Глава 4 материалы к изучению основ экологического права

4.1. Общие положения

При изложении основ экологического права следует иметь в виду, что:

1. Экологическое право, – формирующаяся отрасль или даже суперотрасль общечеловеческого права. Она развивается во всех странах и на международном уровне. Это обусловлено возросшим значением экологической проблемы и необходимостью установления своего рода экологического правопорядка, экологической дисциплины в жизни людей. Учащимся следует преподнести это как средство решения одной из глобальных проблем человечества.

Формирование экологического права состоит в том, что повсюду в мире создаются новые законы и подзаконные нормативные акты, специально ориентированные на регулирование отношений природопользования и окружающей природной среды, для достижения двуединой цели – удовлетворения человеческих потребностей при сохранении природной среды в благоприятном состоянии для живущего и будущих поколений людей. К этому в определенной мере приспосабливаются и старые, исторически оформившиеся правовые инструменты, т.е. происходит экологизация действующего права. Вместе с тем все сильнее проявляется тенденция консолидации правовых норм экологической сферы в единую внутренне организованную правовую общность. Она постепенно становится в один ряд с основными отраслями права, признанными в различных правовых системах мира, и получает наименование права окружающей среды или экологического права.

Из примерно 200 существующих в мире государств 12 приняли общие законы об охране окружающей среды или о национальной политике в области окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов. В таких государствах, как Колумбия, Сенегал, Филиппины приняты экологические кодексы. В 100 государствах созданы министерства или аналогичные органы, отвечающие за охрану окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов. На международном уровне издано огромное число актов природоохранного направления. Подготавливается проект Всемирного пакта об экологических правах и обязанностях государств – об окружающей среде и развитии.

2. Учащиеся должны понять, что Россия не может стоять в стороне от общецивилизационных процессов. Поэтому свой период формирования переживает и экологическое право России. В сложных условиях политической, экономической и социальной жизни шаг за шагом идет развитие этой отрасли. Развертывается преподавание экологического права в юридических учебных заведений, издаются учебные пособия, программы. Экологическое право введено в перечень научных специальностей (для аттестации научных кадров), утвержденный Министерством науки и технической политики Российской Федерации 28 февраля 1995 г.

Но в теории и на практике взгляды еще не определились твердо. В законодательстве можно увидеть как шаги к формированию экологического права, так и признаки приверженности старым взглядам – раздробленному поресурсному регулированию природопользования и охраны окружающей среды. В Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Президентом Российской Федерации 16 декабря 1993 г. (в редакции января 1995 г.), в числе 45 отраслей российского законодательства названы раздельно отрасли законодательства об охране окружающей среды, о земле, о недрах, об охране лесов, об охране вод, об охране животного мира, об охране атмосферного воздуха, хотя логично было бы назвать одну отрасль экологического законодательства, которая могла бы все это объединить.

3. В рамках общего представления об экологическом праве, следует обратить внимание на его структуру, учитывая, что в Российской Федерации существует три уровня правотворчества – федеральный, субъектов Федерации и местного самоуправления. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72), земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. А это означает, что по данным отраслям законодательства могут (и должны!) издаваться не только федеральные законы и подзаконные нормативные акты федерального уровня, но и законы, и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ст. 76 ч. 2 Конституции РФ). Практически субъекты Федерации уже издали большое число законов и подзаконных нормативных актов по регулированию природопользования и охране окружающей среды, а некоторые республики (например, Башкортостан) издали даже экологические кодексы.

Тем не менее, все еще не существует ясных представлений о системе и структуре российского экологического права.

4.2. Проблемные вопросы

Преподаватель основ права должен осознавать, что многие вопросы находятся пока лишь в стадии решения. Поэтому хорошо бы обращать внимание учащихся на те проблемы, которые, возможно, именно им и предстоит решать в ближайшем будущем. Назовем некоторые из них.

1. В правовом регулировании охраны окружающей среды и использования природных ресурсов первостепенное значение имеет вопрос о нормировании качества окружающей природной среды и антропогенных (человеческих) воздействий на нее.

В Российской Федерации нормативами качества окружающей природной среды служат показатели предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде рек, озер и других водных объектов, а также в почвах. Общее число таких показателей установлено примерно 1500 по отношению к видам химических веществ и их соединений.

Показателями антропогенных воздействий на природную среду являются нормативы допустимых выбросов, сбросов, складирования отходов, количество допустимого применения удобрений и ядохимикатов, добычи животных и растений и т.п. Такие нормативы устанавливаются индивидуально применительно к источникам выбросов и сбросов и других источников воздействий на природную среду, к добывающим природные ресурсы видам деятельности или иным категориям природопользования.

2. Другим исключительно важным элементом правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды является разрешительная система. Она означает, что государство, исходя из своей общей обязанности охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности народа, разрешает (или не разрешает!) какую-либо деятельность, связанную с природопользованием и воздействиями на природную среду, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности хозяйствующих субъектов. Разрешения (лицензии) выдаются компетентными государственными органами и в установленном порядке применительно к землепользованию, пользованию недрами, водами, растительным и животным миром, атмосферным воздухом.

Чтобы заинтересовать хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц) в соблюдении требований охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, российское экологическое право установило так называемый экономический механизм регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Он заключается в платности пользования природными ресурсами, плате за загрязнение окружающей среды (за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов), установлении налоговых и кредитных льгот, проведении экологического страхования. Существует обширное законодательство по этим вопросам, которое нуждается в правильном объяснении и тщательном изучении.

3. Большую роль в обеспечении благоприятного состояния природной среды играют консервативные методы природоохранения. Они заключаются в выделении под особую охрану государства природных территорий и объектов, представляющих исключительную экологическую, научную, оздоровительную, эстетическую ценность для общества. Режим особой охраны предусматривает в первую очередь изъятие таких территорий или объектов полностью или частично из производственной эксплуатации. В частности, для сохранения природных комплексов и объектов, представляющих исключительную ценность, учреждаются заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, отдельные виды животных и растений заносятся в красные книги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. В целях обеспечения выполнения экологических правовых требований в Российской Федерации создана система экологического контроля, которая охватывает превентивный контроль (экологическая экспертиза проектов), последующий контроль (инспектирование производственной и иной человеческой деятельности, влияющей на состояние природной среды) и экологический мониторинг (слежение за состоянием природной среды и происходящими в ней изменениями). Здесь образовалась сложная система отношений, которая подробно регламентируется законодательными и подзаконными нормативными актами и требует глубокого изучения в интересах повышения эффективности права.

5. Наконец, важнейшим компонентом механизма реализации экологического права является юридическая ответственность за экологические правонарушения, которая, однако, (по разным причинам) все еще недостаточно развита и нуждается в совершенствовании.

Именно эти проблемные вопросы заслуживают большого внимания и подробного обсуждения в процессе изучения российского экологического права.

4.3. Тематика самостоятельной работы учащихся

1. Экологическая проблема и экологическое право в современном мире.

2. Понятие, система и структура экологического права.

3. Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Декларация РИО-92).

4. Экологически ориентированные статьи в Конституции Российской Федерации.

5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.

6. Экологическое законодательство субъектов Российской Федерации.

7. Экологическое управление в Российской Федерации: органы, компетенция.

8. Правовые формы участия населения в решении вопросов охраны окружающей среды.

9. Право собственности на природные ресурсы.

10. Теория и практика приватизации земельных участков.

11. Нормативы качества природной среды.

12. Нормирование природопользования (включая воздействие на природную среду).

13. Разрешительный порядок регулирования природопользования.

14. Понятие и виды лицензий на природопользование.

15. Договорные формы отношений природопользования.

16. Правовое регулирование платы за природные ресурсы.

17. Правовое регулирование платы за загрязнение природной среды.

18. Национальные парки: сущность, организация, правовой режим.

19. Юридическое значение Красной книги Российской Федерации.

20. Общественный экологический контроль.

21. Понятие и виды экологических правонарушений.

22. Уголовная ответственность за экологические преступления.

23. Административная ответственность за экологические правонарушения.

24. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

25. Возмещение гражданам вреда, причиненного повреждением здоровья в результате экологического правонарушения.

26. Возмещение вреда в случаях индустриальных аварий с экологическими последствиями.

27. Приостановление и прекращение экологически вредной деятельности.

Эти и иные темы могут быть рекомендованы учащимся по их желанию для подготовки письменных работ или устных сообщений с учетом профиля учебного заведения.

4.4. Список литературы

1. Аурелио Печчеи. Человеческие качества. М., 1985.

2. Медоуз Д.Х. и др. Пределы роста // Тез. докл. по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». 2-е изд. М.,1991.

3. Дуглас Сайнер (Уинер). Экология в Советской России. Архипелаг свободы: заповедники и охрана природы.М., 1991.

4. Мерри Фешбах, Альфред Френдли-младший. Экоцид в СССР. Здоровье и природа на осадном положении. М., 1992.

5. Лосев К.С. и др. Проблемы экологии России. М., 1993.

6. Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды: Учебник/ Под ред. В.В. Петрова. М., 1988.

7. Сельскохозяйственное, природноресурсное законодательство и правовая охраны природы: Учебник/ Отв. ред. И.Ф. Панкратов, Р.Д. Боголепов. М., 1989.

8. Колбасов О.С. Экология: политика – право. М., 1976.

9. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

10. Охрана природы: Справочник/ Под ред. К.П. Митрюшкина. М., 1987.

11. Экологическая альтернатива/ Под общ. ред. М.Я. Лемешева. М., 1990.

12. В поисках равновесия. Экология в системе социальных и политических приоритетов./ Отв. ред. Б.М. Маклярский. М., 1992.

13. Шейнин Л.Б. Капитальное строительство и охраны окружающей среды. М., 1988.

14. Малышева Н.С. Охрана окружающей среды от шумового воздействия (правовые и организационные вопросы). Киев, 1989.

15. Пысин Г.К. О памятниках природы в России. М., 1982.

16. Байсалов С.Б., Ильяшенко Л.В. 200 вопросов и ответов по охране природы. Алма-Ата, 1987.

17. Правовая охрана окружающей среды в области промышленного производства. Киев, 1986.

18. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве./ Отв. ред. О.С. Колбасов. М., 1989.

19. Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды./ Отв. ред. О.С. Колбасов, Н.И. Краснов, М., 1985.

20. Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М., 1985.

21. Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев, 1989.

22. БорисовВ.В., Белоусова Л.С., Винокуров А.А. Охраняемые природные территории мира. М., 1985.

23. Робинсон Н.А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США. М., 1990.

24. Краснова И.О. Экологическое право и управление в США. М., 1992.

25. Бекяшев К.А., Волков А.А., Каргополов С.Г. Морское рыболовное право. Охрана природы. М., 1990.

26. Галкин Ю.Ю. «Зеленые» в России, кто они? М., 1992.

27. Природоохранные нормы и правила проектирования. М., 1990.

28. Экологическое право: Сб. нормативных актов. М., 1993.

29. Российское законодательство об охране окружающей среды и природопользовании: Сб. нормативных актов. М., 1994. Т. 2. Ч. 1-3.

30. Земельное право России: Учебник/ Под ред. В.В. Петрова. М.: Стоглав, 1995.

31. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. М.: БЕК, 1995.

32. Экономика природопользования. Аналитическое и нормативно-методические материалы. М., 1994.

33. Экологическое право: Сб. нормативных актов. Выпуск второй. М.: МНЭПУ, 1994.

34. Сборник методологических, инструктивно-методических и справочно-информационных материалов по проведению оценки воздействия на окружающую природную среду. М., 1992.

35. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды: Сб. нормативных актов за 1992 – 1993 гг.. М., 1994.

36. Голиченков А. К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

37. Винокуров Ю.Е., Винокуров А.Ю. Экологическое право. М.: МНЭПУ, 1993.

38. Охрана природы. Международные организации, конвенции и программы: Информационно-справочное издание. М., 1995.

39. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1993 году. М., 1994.

4.5. Нормативные материалы (извлечения)

Наши рекомендации