Мж проливы: понятие, режим транзитного прохода.
Режим Черноморских проливов и Балтийских проливов.
Проливы – естественные морские проходы, соединяющие между собой части открытого моря либо моря и океаны. Проливы, используемые для международного судоходства – международные проливы.
Ч 3. Конвенция 1982г. отражает сочетание интересов стран, пользующихся междунар проливами и прибрежных к ним гос-в «Проливы, используемые для международного судоходства»: Если пролив используется для международного судоходства между одним районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и другим районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и перекрывается территориальным морем прибрежного или прибрежных государств, то в них все суда пользуются правом транзитного прохода. Транзитный проход – осуществление свободы судоходства исключительно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив. Конвенция 1982г. содержит следующие положения:
-учитывание интересы граничащих с проливами государств в области безопасности мореплавания, рыболовства, предотвращения загрязнения, соблюдения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил.
-суда при транзитном проходе должны соблюдать общепринятые международные правила касающиеся как безопасности на море, воздерживаться от любой деятельности в нарушении принципов МП, предусм. Уставом ООН, придерживаться деятельности свойственной обычному порядку. Исключение – форс-мажорные обстоятельства.
-во время транзитного прохода через проливы ин. суда не могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения гос-в, граничащих с проливом.
-Режим транзитного коридора не применяется к проливу, используемому для меж.судоходства, если в этом проливе имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь, проходящий в открытом море или в исключительной экономической зоне.
- гос, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать системы разделения движения судов в проливах, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов. При это гос-ва-члены должны соблюдать следующие требования:
1.морские коридоры и системы разделения движения должны соответствовать общепринятым меж. правилам.
2.установл. или замена морских коридоров и систем разделения движения должны предварительно утверждаться в Меж. морской организации;
3.установ. Коридоры и системы разделения движения должны быть обозначены на морских картах, которые должны быть надл. Образом опубликованы.
Специальными меж. конвенциями регулируются правовые режимы Черноморских и Балтийских проливов.Черноморские проливы: морской путь соединяющий Черное и Средиземное море и состоящий из проливов Босфор и Дарданеллы. Правовой режим регулируется Конвенцией о проливах 1936г. – Конвенция Монтре: принцип права свободы прохода и мореплавания в проливах:
•Торговые суда: В мирное время – торговые суда право полной свободы прохода и плавания днем и ночью независимо от флага и груза при условии уплаты ими установленных в Конвенции сборов и прохождении санитарного осмотра. Капитаны судов сообщают турецким властям свои названия, флаг, тоннаж, место назначения и отправления, предъявление санитарной декларации. Военное время – полная свобода для торговых судов, если Турция не является военной стороной. Если Турция участник войны, то свобода судоходства только на суда, не находящиеся в состоянии войны с Т.
•Военные корабли: преимущество у кораблей причерноморских гос-в. Черноморские гос. Уведомляют о проходе за 8 дней. Другие за 15 дней до прохода. В ряде случаев черн. Госуд. Могут проводить подводн.лодки, крупные корабли без ограничения тоннажа, для других тоннаж 15 тыс.т. Эти условия сохр. И в военное время, но только для тех, кто не является воюющей стороной и если Т. сама не участвует. Если Т. воющая сторона, то она определяет условия прохода военных кораблей через проливы по собственному усмотр.
Суда руководствуются принципами Регламента плавания в проливах 1998г., введенного турецкими властями. Ряд положений Р. Противоречат нормам и общепризнанными принципам меж.права. (напр. Закрытие проливов, ограничения для опр. Категор. Судов.)
Балтийские проливы (Большой Бельт, Малый Бельт и Зунд) - единственный морской путь, соединяющий Балтийское море с Северным морем и Атлантическим океаном.
•Торговые суда – Конвенция 1857г. между Данией, Россией, Австрией, Венгрией, Бельгией, Францией, Англией, Ганновером, Голландией, Пруссией, Швецией, Норвегией. (оф. Название – Трактат об отмене пошлин, взимаемых доселе с купеческих судов и грузов при проходе их через проливы Зунда и обоих Бельтов):
1.Отмена всяких сборов, взимаемых с иностранных судов и их грузов при проходе через проливы.
2.Дания обязалась поддерживать в хорошем состоянии все огни и маяки. Обязалась не взимать никаких таможенных и других сборов, сборы которые отменены не могли быть восстановлены косвенно, например через увеличение портовых сборов.
3.Никакое судно не может быть остановлено или задержано при транзитном проходе Зунда и Бельтов.
49. Понятие и источники междунар воздушного права.
МВП – совокупность норм МП, регулирующих отношения субъектов МП, возникающие в связи с междунар полетами воздушных летательных аппаратов, включая междунар воздушные перевозки.
МВП охватывает:
1.Правовое регулирование мж полетов в воздушном пространстве того или иного гос-ва. Пространства над сухопутной и водной терр гос-в, включая терр-ое море – неотъемлемая часть терр этих гос-в, где гос-ва осуществляют исключительный и полный контроль и суверенитет.
2.В мж воздушном пространстве. В пределах воздушного пространства над открытым морем и над Антарктикой действует режим свободы полетов.
Основные источники МВП: многосторонние мж договоры:
1.Конвенция о междунар гражданской авиации 1944, Чикаго (не применяется к госуд. воздушным судам для некоммерческих целей):
•180 гос-в(и Россия),
•право госва на суверенитет над его возд простр,
•меры содействия аэронавигации,
•порядок осуществления юрисдикции над иностранным возд простр.
•Одноврем. Конвенция явл учредительным актом Мж организации гражданской авиации (ИКАО). Цель ИКАО - обеспечить упорядочен. pазвитие междунар Гражднаской авиации.
2.Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929, дополняющий ее Гаагский протокл 1955.
3.Римская конвенция о возмещение вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952, в 1978 к ней принят Монреальский протокол,
4.Договор по открытому небу, 1992– установил «режим открытого неба»,т.е. проведение наблюдательных полетов над терр др гос-в для получения инфо о военной деят-ти.
5.Договор об Антарктиде, 1959– воздушный контроль с помощью военных воздушных судов.
6.Акты для борьбы с актами незаконного вмешательства в деят-ть гражданской авиации: Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых др актах на борту воздушного судна 1963, Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970, Монреальская конвенция 1970.
Широкое распространение двусторонние договоры.
Междунар-правовые обычаи: для гос-в, не участвующих в Парижской конвенции 1919 и Чикагской конвенции 1944, закрепленные в нем нормы – носят обычноправовой характер.