Особенности гражданско-правового положения государства как собственника государственного имущества

Гражданско-правовое положение государства как собственника ха­рактеризуется следующими признаками:

1) государственное имущество имеет два вида режима на иму­щественные объекты:

имущество, закрепленное за государственными предприятия­ми и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (п. 4 ст. 214, ст. 294, 296 ГК РФ);

имущество, не закрепленное подобным образом, что придает ему статус казны федеральной, региональной и муниципальной (ст. 214, 215 ГК РФ);

2) законом определены виды имущественных объектов, исключенных из оборота и допустимых быть только собственностью государства (например, ядерное оружие, объекты, существование которых составляет государственную тайну, и т.д.).

Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица окажется имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, то это имущество должно быть отчуждено собствен­ником в течение года с момента возникновения права собственно­сти на это имущество, если законом не установлен иной срок (ст. 238 ГК РФ);

3) осуществление правомочия собственника реализуются государством через уполномоченные на то государственные органы.

131. Особенности гражданско-правового положения госу­дарства как участника сделки

Гражданско-правовому положению государства как участника сделки присущи следующие особенности:

1) при участии в сделках с иными субъектами гражданских пра­воотношений оно отказывается от своего суверенитета и осуществ­ляет данные отношения на равных с фажданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ);

2) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собст­венности граждан, юридических лиц либо муниципальных образо­ваний, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ), т.е. переходят в государственную собственность без соверше­ния сделки приобретения их.

В целях эффективного и рационального использования госу­дарственного имущества закон предусматривает:

приватизацию (ст. 217 ГК РФ), позволяющую расширить част­ный сектор собственности в стране до необходимого баланса с пуб­личной собственностью;

переход имущественных объектов из частной собственности в государственную, если они нерационально используются (например, выкуп бесхозяйно содержимых культурных ценностей, до­машних животных) (пп. 4 п. 2 ст. 235, ст. 240, 241 ГК РФ и др.).

132. Особенности гражданско-правового положения госу­дарства как субъекта ответственности

Гражданско-правовое положение государства как субъекта ответ­ственности характеризуется следующими особенностями:

1) ответственность государства закреплена в Конституции РФ (ст. 52, 53) и конкретизирована в ГК РФ (ст. 15, 16, 1069-1071 ГК РФ);

2) гражданско-правовая ответственность государства за причи­ненный вред подразделяется:

а) на общую ответственность. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе и в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или местного самоуправления, подлежит возмещению;

б) на специальную ответственность. Согласно ст. 1070 ГК РФ особенностями применения данного вида ответственности является особый субъектный состав должностных лиц (правоохранительные органы), виды совершенных данным субъектным составом правонарушений (незаконное уголовное преследование), факт полной (а не частичной) реабилитации потерпевшего и т.д.

Кроме того, закон предусматривает, что:

за вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного примене­ния в качестве меры пресечения заключения под стражу или под­писки о невыезде, незаконного наложения административного наказания, государство несет ответственность в полном объеме не­зависимо от вины должностных лиц — нарушителей (п. 1 ст. 1070 ГК РФ);

за вред, причиненный иными незаконными действиями, кроме указанных в п. 1 ст. 1070 ГК РФ, государство несет ответственность в обычном порядке, предусмотренном ст. 1064 ГК РФ;

3) вред, причиненный государством, подлежит возмещению за счет казны (федеральной, региональной или муниципальной), от имени которой выступают соответствующие финансовые органы государства (ст. 1071 ГК РФ);

4) государство освобождается от возмещения вреда, причи­ненного при осуществлении правосудия, если вина судьи не установлена вступившим в силу приговором суда (п. 2 ст. 1070 ГК РФ).

Наши рекомендации