойств самостоятельного гос-ва. Ее статус определяется федеральной К. и конституцией республики (ст. 66 К.РФ). Республики имеют гос. символику- Гос. герб, Гос. флаг и Гос. гимн. Это официальные символы гос-ва, которые утверждаются каждой республикой самостоятельно. Они выражают самобытность и исторические традиции народов данной республики. Каждая республика имеет столицу.

Края, области, города фед. значения обладают собственной территорией. Она не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Края и области имеют свои адм-ные центры. В территориальных субъектах образуются органы представительной, исп-ной и судебной власти. Они действуют на основе К.РФ, а также уставов края, области, города фед. значения. Следует отметить, что прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодат-вом к местным органам власти. В настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами гос. власти субъектов РФ. Края, области, города фед. значения вправе иметь свою символику.

Наряду с республиками в составе РФ к национально-гос-ному типу субъектов Федерации относятся автономная область и автономные округа. Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, а по вопросам собственной и совместной с Федерацией компетенции- законы и иные нормативные акты. Они обязательны для исполнения на соответствующей территории.

60. Концепция гос-ной национальной политики и Положения региональной политики РФ (Указы Президента РФ, политологическая доктрина).

Концепция гос-ной нац-ной политики РФ представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деят-ти фед. органов гос. власти и органов гос. власти субъектов РФ в сфере нац-ных отношений. Концепция учитывает необх-ть обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегос-ных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развитии национальных языков и культур.

Гос-ная нац-ная политика основывается на принципах К. РФ и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе фед. законов, законов субъектов РФ, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между фед. органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ.

Основными принципами гос-ной нац-ной политики в РФ являются: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, нац-ти, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранение исторически сложившейся целостности РФ; равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с фед. органами гос. власти; гарантия прав коренных малочисленных народов в соотв. с К. РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ; право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; содействие развитию нац-ных культур и языков народов РФ; своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; запрещение деят-ти, направленной на подрыв безопасности гос-ва, возбуждение социальной, расовой, нац-ной и религиозной розни, ненависти либо вражды; защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

При реализации нац-ной политики перед Российским гос-вом и обществом стоят следующие неотложные задачи:

1) в политической и государственно-правовой сфере:формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экон-ким и политическим реалиям и историческому опыту России, путем развития и углубления федеративных отношений;обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов; выработка гос. мер раннего предупреждения межнац-ных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;обеспечение правовой защиты нац-ной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни; решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма;

2) в социально-экономической сфере: реализация экон-ких интересов народов в соответствии с гос-ной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деят-ти;выравнивание уровней социально-экон-кого развития субъектов РФ; осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему “депрессивных” районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кавказе; развитие гос. систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экон-кого, информационного и культурно-образовательного пространства РФ;

3) в духовной сфере: формирование и распространение идеи духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих РФ; сохранение исторического наследия и дальнейшее развитое национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям; обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегос-ного; учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности;

4) в области внешней политики: реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств; выработка и осуществление на межгос-ном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев; сотрудничество государств- бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов.

Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов гос. власти по управлению политическим, экон-ким и соц. развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.

Основными целями региональной политики в РФ являются:обеспечение экон-ких, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экон-кого пространства;обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных К. РФ, независимо от экон-ких возможностей регионов;выравнивание условий социально-экон-кого развития регионов;предотвращение загрязнения окр. среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;становление и обеспечение гарантий местного самоупр-я.

Наши рекомендации