Основы конституционного права
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Одесский Национальный университет
им. И.И. Мечникова
Кафедра конституционного права и правосудия
Доцент, к.ю.н. Садовская О.Н.
Программа курса и методические указания (36 ч.)
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Одесса
ВВЕДЕНИЕ
В Конституции Украины отражено правовое, демократическое государство с верховенством правового закона и определением человека наивысшей социальной ценностью. Реализация этих конституционных идей связана не только с проведением конституционной, парламентской, судебной реформ, а и с преодолением правового нигилизма населения Украины и, главное, - с формированием высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Целью предложенного учебного пособия является обеспечение студентов учебно–методическим материалом, который поможет им самостоятельно овладеть теоретическим курсом, ознакомиться с важнейшими конституционно–правовыми институтами, правильно понять их сущность и направленность.
Конституционное право является ведущей отраслью национального права и представляет собой систему правовых норм, которые закрепляют основы конституционного строя, правовой статус гражданина, государственное и территориальное устройство, систему, порядок формирования и принципы деятельности органов Украинского государства. Именно с этой отрасли права начинается изучение действующей системы права Украины. Правильное представление об институтах конституционного права, владение основными юридическими понятиями имеет важное значение для верного понимания сути права Украины и отдельных его отраслей.
Содержание курса “Основы конституционного права” изложено в соответствии с программой в виде краткого обзора по каждой теме. В конце темы приведены вопросы для самопроверки и закрепления знаний
Тема 1
Форма государства.
Классификация государств по форме правления и государственного устройства
Форма государства включает в себя три составных элемента: форму правления, форму государственного устройства и государственный режим.
По форме правления государства делятся на монархии и республики. В зависимости от формы государственного устройства различают унитарные государства, федерации и конфедерации. По форме действующего государственного режима различают демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные) государства.
Наше государство – Украина - является демократической унитарной республикой, признаками которой являются:
· принцип разделения властей - каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная) формируется и действует в относительной независимости друг от друга, разделение властей означает наличие строго очерченного круга полномочий и границ деятельности для каждой из ветвей власти;
· демократический, легальный и свободный способ формирования власти;
· наличие в государстве многопартийности;
· свобода слова (отсутствие цензуры) и свобода совести (вероисповедания);
· закрепление и соблюдение государством прав и свобод человека и гражданина.
Тема 2
Гражданин и государство.
Прекращение гражданства Украины
Прекращение гражданства Украины означает утрату постоянной правовой связи лица с Украинским государством. Гражданство Украины прекращается:
1. Вследствие выхода из гражданства Украины. Осуществляется по ходатайству лица, выехавшего на постоянное место жительства за границу. Не допускается выход из гражданства лица, привлеченного в качестве обвиняемого по уголовному делу.
2. Вследствие утраты гражданства Украины, т.е.:
· в случае принятия гражданства другого государства;
· при непредоставлении в государственные органы Украины документов о прекращении иностранного гражданства либо отказа от него;
· при предоставлении заведомо ложных сведений или фальшивых документов;
· при вступлении на государственную службу или в органы местного самоуправления другого государства без согласия на то государственных органов Украины.
3. На иных основаниях, предусмотренных международными договорами Украины.
Решение о прекращении гражданства принимается Президентом Украины.
Права человека и гражданина
Важнейшее значение для каждого гражданина в жизнедеятельности общества и государства имеют основные права, свободы и обязанности граждан, определяющие в своей совокупности место человека в обществе и закрепляющие его правовой статус.
Основные права, свободы и обязанности закреплены в Конституции Украины, они отражают важнейшие связи между государством и личностью и имеют особую ценность для общества.
Права человека -это права, неразрывно связанные с самим существованием человека: право на жизнь, свободу, уважение человеческого достоинства.
Эти права неотъемлемы, т.е. запрещено любое посягательство на них. Права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты прав другого человека. Каждый человек является носителем естественных прав,т.е. порожденных самой природой и данных ему с самого рождения.
Права и свободы граждан Украины можно поделить на такие группы:
1. Личные права.К ним относятся: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, тайну переписки и телефонных разговоров, на свободу передвижения, свободу мысли и слова, на информацию, личную и семейную жизнь и т.д.
2. Политические права и свободы. Это право принимать участие в управлении государственными делами, свободно выбирать и быть избранным, на объединение в политические партии и общественные организации, собираться на мирные сборы, походы, демонстрации, на участие в профессиональных союзах и т.д.
3. Экономические права. К ним принадлежат права на частную собственность, предпринимательскую деятельность, забастовку, труд, оплату труда, отдых и т.д.
4. Социальные права. Содержат в себе права на охрану здоровья, безопасную окружающую среду, социальную защиту, жилье, достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи и т.д.
5. Культурные права. Это права на свободу творческой деятельности, защиту интеллектуальной собственности, на результаты интеллектуальной и творческой деятельности, на свободный доступ к духовным ценностям, на образование.
Тема 5
Вопросы для самопроверки
1. Опишите порядок формирования и состав Кабинета Министров Украины.
2. Перечислите центральные органы исполнительной власти в Украине.
3. Каков порядок избрания Президента Украины?
4. Какие полномочия имеет Президент Украины?
5. Что означает местное самоуправление?
6. Как формируются органы местного самоуправления?
Тема 6
СИСТЕМА ОБЩИХ СУДОВ
Хозяйственные суды слушают дела о хозяйственных спорах между юридическими лицами, а также физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности.
СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ
| |||
Конституционный суд Украины
Конституционный суд – третья подсистема судебной системы Украины, хотя и представлена единственным судом. Конституционный суд является независимым органом в системе судебной власти, призванным обеспечивать соответствие законов и иных нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции Украины, охрану конституционных прав и свобод личности. Конституционный суд реализует принцип сдержек и противовесов по отношению к законодательной и исполнительной властям. Основная цель Конституционного суда- обеспечение конституционной законности и верховенства Конституции Украины. Обратиться в Конституционный суд могут:
1. Президент Украины по вопросам его полномочий.
2. Не менее чем 45 народных депутатов Верховной Рады Украины.
3. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.
4. Верховная Рада Автономной Республики Крым и др.
Решения Конституционного суда являются обязательными для исполнения на всей территории Украины, являются окончательными и не подлежат обжалованию. Решения и выводы Конституционного судаподлежат немедленному обнародованию после их подписания судьями Конституционного суда. Они должны быть опубликованы в печатном издании Конституционного суда - в «Вестнике Конституционного суда Украины» или в других официальных изданиях.
Конституционный суд состоит из 18 судей, которые назначаются в равном количестве (по шесть) Президентом Украины, Верховной Радой Украины и съездом судей Украины сроком на 9 лет без права назначения на повторный срок.
Прокуратура Украины
В каждом государстве всегда есть определенная совокупность государственных органов, на которые возложена обязанность следить за тем, в какой мере соблюдается законодательство страны со стороны различных государственных органов, учреждений и должностных лиц, а также предприятий всех форм собственности и граждан. В Украине основным правоохранительным органом выступает прокуратура. Необходимо заметить, что в нашем государстве прокуратура не входит ни в систему законодательной, ни в систему исполнительной власти. Такое положение прокуратуры является уникальным и характерно только для нашей страны.
Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор Украины, который назначается на должность Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины сроком на 5 лет. Верховная Рада может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют высший надзор за соблюдением и правильным применением законодательной и исполнительной власти, законов и других нормативных актов Украины всеми государственными органами, воинскими частями, политическими партиями, общественными организациями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами.
Сущность прокурорского надзора в том, что прокурор никакой административной властью не обладает, то есть он не может отменить или изменить нормативный акт или упразднить решение какого-либо государственного органа или должностного лица – прокурор только обращает их внимание на допущенное нарушение закона и требует его устранения. Кроме того, одной из основных функций прокуратуры является поддержание государственного обвинения в суде. При этом прокурор не осуществляет надзор за деятельностью суда, а является равноправным участником судебного процесса. Прокурор также может выполнять функцию представителя интересов граждан или государства в суде в случаях, предусмотренных законом.
Милиция
Согласно ст.1 Закона Украины «О милиции», милиция – это государственный вооруженный орган исполнительной власти, защищающий жизнь и здоровье граждан, интересы общества и государства, собственность, природную среду от противоправных посягательств.
Милиция является единой системой органов, входящей в структуру Министерства внутренних дел Украины, исполняющей административную, профилактическую, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, исполнительную и охранительную (на договорных началах) функции. Милиция состоит из таких подразделений:
· уголовная милиция, выявляющая и раскрывающая преступления;
· милиция общественной безопасности, которая пресекает и проводит профилактику правонарушений, охраняет общественный порядок;
· транспортная милиция, имеющая функции, аналогичные уголовной милиции;
· государственная автомобильная инспекция, которая обеспечивает безопасность дорожного движения;
· милиция охраны, осуществляющая охрану собственности от преступных посягательств;
· специальная милиция, которая занимается охраной специальных объектов.
Задачи милиции очень широки по своему объему и сфере применения, но основными из них являются:
- обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов;
- предупреждение правонарушений и их пресечение;
- охрана и обеспечение общественного порядка;
- выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших их;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- защита собственности от преступных посягательств;
- исполнение уголовных наказаний и административных взысканий;
- участие в оказании социальной и правовой помощи гражданам, содействие в пределах своей компетенции государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям в исполнении обязанностей, возложенных на них законом.
Деятельность милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения к личности, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организациями и населением.
Деятельность милиции является гласной. Она информирует органы власти и управления, трудовые коллективы, общественные организации, население и средства массовой информации о своей деятельности, состоянии общественного порядка и мерах по его укреплению. По согласованию с милицией средства массовой информации могут аккредитовать своих журналистов при ее органах. Не подлежат разглашению сведения, представляющие собой государственную или служебную тайну.
В подразделениях милиции не допускается деятельность политических партий, движений и других общественных объединений, преследующих политические цели. При исполнении служебных обязанностей работники милиции независимы от влияния каких бы то ни было политических, общественных объединений. Милиция выполняет свои задачи непредвзято, в строгом соответствии с законом. Никакие исключительные обстоятельства или указания должностных лиц не могут быть основанием для каких бы то ни было незаконных действий или бездействия милиции. Для обеспечения общественного порядка работники милиции обязаны принимать меры независимо от своего подчинения.
Милиция уважает достоинство личности и проявляет к ней гуманное отношение, защищает права человека независимо от социального происхождения, имущественного и другого положения, расовой и национальной принадлежности, гражданства, возраста, образования, отношения к религии, пола, политических и иных убеждений. При обращении к гражданину работник милиции обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение. Во взаимоотношениях с гражданами работник милиции должен проявлять высокую культуру и такт.
Милиция не разглашает сведений, касающихся личной жизни человека, унижающих его честь и достоинство, если исполнение обязанностей не требует иного.
Милиция обеспечивает право на юридическую защиту и другие права задержанных и взятых под стражу лиц, не позднее чем через 24 часа сообщает об их местопребывании близким родственникам, администрации по месту работы или учебы и в случае необходимости принимает меры к незамедлительному оказанию им медицинской и другой помощи.
Милиция вправе для выполнения возложенных на нее задач привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству в порядке, установленном законами, регулирующими профилактическую и оперативно-розыскную деятельность. Принудительное привлечение граждан к сотрудничеству с милицией запрещается.
Работники милиции в качестве крайней меры имеют право применять огнестрельное оружие:
o для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, а также освобождения заложников;
o для отражения нападения на работника милиции либо членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность;
o для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождения их в случае захвата;
o для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления и пытающегося бежать;
o для задержания лица, которое оказывает вооруженное сопротивление, пытается бежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, представляющих угрозу жизни и здоровью работника милиции;
o для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью граждан или работника милиции.
Запрещается применять и использовать огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если от этого могут пострадать посторонние лица. Работники милиции имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги либо вызова помощи, для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан или работника милиции.
Милиции для исполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
1. Требовать от граждан и должностных лиц, нарушающих общественный порядок, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, выносить на месте устное предупреждение лицам, допустившим малозначительные административные нарушения, а в случае невыполнения указанных требований применять предусмотренные настоящим Законом меры принуждения.
2. Проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для выяснения вопроса относительно соблюдения правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на милицию.
3. Задерживать и содержать в специально отведенных для этого помещениях:
· лиц, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых, скрывающихся от дознания, следствия или суда, осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, - на сроки и в порядке, которые предусмотрены законом;
· лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано взятие под стражу, - на срок, установленный органом предварительного расследования, прокурором, судом, но не более десяти суток;
· лиц, совершивших административные правонарушения, для составления протокола или рассмотрения дела по сути, если эти вопросы не могут быть решены на месте, - на срок до трех часов, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с уведомлениям об этом письменно прокурора в течение 24 часов с момента задержания;
· несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, оставшихся без попечения, - на срок до передачи законным представителям или до устройства в установленном порядке, а несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, - до передачи их законным представителям или направления в приемники-распределители, но не более чем на 8 часов;
· лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, если их вид оскорблял человеческое достоинство и общественную мораль или если они потеряли возможность самостоятельно передвигаться либо могли причинить вред окружающим или себе, - до передачи их в специальные медицинские учреждения или для доставки к месту жительства, а при отсутствии таковых - до их отрезвления.
4. Проводить досмотр лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы в ущерб их здоровью.
5. Составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить личный досмотр, изъятие вещей и документов.
6. Проводить в порядке производства дознания и по поручению следственных органов по уголовным делам обыски, изъятия, допросы и другие следственные действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
7. Осуществлять в порядке и на основаниях, установленных законом, гласные и негласные оперативно-розыскные меры, фото-, кино-, видеосъемки и звукозаписи, прослушивание телефонных разговоров в целях раскрытия преступлений.
8. Проводить фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемки, дактилоскопию лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или за бродяжничество, взятых под стражу, обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, подвергнутых административному аресту, и т.д.
Служба безопасности Украины
Служба безопасности Украины (СБУ) – это государственный правоохранительный орган специального назначения, обеспечивающий государственную безопасность Украины. Деятельность СБУ регламентирована Законом Украины «О Службе безопасности Украины» от 25.03.1992 г.
Задачи Службы безопасности Украины:
· защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины от разведовательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц внутри страны;
· предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики.
Таким образом, СБУ противостоит всем противоправным действиям, угрожающим жизненно важным интересам Украины.
Служба безопасности Украины осуществляет разведывательную и информационно-аналитическую работу в интересах внутренней и внешней политики государства.
Руководство работой СБУ осуществляет Председатель СБУ, который входит в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Адвокатура Украины
Адвокатура Украины - это добровольное профессиональное, общественное объединение. Адвокатура призвана способствовать защите прав и свобод человека и гражданина, представлять законные интересы физических и юридических лиц, предоставлять им правовую помощь.
Согласно законодательству Украины адвокатом может быть гражданин Украины, который:
· имеет высшее юридическое образование;
· имеет стаж работы по специальности юриста или помощника адвоката не менее 2 лет;
· сдал квалификационные экзамены;
· получил свидетельство о праве на адвокатскую деятельность и лицензию на занятие адвокатской деятельностью;
· принес Присягу адвоката Украины.
Адвокатом не может быть лицо, имеющее судимость. Адвокат не имеет права работать в органах государственной власти Украины. При осуществлении своих профессиональных обязанностей адвокат обязан соблюдать требования законодательства Украины, применять все предусмотренные законом способы защиты лиц, сохранять адвокатскую тайну.
Нотариат Украины
Нотариат – это система органов и должностных лиц, на которые возложена обязанность удостоверять права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершать иные нотариальные действия, предусмотренные законом, в целях придания им юридической достоверности.
Нотариальные действия совершают государственные и частные нотариусы. В населенных пунктах, где нет нотариусов, нотариальные действия совершают уполномоченные на то должностные лица сельского и поселкового советов. За границей осуществление нотариальных действий возложено на консульские и дипломатические представительства Украины.
Нотариусом может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку в течение 6 месяцев в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса, сдавший квалификационный экзамен и получивший свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью.
Полномочия нотариусов:
· удостоверение завещаний и соглашений;
· выдача свидетельства о праве собственности, о праве на наследство;
· удостоверение подлинности подписи на документе, верности копий документов, верности перевода документа с одного языка на другой;
· передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
· принятие на хранение документов;
· совершение опротестования векселей и др.
Вопросы для самопроверки
1. Раскройте понятие правосудия и его признаки.
2. Охарактеризуйте систему судов в Украине.
3. Правовой статус судей в Украине.
4. Основные функции прокуратуры.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Одесский Национальный университет
им. И.И. Мечникова
Кафедра конституционного права и правосудия
Доцент, к.ю.н. Садовская О.Н.
Программа курса и методические указания (36 ч.)
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Одесса
ВВЕДЕНИЕ
В Конституции Украины отражено правовое, демократическое государство с верховенством правового закона и определением человека наивысшей социальной ценностью. Реализация этих конституционных идей связана не только с проведением конституционной, парламентской, судебной реформ, а и с преодолением правового нигилизма населения Украины и, главное, - с формированием высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Целью предложенного учебного пособия является обеспечение студентов учебно–методическим материалом, который поможет им самостоятельно овладеть теоретическим курсом, ознакомиться с важнейшими конституционно–правовыми институтами, правильно понять их сущность и направленность.
Конституционное право является ведущей отраслью национального права и представляет собой систему правовых норм, которые закрепляют основы конституционного строя, правовой статус гражданина, государственное и территориальное устройство, систему, порядок формирования и принципы деятельности органов Украинского государства. Именно с этой отрасли права начинается изучение действующей системы права Украины. Правильное представление об институтах конституционного права, владение основными юридическими понятиями имеет важное значение для верного понимания сути права Украины и отдельных его отраслей.
Содержание курса “Основы конституционного права” изложено в соответствии с программой в виде краткого обзора по каждой теме. В конце темы приведены вопросы для самопроверки и закрепления знаний
Тема 1