Ограничение прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения.
В соответствии с Федеральным законом "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 года чрезвычайное положение означает правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций всех форм собственности, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан и прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Основаниями введения чрезвычайного положения на всей или части территории России являются:
1) попытки насильственного изменения конституционного строя; массовые беспорядки; террористические акты; межнациональные конфликты; блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
2) чрезвычайные положения природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации; эпидемии; крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье население и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Чрезвычайное положение вводится Указом Президента, в указе должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП; перечень и пределы чрезвычайных мер; исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан; государственные органы, ответственные за осуществление мер ЧП; границы территории, на которой вводится ЧП; срок, на который вводится ЧП.
Указ о введении чрезвычайного положения незамедлительно доводится до сведения населения через средства массовой информации. Совет Федерации в срок не превышающий 72 часа с момента обнародования Указа рассматривает вопрос об его утверждении и принимает соответствующее постановление.
На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры:
- полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП,
полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления;
- особый режим выезда и въезда, ограничение свободы передвижения по терри -
тории, на которой введено ЧП;
- усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизне-
деятельность населения;
- установление особого порядка продажи, распределения продуктов первой
необходимости;
- запрещение проведения собраний, митингов, демонстраций и иных массовых
мероприятий;
- ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
- запрещение забастовок;
- эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы и др.
В случае введения чрезвычайного положения по первому основанию дополнительно могут вводиться следующие меры:
- комендантский час, то есть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специальных пропусков и документов в установленное время суток;
- ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры;
- проверка документов в местах скопления граждан, в исключительных случаях – личный досмотр вещей, жилища, транспортных средств;
- ограничение или запрещение продажи оружия, спиртных напитков;
- выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания за их счет.
В случае введения чрезвычайного положения по второму основанию дополнительно могут вводиться следующие меры:
- временное отселение жителей в безопасные районы;
- введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических и других мероприятий;
- мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Срок чрезвычайного положения на территории Российской Федерации не может превышать 30 суток, на части территории – не может превышать 60 суток.
Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На территории, на которой введено чрезвычайное положение указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания или временного специального органа управления территорией, или федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.
Единое управление силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, осуществляет комендант, который назначается Указом Президента.
Введение чрезвычайного положения не может служить основанием для применения пыток, жестокого, бесчеловечного обращения или наказания, для каких-либо ограничений права на жизнь, на свободу мысли, религии и др. неотчуждаемых прав, которые принадлежат человеку от рождения. Равным образом недопустимо применение обратной силы уголовного закона, устанавливающего наказуемость деяния или усиливающего наказание.
Литература
1. Казанцев Ю.Д. Конституционное право РФ. – М., 1998.
2. Коваленко А.И. Конституционное право РФ. – М., 1995.
3. Основы правовых знаний. – М., 1999.
4. Права человека (История, теория, практика). Под ред. Б.М.Назарова. – М., 1995.
5. Конституция РФ.
6. Комментарий к Конституции РФ. – М., 1995.
7. Федеральный закон "О чрезвычайном положении", 2001.
8. Федеральный закон "О гражданстве РФ", 2002.
9. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ", 1995.
|
|
|
|