Принципы территориальной организации Российского государства и виды административно - территориальных единиц.
Административно-территориальное устройство (адм-но-территориальное деление)- деление тер-рии гос-ва (в федеративном гос-ве- деление субъектов) на части- адм-но-территориальные единицы,- в рамках которых осуществляется управление гос. делами и (или) самоуправление населения (местное самоупр-е), создаются органы гос. власти или органы местного самоупр-я. В РФ категория «адм-но-территориальное устройство» относится к уровню только субъектов РФ- республик в составе РФ, краев, областей, городов фед. значения, автономной области, автономных округов, поскольку РФ состоит не из адм-но-территориальных единиц, а из государственно-территориальных образований.
Адм-но-территориальное устройство: элемент территориальной организации РФ; основа иерархии органов гос-ва и местного самоупр-я: адм-но-территориальное устройство субъектов РФ может быть основной для осуществления как гос. управления, так и местного самоупр-я; основа участия граждан в управлении гос-ными и общественными делами.
Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах: соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития; создание экон-ких, финансовых и организационных условий для формирования и деят-ти органов гос. власти и местного самоупр-я, а также участия граждан в их работе; содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры; обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеят-ти населения; сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деят-ти всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области; участие населения в обсуждении и решении вопросов адм-но-территориального устройства.
Поскольку К. РФ 1993 г. не относит вопросы адм-но-территориального устройства к предметам совместного ведения РФ субъекты РФ самостоятельно решают вопросы образования, изменения и упразднения адм-но-территориальных единиц, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям. Субъекты РФ принимают законы об адм-но-территориальном устройстве,
В соотв. с ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоупр-я в РФ», с 2006 г. введена новая система муниципальных образований, предполагающая новые параметры территориального устройства субъектов РФ: субъект РФ делится на тер-рии муниципальных районов и городских округов; в состав муниципального района входят сельские и городские поселения; сельское поселение состоит из сельских населенных пунктов; городское поселение состоит из города или поселка, кроме того, возможно вхождение в его состав и сельских населенных пунктов; сельский населенный пункт- первичная территориальная единица в сельской местности; возможно деление крупных городов на районы (городские районы).
Закрытое адм-но-территориальное образование (ЗАТО)- имеющее органы местного самоупр-я территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, по переработке радиоактивных и других материалов; военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны гос. тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
47. Конституционное содержание национально-гос-ного устройства и его основные формы.
Форма гос. устройства - это национальное и административно-территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер взаимоотношений между составными частями его, между центральными и местными органами и гос. властью.
Форма гос. устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; как строятся взаимоотношения между центральными и местными гос. органами; в какой гос. форме выражаются каждые нации, проживающей на территории данного гос-ва;
По форме гос. устройства все гос-ва можно подразделить на 3 основные группы: унитарные, федеративные, конфедеративные.
Унитарное гос-во- это единое цельное гос. образование, состоящее из адм-но-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками гос. суверенитета не обладают. Все адм-но-территориальные единицы имеют одинаковый юр. статус и равное положение по отношению к центральным органам, не могут обладать какой-либо полит. самост-тью, однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.
Федеративная форма гос. устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное гос-во. И все же можно выделить черты характеризующие все федеративные гос-ва. Оно состоит из территорий субъектов федерации.
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных гос. объединений в одно союзное гос-во. 1. Тер-рия федерации состоит из тер-рий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик. 2. В союзном гос-ве верховная законодательная, исп-ная и судебная власть принадлежит федеральным гос. органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией. 3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исп-ные и судебные органы. 4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. 5. При федеральном гос. устройстве в Парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 6. Основную общегос-ную внешнеполитическую деят-ть в федерациях осуществляют союзные гос. органы.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру гос. устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением гос. суверенитета субъектов федерации. 1) гос. образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными гос-вами, поскольку их деят-ть зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) гос. органов. 2) субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. 3) в территориальных федерациях конституционное законодат-во не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза. 4) управление вооруженными силами в тер-ных федерациях непосредственно осуществляется союзными гос. органами.
Национальные федерации наряду с общими признаками, которые присуще любому гос-ву, они имеют ряд существенных особенностей (многонац-ным составом населения, которое проживает на тер-рии отдельных государств, образующих федерацию). Нац. федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов (все субъекты пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и гос-ва). Обеспечивает суверенитет больших и малых наций. Высшие гос. органы нац. федерации формируются из представителей субъектов федерации. Важнейшей особенностью нац. федерации является правовое положение ее субъектов - право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект нац. федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное гос-во.
Россия- уникальное гос. устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной и нац. федерации. В соотв. с К. РФ "состоит из республик, краев, областей, городов фед. значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ"