ВОПРОС 26. Общая характеристика института прав и свобод человека

1. Общее понятие прав и свобод человека и их конституционноезакрепление

2. Международно-правовой базис прав и свобод человека

3. Механизм правовой защиты прав и свобод

4. Ограничение прав и свобод человека

1. Права и свободы человека- мера возможного поведения человека в обще­стве, возможность делать все, что не наносит ущерба другим людям.

Права и свободы человека - один из главных элементов предмета регу­лирования большинства конституций (наряду с вопросом о власти и механизме ее организации). В конституциях, принятых после второй мировой войны, права и свободы человека, как правило, - централь­ный элемент предмета конституционного регулирования. Важнейшая задача любой конституции - нахождение баланса между властью и пра­вами и свободами человека. При умалении роли и значения власти в обществе свобода перерастает в анархию, вседозволенность. Наоборот» чрезмерная сила государства (присущая обычно странам с тоталитар­ным и авторитарным политическим режимом) приводит к подавлению человеческой личности, превращению человека в "винтик" государ­ственной машины. В современной науке конституционного права пре­обладает точка зрения, согласно которой демократическое общество должно обеспечить своим членам максимум прав и свобод, а государ­ству оставить ровно столько полномочий, сколько необходимо для надежной защиты этих прав и свобод.

2. Международно-правовой базис прав и свободсоставляют такие важней­шие документы:

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (Римская конвенция);

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания 1984 г. (конвенция против пыток);

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискрими­нации;

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года (Хельсинский акт);

конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Существуют также иные международно-правовые акты.

Значение данных актов в том, что они содержат универсальные стандар­ты в области прав человека, которые выработаны мировым сообще­ством. Международное сообщество добивается выполнения этих стан­дартов всеми странами. В мире осталось не много государств, которые не соблюдают общепризнанные международные правила в сфере защи­ты прав и свобод. Большинство демократических стран стремится к ува­жению прав и свобод человека, их правовой защите. Часть государств приводит свое внутреннее законодательство в соответствие с междуна­родными нормами, а в некоторых странах (например, в России) меж­дународные акты (в том числе в области прав и свобод человека) не­посредственно включаются во внутреннее законодательство и имеют прямое действие.

3. Международное сообщество выработало не только универсальные стан­дарты прав человека, но и механизм правовой защиты данных прав и свобод.

Защиту прав и свобод на международном уровне осуществляют:

ü Организация Объединенных Наций (соответствующие комитеты);

ü Европейский суд по правам человека;

ü иные учреждения.

ü В Российской Федерации данные права охраняются и защищаются:

ü конституционно-судебными органами (Конституционным Судом РФ);

ü судебными органами (судами общей юрисдикции);

ü органами исполнительной власти (в административном порядке);

ü дипломатическими, консульскими учреждениями РФ за рубежом;

ü путем законной самозащиты человеком своих прав.

В некоторых государствах (в частности, западноевропейских) данный механизм дополнен органами:

ü административной юстиции (рассматривают споры между гражданами и органами государственной власти и управления);

ü трудовой юстиции (рассматривают трудовые споры).

4. В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрезвы­чайного положения и др.) возможно ограничение прав и свобод челове­ка. По общему правилу, конституции демократических государств точ­но и исчерпывающе формулируют основания подобных ограничений. Данное требование - наличие строгих оснований ограничения прав и свобод - содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 29).

Исчерпывающий перечень оснований ограничения прав человека со­держит Конституция РФ. Права и свободы человека в России могут быть ограничены только в шести случаях:

ü защиты основ конституционного строя;

ü нравственности;

ü здоровья;

ü прав и законных интересов других лиц;

ü обеспечения обороны страны;

ü государственной безопасности.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Ограничение прав и свобод в случаях, предусмотренных Конституцией, может осу­ществляться только на основании федеральных законов. Такими закона­ми являются:

ü Закон РСФСР" О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 года № 1254-1;

ü Закон РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 года № 1026-1;

ü Федеральный закон "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ;

ü Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 ав­густа 1995 года № 144-ФЗ;

ü Федеральный закон "О внутренних войсках МВД Российской Федера­ции" от б февраля 1997 года № 27-ФЗ;

ü Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ;

ü некоторые другие федеральные законы.

Никакие нормативно-правовые акты, кроме федерального закона (напри­мер, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы субъек­тов РФ), ограничивающие права и свободы человека, издаваться не могут.

Типичными формами ограничения прав и свобод являются:

ü особый режим въезда в РФ и выезда из нее;

ü ограничение свободы передвижения внутри страны;

ü запрещение уличных шествий и демонстраций;

ü ограничение свободы печати;

ü введение комендантского часа;

ü нарушение неприкосновенности жилища;

ü аудиовизуальная слежка;

ü прослушивание телефонных переговоров;

ü просмотр корреспонденции;

ü досмотр транспортных средств;

ü задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления;

ü содержание под стражей.


Наши рекомендации