Система государственной власти.
Государственная власть представляет собой наиболее общую форму выражения суверенитета многонационального российского народа, его верховной воли.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждую из этих ветвей возглавляет соответствующий орган, действующий самостоятельно. Эта самостоятельность является относительной, так как все три ветви власти взаимодействуют друг с другом, обеспечивая нормальное функционирование государственного механизма.
Правовое положение президента Российской Федерации определяется главой 4 Конституции. Президент является главой государства, ключевой фигурой во властных структурах государства. Условия и порядок выборов Президента определяется Конституцией (ст. 81 – 84, 87 – 89) и федеральным законом "О выборах Президента РФ".
Президент РФ является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Президент избирается на 6 лет. Им может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства, представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидатуру Генерального прокурора РФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; назначает выборы Государственной Думы; назначает референдум; подписывает и обнародует федеральные законы; решает вопросы гражданства РФ; осуществляет помилование; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России и др.
Согласно Конституции России Президент прекращает исполнение полномочий либо с истечением срока пребывания в должности, в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия или отрешения от должности (ст. 92 Конституции).
Законодательную и представительную власть в России осуществляет Федеральное Собрание (Парламент РФ), который формируется выборным путем и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (глава 5 Конституции РФ).
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного (законодательного) и исполнительного органов государственной власти. В соответствии со ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного, чрезвычайного положения; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и др.
Государственная Дума – нижняя палата Парламента. Она состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст. 97 Конституции России).
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.
Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека; объявляет амнистию; выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности (ст. 103 Конституции РФ). Основное назначение Государственной Думы – принятие федеральных законов.
Исполнительную власть в России осуществляет Правительство, которое состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.
Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ст. 114 Конституции РФ). Правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории России.
Правительство слагает с себя полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку по собственной инициативе, которая может быть принята или отклонена Президентом. Правительство может уйти в отставку в результате недоверия, выраженного ему Государственной Думой.
Судебная власть России представлена в виде системы всех судов, которые связаны между собой общими задачами и отношениями по осуществлению правосудия. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118 Конституции РФ).
Судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судьи несменяемы, неприкосновенны. Конституция закрепляет такие принципы судебного разбирательства, как открытость, состязательность, равноправие сторон.
Судебным органом конституционного контроля является Конституционный Суд РФ, который состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента России. Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативно-правовых актов и не вступивших в законную силу международных договоров РФ, разрешает споры о компетенции. Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд обеспечивает единообразное и правильное применение юридических норм при осуществлении правосудия в РФ (ст. 126 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. Арбитражные суды обеспечивают защиту охраняемых законом интересов предприятий, организаций, применение установленных мер имущественной ответственности за невыполнение договорных обязательств. Высший Арбитражный Суд обеспечивает единообразное и правильное применение законодательства при разрешении хозяйственных споров (ст. 127 Конституции России).
Прокуратура России составляет единую централизованную систему, основанную на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор России назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента.
Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором по согласованию с ее субъектами. Органы прокуратуры призваны обеспечивать соблюдение законности и единообразное применение законов на всей территории РФ (ст. 129 Конституции России).
Разделение на три ветви государственной власти осуществляется и на уровне субъектов Российской Федерации (напр., в Курской области законодательную власть осуществляет Областная Дума, исполнительную власть возглавляет губернатор области, а судебную – областной суд, областной арбитражный суд и прокуратура области). Вместе федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют систему органов государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, каждая ветвь власти осуществляет свои функции. Вместе с тем они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Кроме этого сами граждане через избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия. Государственная власть в демократическом государстве подзаконна. Это доказывается признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав.
Законодательный процесс.
Законодательный процесс – это государственная деятельность Федерального Собрания по возведению обязательной воли общества в закон. Результатом этой деятельности являются следующие виды законодательных актов: основы законодательства, регламент, кодекс, договоры нормативного характера и законы. Основы законодательства представляют собой законодательный акт, который содержит в себе основополагающие нормы отрасли права. Основы служат базой развития законодательства.
Регламент – это законодательный акт, который закрепляет порядок деятельности палат Федерального Собрания, комиссий, комитетов. Регламент юридически закрепляет и обеспечивает процессуальную форму деятельности этих органов.
Кодекс представляет собой законодательный акт, в котором сведены воедино нормы соответствующей отрасли права.
Законы это нормативно-правовые акты, которые обладают высшей юридической силой и регулируют наиболее важные стороны общественной жизни.
Договоры (соглашения) нормативно-правового характера регулируют отношения Российской Федерации и ее субъектов по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Начальный (предзаконодательный) этап – это этап от появления идеи о необходимости разработки нового закона до поступления этого предложения на рассмотрение соответствующих органов и подготовки законопроекта. Этим обычно занимаются комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы.
Законопроекты разрабатываются теми, кто обладает правом законодательной инициативы, то есть вносят законопроекты на рассмотрение в Государственную Думу. Согласно ст. 104 Конституции такое право принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду России по вопросам их ведения.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов и др., предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов нижней палаты. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; войны и мира и др. должны быть обязательно рассмотрены Советом Федерации (ст. 106 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 107 Конституции принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает закон и обнародует его. Обнародование (официальное опубликование) имеет важное значение, так как неопубликованные законы не имеют юридической силы и не применяются. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания публикуются в "Ведомостях Федерального Собрания РФ", "Российской газете". По общему правилу законы вступают в силу на всей территории России по истечении 10 дней с момента опубликования, если самим законом не предусмотрен другой порядок вступления в силу.
Если Президент в течение 2 недель отклонит закон, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон.
Федеральные конституционные законы принимаются в порядке, предусмотренном ст. 108 Конституции России.
Мы рассмотрели законотворчество федеральных органов государственной власти России. Что касается осуществления законодательной деятельности субъектами РФ, то по вопросам своего ведения и совместного с Российской Федерацией ведения они принимают законы голосами более половины депутатов законодательного (представительного) органа не менее, чем в двух чтениях на отдельных заседаниях. Затем закон направляется главе исполнительной власти (Президенту, губернатору, главе администрации и т.д.) субъекта РФ, который подписывает и обнародует этот акт.