Понятие и источники междунар морского права.

Международное морское право - отрасль МП, принципы и нормы которой определяют правовой статус морских пространств, включая дно и ресурсы, а также порядок пользования ими. ММП связано с другими отраслями МП, они взаимосвязаны и тесно взаимодействуют. Гос-ва должны действовать не только в соответствии с нормами международного морского права но и в соответствии с нормами и принципами международного права в целом, включая устав ООН.

Увеличение значения океана и его ресурсов, расширение возможностей его эксплуатации определили активное развитие морского права и усложнили стоящие перед ним задачи.

В процессе разнообр. деятельности на морском пространстве, гос-ва и междунар. орг. вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юрид. нормами, составляющими область МП-регулирования, называемую междунар. морским правом. Это такие нормы, как свобода судоходства в открытом море, право мирного прохода судов через терр. воды иностр. гос-в, право беспрепятственного транзитого прохода судов и пролета лет. аппаратов через проливы, используемые для междунар. судоходства и т.д.

В целях адаптации морского права к новым условиям в 1958 г. были принятые четыре Женевские конвенции:

-об открытом море;

-о территориальном море и прилежащей зоне;

-о континентальном шельфе;

-о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Однако ряд вопросов, включая режим дна, не был решен. К тому же на мировую арену вышло значит число новых независимых гос-в, которые потребовали учета их интересов. В результате была созвана конференция ООН, которая в 1982 г. приняла Конвенцию ООН по морскому праву (320 статей и 8 приложений, подписали 157 гос-в). Она разрабатывалась дипломатической конференцией в теч 10 лет (это подчеркивает значение, придаваемое гос-вами морскому праву).

Развивающиеся страны, используя свое большинство, добились того, чтобы был установлен режим дна, что послужило основной причиной более чем сдержанного отношения к Конвенции по морскому праву морских держав. Она вступила в силу лишь в 1994 г.

Россия стала участницей Конвенции по морскому праву в 1997 г. Накануне ратификации Указом Президента была одобрена Концепция Федеральной целевой программы "Мировой океан". Концепция определила позицию России по основным вопросам, касающимся мирового океана, включая многие вопросы морского права.

США не ратифицировали Конвенцию по морскому праву, но заявили, что ее нормы, за исключением относящихся к режиму дна, явл общепризнанными обычными нормами и, следовательно, обязательными для США. Аналогична позиция и ряда других морских держав. С учетом этого обстоятельства Ген Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции, призывающие не участвующие в этой Конвенции страны присоединиться к ней.

О значении морского права свидетельствует тот факт, что Ген Ассамблея ежегодно рассматривает вопрос "Океаны и морское право" и принимает соответствующие резолюции. Эти резолюции подчеркивают "всеобщий и унифицирующий характер Конвенции и ее большое значение для поддержания и упрочения международного мира и безопасности, для устойчивого использования и развития морей и океанов, а также их ресурсов".

Следовательно, Конвенция по морскому праву явл основой междунар морского права. Вместе с тем она не охватывает все аспекты этой сложной отрасли. Значит роль принадлежит обычным нормам. Кроме того, существует множество двусторонних и региональных договоров, международных соглашений и обычаев в этой области:

-конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г.

-конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года;

-конвенция об охране человеческой жизни на море 1974;

-ряд конвенция о борьбе с загрязнением морской среды 1969 и 1972;

-конвенция и защите Черного моря от загрязнения 1992 г.

-конвенция о сохр. ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря 1994 г.

-меморандум о мерах по более эфф-ному и успешному развитию сотруднич-ва между Правит. РФ и Правит Японии в области поиска и спасания на море 1993 г.

-соглашения о торговом судоходстве, о разграничении территориального моря и континентального шельфа и т.п.

Для наибольшей эффективности реализации норм морского права гос-ва издают внутригосударственные законы или иные правовые акты. Они конкретизируют нормы междунар морского права относительно к конкретной стране.

Наши рекомендации