ВОПРОС 66; Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субьектами
1. Основной принцип разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ
2. Вопросы исключительного ведения Российской Федерации
3. Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ
4. Договоры между РФ и субъектами РФ о разграничении полномочий
1. Российская Федерация не может эффективно существовать как государство, если не будут разграничены полномочия между центром и субъектами Федерации.
Данные полномочия были разграничены Федеративным договором от 31 марта 1992 года, который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР (РФ) 1978 г. (с изменениями и дополнениями).
После принятия Конституции РФ1993 г. Федеративный договор сохранил свое действие, но перестал быть частью Конституции.
В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании:
ü Конституции РФ;
ü Федеративного договора;
ü договоров между РФ и отдельными субъектами.
Основной принцип разграничения- выделение трех сфер ведения:
ü исключительного ведения Российской Федерации;
ü совместного ведения РФ и субъектов РФ;
ü все иные вопросы отнесены к сфере ведения субъектов РФ.
2. К сфере исклшчительного ведения Российской Федерацииотносятся группы вопросов:
ü государственного строительства;
ü регулирования экономики и социального развития;
ü внешней политики и внешнеэкономической деятельности;
ü обороны и охраны границы;
ü создания правоохранительных органов и правовой системы;
ü метеорологии и статистики;
ü государственных наград и почетных званий.
Основными вопросами государственного строительстваявляются:
ü принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов;
ü федеративное устройство;
ü регулирование и защита прав и свобод человека;
основными вопросами регулирования экономики и социального развития:
ü вопросы государственной собственности;
ü финансового, валютного, денежного, кредитного, таможенного регулирования;
ü установления основ единого рынка;
ü федерального бюджета;
ü федеральных налогов и сборов;
ü автономной энергетики;
ü космическихисследований;
ü транспорта;
ü связи;
основными вопросами внешней политики и внешнеэкономической деятельности:
ü вопросы войны и мира;
ü заключения международных договоров;
ü внешнеполитической деятельности;
обороны и охраны границы:
ü вопросы обороны и безопасности;
ü оборонной промышленности;
ü защиты государственной границы;
правоохранительных органов и правовой системы:
ü вопросы судоустройства;
ü прокуратуры;
ü уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного, арбитражно-процессуального законодательства;
ü правового регулирования сферы интеллектуальной собственности;
метеорологии и статистики:
ü вопросы метеорологической службы;
ü эталонов;
ü стандартов;
ü исчисления времени;
ü геодезии и картографии;
ü бухгалтерского учета;
ü статистики.
3. К области совместного ведения Федерации и субъектов РФ относятся такие основные вопросы, как:
ü обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и законам;
ü обеспечение законности и правопорядка;
ü установление общих принципов организации местного самоуправления;
ü природопользование;
ü здравоохранение;
ü местные налоги и сборы и налоги и сборы субъектов РФ;
ü подбор кадров судебных и правоохранительных органов;
ü адвокатура;
ü нотариат;
ü административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды.
4. Между Российской Федерацией и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграничении полномочий. Они должны не противоречить Конституции РФ и Федеративному договору и решать вопросы, не урегулированные в них.
ВОПРОС 67. Основы строя РФ
1. Общее понятие основ конституционного строя
2. Содержание положений основ конституционного строя
3. Связанность норм Конституции основами конституционного строя. Стабильность основ конституционного строя
1. Конституционный строй – это определнноа форма и способ организации государства, закрепленные в его конституции.
Основы конституционного строя- главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.
К базовым характеристикам(основам конституционного строя) Российского государства Конституция РФ относит следующие:
ü признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
ü демократический характер государства;
ü правовой характер государства;
ü социальный характер государства;
ü федеративная форма государственного устройства;
ü республиканская форма правления;
ü суверенитет;
ü единое экономическое пространство;
ü светский характер государства.
2. Ключевым из положений основ конституционного строяи одновременного новеллой Конституции является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данное положение кардинально меняет сам характер государства. Из государства-самоцели, во имя которого ранее обязан был жить человек (порой безвозмездно отдавая этому все свои силы), государство становится средством обеспечения достойной жизни человека, его слугой. Государство признает и защищает права и свободы человека. Регулированию прав и свобод человека посвящено около трети объема Конституции (49 статей) - в полтора раза больше, чем норм Конституции РСФСР 1978 г. Установлен строгий перечень оснований ограничения прав и свобод. Глава о правах и свободах (2-я) поставлена на первое место в тексте Конституции после основ конституционного строя, внутри самой главы приоритет отдан личным правам. Никакие нормы Конституции, законы не должны умалять и отменять права и свободы человека. Положения главы о правах и свободах человека не могут быть изменены, кроме случая принятия новой Конституции.
Демократический характер государства подразумевает наличие:
ü народовластия;
ü разделения властей;
ü идеологического и политического многообразия;
ü местного самоуправления.
Конституиия зекреиляет принцип народного суверенитета. Его смысл – власть принадлежит народу и исходит от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, которые формируются путем выборов либо производны от выборных органов.
Власть в РФ осуществляется на основе разделения на:
ü законодательную;
ü исполнительную;
ü судебную.
На общегосударственном уровне это, соответственно:
ü Федеральное Собрание (парламент);
ü Президент и Правительство;
ü суды
Свои органы государственной властиимеются в субъектах Федерации.
От государственной власти в России отделено местное самоуправление - самостоятельное и под свою ответственность решение гражданами вопросов местного значения (как непосредственно, так и через органы местного самоуправления). Местное самоуправление в РФ гарантируется государством.
В Российской Федерации существует политическое и идеологическое многообразие. В стране функционирует многопартийная система, запрещается объявление определенной идеологии единственной и общеобязательной.
Российская Федерация - суверенное государство. Оно осуществляет всю полноту своей власти внутри страны и свободно и независимо в международно-правовом отношении.
Россия - правовое государство. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство над всеми иными нормативно-правовыми актами, действуют на территории всей страны, обязательны для исполнения. Деятельность государства, его органов, жизнь общества должны быть основаны на праве.
Российское государство имеет федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления. Это значит, что Россия, будучи единой, состоит из 89 субъектов Федерации - образований, обладающих всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы в исключительное ведение Федерации и сферу совместного ведения. Субъекты Федерации, не обладая международно-правовым суверенитетом, имеют признаки государства - конституции (уставы), символику, собственное, наряду с федеральным, законодательство, органы государственной власти и т.д. В то же время экономическое пространство России едино. В стране существует единая валюта - рубль, единая финансовая система, запрещается препятствовать свободному передвижению товаров, капитала и услуг внутри страны, создавать региональные таможни и т.д.
Республиканская форма правления подразумевает выборность органов государственной власти, отсутствие монархической (ограниченной или неограниченной, бессрочной, наследственной) власти.
Россия - социальное государство. Это значит, что:
ü деятельность государства должна быть направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека;
ü устанавливается минимальный размер оплаты труда;
ü обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
ü устанавливаются государственные пенсии и пособия;
ü работает система социальных служб;
ü существуют иные формы социальной защиты.
Российская Федерация является светским государством, что подразумевает отделение религии от государства.
Вследствие этого:
ü в Российской Федерации запрещается введение общеобязательной единой религии;
ü все конфессии равноправны;
ü граждане имеют право как верить в Бога, так и отрицать теологические основы мироздания (быть атеистами);
ü принадлежность к религии, к определенной конфессии не имеет самостоятельного юридического значения и не может служить основанием дискриминации граждан;
ü религиозные организации не вмешиваются в деятельность государственных органов и государственные органы - религиозных организаций;
ü образование (кроме профессионального духовного и частного) свободно от религии.
3. Все остальные нормы Конституции не могут противоречить положениям основ конституционного строя.
Основы конституционного строя обладают повышенной стабильностьню. Они не могут быть изменены, кроме случая принятия новой Конституции.
ВОПРОС 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА.. 1
1. Общие понятия , цели и задачи конституционного права 1
2. Место конституционного права в системе отраслей права и его значение. 1
3. Предмет регулирования конституционного права. 1
ВОПРОС 2. Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения. 1
1. Общее понятие конституционно-правовых норм и отношений. 1
2. Классификация конституционно-правовых норм и их особенности. 1
3. А Субъекты конституционно-правовых отношении. 1
ВОПРОС 3. Источники конституционного права. 3
1. Общее понятие источников и их роль . 3
2. Естественное и позитивное право. 3
3. Виды источников писанного -позитивного права. 3
ВОПРОС 4. Система конституционного права РФ.. 4
1. Критерий систематизации в российском конституционном праве. 4
2. Элементы системы российского конституционного права. 4
ВОПРОС 5. Основы учения о конституции. 5
1. Общее понятие конституции и ее форма. 5
2. Классификация конституций. 5
ВОПРОС 6. Основные функции конституции. 6
1. Общее понятие функций конституции к их классификация. 6
2. Содержание функций конституции. 6
ВОПРОС 7. Основные черты конституции. 7
1. Общее понятие черт конституции и их классификация. 7
2. Содержание основных черт конституции. 7
ВОПРОС 8. Юридические свойства конституци. 8
1. Общее понятие юридических свойств .конституции и их классификация. 8
2. Содержание юридических свойств конституции. 8
3. Особый порядок принятия и изменения. 8
ВОПРОС 9. Основные вехи конституционно-правового развития России иСССувХХв. 10
1. Конституция РСФСР 1918 г. 10
2. Конституции СССР 1924 г. и РСФСР 2925г. 10
3. Конституции СССР 1936 г. и РСФСР 1937. 10
4. Конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 гт. 10
ВОПРОС 10. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. 12
1. Необходимость смены Конституции: 12
2. Борьба между законодательной и исполнительной властью - главное. препятствие естественного конституционного процесса. 12
3. 7азвитие конституционного кризисут. 12
4. Референдум 12декабря 1993 года. 12
ВОПРОС 11. Конституционный статус Президента РФ.. 14
1. Функции Президента Российской Федераций. 14
2. Общие полномочия Президента РФ.. 14
3. Иные вопросы статуса Президента РФ.. 14
ВОПРОС 12. Специальные полномочия Президента РФ.. 15
1. Понятие специальных полномочий. 15
2. Полномочия, относящиеся к специальным. 15
ВОПРОС 13. Порядок избрания Президента РФ.. 16
1. Общие условия выборов Президента, Выдвижение кандидатов. 16
2. Организация, проведение и финансироваше выборов. 16
3. Определение результатовголосования. 16
4. Вступление Президента в должность. 16
ВОПРОС 14. Прекращение обязанностей Президента. Процедура импичмента. 18
1. Общие основания прекращения обязанностем Президента РФ.. 18
2. Отрешение Президента РФ от должности - импичмент. 18
ВОПРОС 15. Место Федерального Собрания - парламента в системе органов государственной власти 19
1. Парламент как один из органов государственной власти, принципы его деятельности и функции 19
2. Главные отличия Федерального Собрания - парламента РФ от Съездов народных депутатов и Верховных Советов СССР и РСФСР. 19
ВОПРОС 16. Двухпалатная структура парламента РФ.. 20
1. Мировая практика разделения парламента на две палаты.. 20
2. Основные черты двухпалатной структуры парламента Российской Федерации. 20
ВОПРОС 17. Порядок образования парламента РФ.. 21
1. Особенности выборов депутатов Государственной Думы.. 21
2. Особенности формирования Совета Федерации. 21
ВОПРОС 18. Компетенция парламента РФ.. 23
1. Общее понятие компетенции парламента, виды компетенции. 23
2. Специальная компетенция Совета Федерации. 23
3. Специальная компетенция Государственной Думы.. 23
4. Наиболее важные вопросы общей компетенции Федерального Собрания. 23
ВОПРОС 19. Организация работы палат Федерального Собрания. 24
1. Общие принципы работы палат парламента. 24
2. Руководящие органы Государственной Думы.. 24
3. Руководящие органы Совета Федерации . 24
ВОПРОС 20. Законодательный процесс. 25
1. Общее понятие и стадии законодательного процесса. 25
2. Субъекты права законодательной инициативы.. 25
3. Особенности законодательного процесса. 25
4. Виды законов, особенности процедуры их принятия. 25
ВОПРОС 21. Роспуск Государственной Думы.. 27
1. Закрепление Конституцией РФ за Президентом права распускать Государственную Думу в определенных случаях . 27
2. Ограничение права Президента РФ осуществлять роспуск Государственной Думы.. 27
ВОПРОС 22. Конституционный статус Правительства РФ.. 28
1. Роль Правительства РФ в системе органов государственной власти. 28
2. Председатель Правительства РФ.. 28
ВОПРОС 23. Осуществление полномочий Правительством РФ.. 29
1. Специальные полномочия Правительства РФ.. 29
2. Акты Правительства РФ.. 29
ВОПРОС 24. Система федеральных органов исполнительной власти в РФ.. 30
1. Общее понятие федеральных: органов исполнительной власти, их виды, нормативная база. 30
2. Функции федеральных органов исполнительной власти и их руководители. 30
ВОПРОС 25. Ведущие министерства и ведомства РФ.. 31
1. В области финансов экономики и. управлений государственной собственностью.. 31
2. В области обороны, безопасности,правоохранительной сфере. 31
3. В области социальной политики и культуры.. 31
ВОПРОС 26. Общая характеристика института прав и свобод человека. 32
1. Общее понятие прав и свобод человека и их конституционноезакрепление. 32
2. Международно-правовой базис прав и свобод человека. 32
3. Механизм правовой защиты прав и свобод. 32
4. Ограничение прав и свобод человека. 32
ВОПРОС 27. Классификация прав и свобод человека как отражение их нового понимания в России. 35
1. Классификация прав и свобод в науке конституционного права. 35
2. Новая концепция прав и свобод человека и гражданина в России. 35
3. Принципы правового статута человека и гражданина в Российской Федерации. 35
ВОПРОС 28. Права на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность. 38
1. Общее понятие права на жизнь. Проблема смертной казни. 38
2. Право на достоинство. Запрет пыток. 38
3. Право на свободу и личную неприкосновенность. 38
4. Неприкосновенность частной жизни. 38
ВОПРОС 29. Личные права в области неприкосновенности жилища, свободы передвижения и выбора места жительства. 41
1. Общее понятие жилища и режим его неприкосновенности. 41
2. Свобода передвижения и выбора места жительства. 41
ВОПРОС 30. Личные права и свободы в области национальности, языка, свободы мысли и свободы совести. 44
1. Право на самостоятельное определение национальной принадлежности. 44
2. Конституционное решение в России проблемыязыков. 44
3. Общее понятие и содержание свободы мыслив и слова. 44
4. Свобода совести и вероисповедания. 44
ВОПРОС 31. Права человека в области образования и культуры.. 47
1. Общее понятие права в области образования и културы.. 47
2. Содержание прав в области рбразования и культуры.. 47
ВОПРОС 32. Политические права граждан РФ.. 49
1. Общее понятие и перечень политических прав гражданина РФ.. 49
2. Содержание политических прав. 49
ВОПРОС 33. Основные экономические права человека и гражданина в Российской Федерации и гражданина в РФ участника предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 52
1. Общее понятие экономических прав человека и гражданина РФ.. 52
2. Содержание экономических прав. 52
ВОПРОС З4. Основные трудовые правачеловека и гражданина в РФ.. 54
1. Общая характеристика основных трудовых. 54
2. Содержание трудовых лрав. 54
ВОПРОС 35. Основные социальные права человека и гражданина в Российской Федерации. 56
1. Общее понятие и перечень социальных прав человека в РФ.. 56
2. Содержание социальных прав. 56
ВОПРОС 36. Конституционные права человека в РФ в области правосудия. 58
1. Общее понятие прав человека в области правосудия. 58
2. Содержание прав в области правосудия. 58
ВОПРОС 37. Основные гарантии прав и свобод человека в Российской Федерации. 60
1. Общее понятие гарантий прав и свобод человека в РФ и их перечень. 60
2. Содержание основных гарантий прав и свобод. 60
ВОПРОС 38. Основные обязанности человека и гражданина в РФ.. 62
1. Общее ионятие основных обязанностей человека. 62
2. Содержание основных обязанностей. 62
ВОПРОС 39. Общее понятие и основные принципы гражданства Российской Федерации. 64
1. Общее нонятие гражданства РФ и его нормативно-иравовое регулирование в СССР и РСФСР (РФ) 64
2. Основные принцииы гражданства РФ. 64
ВОПРОС 40. Приобретение гражданства Российской Федерации. 66
1. Общая характеристика оснований приобретения гражданства РФ.. 66
2. Основания приобретения гражданства РФ.. 66
ВОПРОС 41. Прекращение гражданства РФ и органы, решающие вопросы гражданства РФ.. 69
1. Основания прекращения гражданства РФ.. 69
2. Органы, решающие вопросы гражданства, и их полномония. 69
ВОПРОС 42. Референдум (плебисцит) как форма непосредственной демократии. 71
1. Общее понятие референдума. 71
2. Отличие референдума от плебисцита и ирактина их проведения в зарубежмвеи странах. 71
ВОПРОС 4З. Референдум Российской Федерации на референдум РФ.. 73
1. Практика проведения референдумов в СССР и России и их нормативно-правовая основа. 73
2. Общие принципы проведения референдумв в РФ.. 73
3. Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум РФ.. 73
ВОПРОС 44. Порядок проведения референдума РФ и кроцедура его назначения. 75
1. Инициатива проведения референдума может РФ и процедура его назначения. 75
2. Органы, осуществляющие подготовку и проведение референдума, агитация. 75
3. Определение результатов голосования и юридическая сила решения, принятого на референдуме. 75
ВОПРОС 45. Общественные обьединенияв России: понятие, основные организационно-правовые формыобъединений. 77
1. Общее понятие общественного объединения. 77
2. Организационно-правовые формы общественых объединений. 77
ВОПРОС 46. Религиозные объединения в РФ.. 79
1. Светский характер государства в России. 79
2. Общее ионнтие религиозных обьединенийи их виды.. 79
3. Создаиие и ликвидация религиознйх организаций. 79
4. Основные виды деятелъностй религиозных оргаиизаций. 79
5. Перерегистрация религиозных организаций. 79
ВОПРОС 47. Уполномоченный по правам человека в РФ.. 82
1. Цели урчеждения должности Уполномоченного по правам человека. 82
2. Назначение на должность Уполномоченного по правам человека и освобождение от нее. 82
3. Компетенция Уполномоченного по правам человека и организация его деятельности. 82
ВОПРОС 48. Администрация Президента РФ.. 85
1. Общая характеристика и функции Администрации Президента РФ.. 85
2. Штат и структура Администрации Президента. 85
ВОПРОС 49. Совет безопасности Российской Федерации. 88
1. Статус и задачи Совета безопасности РФ.. 88
2. Структура и организация работы Совета безопасности РФ.. 88
ВОПРОС 50. Акты Президента РФ. Их значение и юридическая сила. 90
1. Виды актов Президента и их юридическая сила. 90
2. Подготовка и издание актов Президента. 90
ВОПРОС 51. Комитеты и комиссии Государственной Думы.. 91
1. Общая характеристика комитетов и комисиий Государственной Думы.. 91
2. Перечень комитетов и комиссий. 91
ВОПРОС 52. Комитеты и комиссии Совета Федерации. 93
1. Общая характеристика комитетов и комиссий Совета Федерации. 93
2. Переченысомитетов и комиссий Совета. 93
ВОПРОС 53. Органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.. 94
1. Виды органов исполнительной власти субъектов РФ.. 94
2. Взаимноотношения между главой и правительством (администрацией) субъекта РФ.. 94
3. органы Законодательной Власти субъектов РФ.. 94
ВОПРОС 54. Основные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации 97
1. Конституционные основы местного самоуправления в РФ.. 97
2. Формы осуществления местного самоуправления. 97
ВОПРОС 55. Предмет ведения, финансовая основа и гарантии деятельности местного самоуправления 99
1. Круг вопросов местного значения. 99
2. Финансово-экономическая основа местного самоуправления. 99
3. Конституционные гарантии местного самоуправления. 99
ВОПРОС 66. Основы судебной системы РФ.. 102
1. Общее понятие судебной системы РФ.. 102
2. Суды, образующие судебную систему РФ.. 102
3. Понятие судебной инстанции. 102
ВОПРОС 57. Конституционный Суд РФ. Назначение и компетенция. 105
1. Общая характеристика Конституционного Суда РФ.. 105
2. Компетенция Конституционного Суда РФ.. 105
3. Принципы сосуществления конституционного судопроизводства. 105
ВОПРОС 58. Судьи, структура и организация работы Конституционного Суда РФ.. 107
1. Судьи Конституционного Суда РФ.. 107
2. Организация работы Конституционного Суда РФ.. 107
ВОПРОС 59. Демократические принципы правосудия в РФ правосудия. 110
1. Общее понятие демократических принципов правосудия. 110
2. Содержание демократических принципов правосудия. 110
ВОПРОС 60. Статус судей в РФ.. 113
1. Осуществление правосудия только судом.. 113
2. Требования,предъявляемые н кандидату на должность судьи РФ.. 113
3. Порядок назначения судей. 113
4. Гарантии независимости судей. 113
5. Органы судейского сообщества и квалификационные коллеги. 113
ВОПРОС 61. Верховный Суд РФ.. 117
1. Общее понятие и основные направления деятельности Верховного Суда РФ.. 117
2. Структура и состав Верховного Суда. 117
3. Функции подразделений Верховного Суда. 117
ВОПРОС 62. Арбитражные суды в РФ.. 119
1. Общее назначение и задачи арбитражных судов РФ.. 119
2. Система арбитражных судов. 119
ВОПРОС 63. Высший арбитражный суд РФ.. 121
1. Компетенция Высшего арбитражного суда РФ.. 121
2. Структура Высшего арбитражного суда РФ.. 121
3. Структурные подразделения Высшего арбитражного суда РФ и их компетенция. 121
ВОПРОС 64. Прокуратура Российской Федерации. 124
1. Общее понятие и основные направления деятельности Прокуратуры РФ.. 124
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.. 124
3. Система органов прокуратуры.. 124
ВОПРОС 65. Общая характеристика федеративного устройства России. 127
1. Основные признаки России как федерации. 127
2. Состав Российской Федерации. 127
ВОПРОС 66; Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субьектами. 130
1. Основной принцип разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ.. 130
2. Вопросы исключительного ведения Российской Федерации. 130
3. Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ.. 130
4. Договоры между РФ и субъектами РФ о разграничении полномочий. 130
ВОПРОС 67. Основы строя РФ.. 132
1. Общее понятие основ конституционного строя. 132
2. Содержание положений основ конституционного строя. 132
3. Связанность норм Конституции основами конституционного строя. Стабильность основ конституционного строя. 132