Особенности гражданско-правового положения государства как собственника государственного имущества
Гражданско-правовое положение государства как собственника характеризуется следующими признаками:
1) государственное имущество имеет два вида режима на имущественные объекты:
имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (п. 4 ст. 214, ст. 294, 296 ГК РФ);
имущество, не закрепленное подобным образом, что придает ему статус казны федеральной, региональной и муниципальной (ст. 214, 215 ГК РФ);
2) законом определены виды имущественных объектов, исключенных из оборота и допустимых быть только собственностью государства (например, ядерное оружие, объекты, существование которых составляет государственную тайну, и т.д.).
Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица окажется имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, то это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на это имущество, если законом не установлен иной срок (ст. 238 ГК РФ);
3) осуществление правомочия собственника реализуются государством через уполномоченные на то государственные органы.
131. Особенности гражданско-правового положения государства как участника сделки
Гражданско-правовому положению государства как участника сделки присущи следующие особенности:
1) при участии в сделках с иными субъектами гражданских правоотношений оно отказывается от своего суверенитета и осуществляет данные отношения на равных с фажданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ);
2) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ), т.е. переходят в государственную собственность без совершения сделки приобретения их.
В целях эффективного и рационального использования государственного имущества закон предусматривает:
приватизацию (ст. 217 ГК РФ), позволяющую расширить частный сектор собственности в стране до необходимого баланса с публичной собственностью;
переход имущественных объектов из частной собственности в государственную, если они нерационально используются (например, выкуп бесхозяйно содержимых культурных ценностей, домашних животных) (пп. 4 п. 2 ст. 235, ст. 240, 241 ГК РФ и др.).
132. Особенности гражданско-правового положения государства как субъекта ответственности
Гражданско-правовое положение государства как субъекта ответственности характеризуется следующими особенностями:
1) ответственность государства закреплена в Конституции РФ (ст. 52, 53) и конкретизирована в ГК РФ (ст. 15, 16, 1069-1071 ГК РФ);
2) гражданско-правовая ответственность государства за причиненный вред подразделяется:
а) на общую ответственность. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе и в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или местного самоуправления, подлежит возмещению;
б) на специальную ответственность. Согласно ст. 1070 ГК РФ особенностями применения данного вида ответственности является особый субъектный состав должностных лиц (правоохранительные органы), виды совершенных данным субъектным составом правонарушений (незаконное уголовное преследование), факт полной (а не частичной) реабилитации потерпевшего и т.д.
Кроме того, закон предусматривает, что:
за вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного наказания, государство несет ответственность в полном объеме независимо от вины должностных лиц — нарушителей (п. 1 ст. 1070 ГК РФ);
за вред, причиненный иными незаконными действиями, кроме указанных в п. 1 ст. 1070 ГК РФ, государство несет ответственность в обычном порядке, предусмотренном ст. 1064 ГК РФ;
3) вред, причиненный государством, подлежит возмещению за счет казны (федеральной, региональной или муниципальной), от имени которой выступают соответствующие финансовые органы государства (ст. 1071 ГК РФ);
4) государство освобождается от возмещения вреда, причиненного при осуществлении правосудия, если вина судьи не установлена вступившим в силу приговором суда (п. 2 ст. 1070 ГК РФ).