Связь прав, свобод и обязанностей.
Человек должен подчиняться определенным правилам поведения, чтобы при использовании своих прав и свобод не наносить неоправданного ущерба другим людям.
Большинство демократических конституций ограничиваются установлением минимума конституционных обязанностей, хотя и он с течением времени подвергался определенному расширению. Авторитарные же конституции, прежде всего «социалистические», содержат довольно широкий перечень обязанностей граждан. Здесь обнаружилась тенденция к конституционализации ряда обязанностей, характерных для других отраслей права (например, обязанность блюсти дисциплину труда - норма, вытекающая из трудового соглашения, присущая трудовому праву - ст.53 Конституции КНР 1982 г.).
В некоторых конституциях конкретные субъективные права и обязанности имеют один и тот же объект. Например, в испанской Конституции в ст.35 закреплено следующее положение: «... все испанцы обязаны трудиться и иметь право на труд ...».
Наконец, следует отметить, что и конституционные обязанности отличаются определенным дуализмом: есть обязанности человека и обязанности гражданина. Так, согласно части первой ст.53 Конституции Италии «все обязаны участвовать в публичных расходах сообразно со своей налоговой платежеспособностью» (обязанность любого), а согласно части первой ст.54 «все граждане обязаны верностью Республике и должны соблюдать ее Конституцию и законы» (обязанность граждан).
Принципы прав человека.
Проблема принципов является стержневой в теории и практике прав человека.
Принципы прав человека определяют основные направления теоретической и практической деятельности в области прав человека, отражают основополагающие, существенные, устойчивые идеи, на которых базируется система прав человека.
В современной литературе можно встретить различные подходы к проблеме принципов прав человека и их классификации. Тем не менее, все они находятся в русле признанного в международном праве базисного подхода, отраженного в следующих документах:
- Устав Организации Объединенных Наций;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- в других международных документах в области прав и свобод человека.
Так, Устав ООН содержит в своей преамбуле положения о том, что государства подтвердили веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций. Указывается, что государства будут стремиться создавать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права; проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи.
Всеобщая декларация прав человека повторяет нормы Устава ООН о вере в права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин. Указывается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Кроме того, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах устанавливается:
– признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
– права вытекают из присущего человеческой личности достоинства;
– государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека.
Обобщив положения указанных документов, можно выделить следующие важнейшие принципы прав человека:
- ценность человека, его прав и свобод (принцип гуманизма);
- принцип свободы;
- принцип естественности и неотъемлемости прав, вытекающий из присущего человеческой природе достоинства;
- принцип всеобщности и универсальности прав человека;
- принцип равноправия;
- общепризнанность и общеобязательность норм международного права в области прав человека;
- принцип уважения, поощрения и соблюдения прав человека;
- принцип терпимости (толерантности);
- принцип справедливости.
Дальнейшее развитие и конкретизацию эти принципы получили в официальных документах и материалах ООН, всемирных, региональных и национальных конференций по правам человека.
Принцип всеобщности и универсальности прав человека.
Права человека носят всеобщий и универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав человека имеет несколько измерений.
1. Права и свободы распространяются на всех людей, без какой-либо дискриминации. Международные стандарты и законодательство демократических правовых государств гарантируют равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Проблема прав человека – всеобщая проблема. Вопросы, касающиеся прав человека, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав составляет одну из основ мирового порядка. Обязательства, принятые государствами в области человеческого измерения в рамках ООН, ОБСЕ и других международных институтов, являются предметом непосредственного и законного интереса для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.
3. Все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т.д. – это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой принадлежит человек.
4. Универсальность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переместился, в любом месте он обладает основными, естественными правами и свободами вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
В настоящее время существует проблема, связанная с реализацией принципа всеобщности и универсальности прав человека, с решением вопроса о том, все ли права обладают такой характеристикой. Особенно остро эта проблема стоит в отношениях, возникающих между обществами разных традиций, религий, культур.
Принцип равноправия.
Этот принцип является одним из «краеугольных камней» конституционализма. Он был выдвинут как противовес системе феодальных привилегий, и сохраняет доныне свое значение в качестве основополагающего демократического принципа отношений человека, общества и государства и людей между собой.
Конституции различно формулируют принцип равноправия - иногда прямо (позитивно), иногда в виде запрещения дискриминации, а порой совмещая оба способа. Нередко особо гарантируется равноправие мужчин и женщин, а также равноправие независимо от тех или иных других конкретных обстоятельств (расы, национальности, цвета кожи, происхождения и т.п.).
В качестве примера можно привести ст.3 Основного закона Германии:
1. Все люди равны перед законом.
2. Мужчины и женщины равноправны.
3. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, его происхождения, его расы, его языка, его родины и места рождения, его вероисповедания, его религиозных или политических воззрений».
В странах с англо-саксонской системой права нередко употребляется формула «равенство перед законом и судом». Дело в том, что в этих странах суд выступает не только как правоприменительный, но и как правотворческий орган.
Тоталитарные режимы несовместимы с равноправием даже тогда, когда провозглашают этот принцип в конституциях, как это делалось и делается в «социалистических» странах. Это выражается, прежде всего, через систему привилегий для так называемой номенклатуры.
В ряде развивающихся стран равноправие, даже если конституционно провозглашено, в значительной мере сводится на нет практикой так называемого трайбализма (от англ. «племя»). Эта практика заключается в предоставлении привилегий выходцам из определенной племенной группы. Трайбализм весьма распространен в странах Тропической Африки, но встречается и в некоторых иных регионах, где племенная психология оказалась живучей, как, например, в отдельных республиках бывшей советской Средней Азии. Близки к этому явлению клановость, кумовство, семейственность.
Нельзя сказать, что дискриминация полностью изжита в наиболее передовых демократических государствах. В тех же США дискриминация чернокожего населения издавна представляла собой болезненную проблему.
Наконец, следует остановиться на существующей в ряде развивающихся стран, бывших некогда колониями, проблеме коренного (автохтонного) населения, ведущего традиционный образ жизни: индейцев, эскимосов и др. в странах Американского контингента, аборигенов Австралии. Средством сохранения этих народов стали резервации. Резервации представляют собой территории, полными хозяевами которых являются соответствующие народы. Государство охраняет эти территории от проникновения чрезмерно предприимчивых граждан, частного капитала, оказывает содействие социальному развитию обитателей, не препятствуя их традиционному образу жизни. Резервации во всяком случае оказались более пригодными для сохранения малочисленных народов, чем советские автономные округа.
Ограничение прав и свобод.
Права и свободы человека в любом обществе не являются безграничными и абсолютными. Их нельзя отождествлять с произволом.
Права и свободы человека ограничены:
– во-первых, объемом его знаний об объективной действительности, о законах развития природы, экономики, политики, духовной сферы жизнедеятельности общества;
– во-вторых, материальными возможностями данного государства. Естественно, что права человека могут быть полнее реализованы в странах, которые имеют более высокий уровень экономического, социального и культурного развития, чем в странах соответственно с низким уровнем развития.
– в-третьих, права и свободы каждого человека ограничены интересами, потребностями и устремлениями существующих рядом с ним людей. Посягательство со стороны одного человека на ценности другого человека приводит к нарушению прав этого человека, к конфликтам, борьбе и напряженности в обществе.
Возможность ограничения прав человека предусмотрена во многих международных актах, а также национальном законодательстве различных государств. В качестве примера можно привести:
1. Всеобщая декларация прав человека. Например, п. 2 ст. 29: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Например, ст. 4: государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах: предусмотрены условия ограничения конкретных прав человека.
4. Конституции зарубежных стран.
Формулы конституционных ограничений прав и свобод разнообразны. Есть общие оговорки (генеральные клаузулы) – законодатель в этом случае при формулировании необходимых ограничений прав и свобод связан с указанными в конституции целями ограничений - «свободы и права могут ограничиваться только законом в целях защиты свобод и прав других людей, правопорядка, общественной морали и здоровья» (ст.16 Конституции Республики Хорватия 1990 г.). Есть конкретные оговорки, относящиеся к отдельным правам и свободам. «Жилище неприкосновенно. Без согласия его обитателей никто не может входить в жилище или оставаться в нем, кроме случаев, прямо указанных в законе».
Наряду с ограничением прав и свобод, распространяющимися на все население государства, конституции иногда предусматривают индивидуальное лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребление ими. «Тот, кто злоупотребляет свободой выражения мнений, в особенности свободой печати, лишается этих основных прав (ст.18 Основного закона ФРГ)».
Наконец, следует отметить, что конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т.д.).
Важным является вопрос о пределах ограничений прав человека. Как справедливо отмечено в литературе, государственные органы (должностные лица) обязаны руководствоваться принципом пропорциональности (соразмерности) ограничений правомерно достигаемым целям. Пропорциональность ограничения считается соблюденной, если: 1) достигается законная цель; 2) ограничение не было строже, чем это необходимо; 3) обеспечивается баланс между правами индивида и правами других лиц, интересами общества в целом[14].
Гарантии прав и свобод.
Они подразделяются на две больших группы: внутригосударственные и международно-правовые. Первые в свою очередь, делятся на судебные и несудебные.
Внутригосударственными гарантиями служат, прежде всего, некоторые конституционные права как материального, так и, особенно, процессуального характера. Сюда можно отнести право петиций, права, реализуемые в судебном и административном процессе и др.
Существует общий принцип - основные права граждан неотменяемы (отмена возможна только в условиях войны или чрезвычайного положения).
Главной гарантией в демократическом государстве является суд, независимый от любого другого государственного органа, не говоря уже о партийном органе (право рассмотрения дела в компетентном и беспристрастном суде, право на защиту и помощь адвоката).
К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получающий все более широкое распространение институт парламентского уполномоченного по правам человека (омбудсмен, комиссар, посредник, народный защитник и т.п.).
Гарантией прав и свобод служит также ответственность за их нарушение. Прежде всего, речь идет об ответственности властей и их должностных лиц. Например, согласно ст. 20 Хорватской Конституции «тот, кто нарушит положения настоящей Конституции об основных правах и свободах, несет личную ответственность и не может оправдываться приказом свыше».
Международно-правовые гарантии. Необходимость международно-правой регламентации гарантий прав человека была осознана особенно явно после второй мировой войны. Это было связано с последствиями фашизма – массовой гибелью людей.
Универсальная международная защита прав человека осуществляется в настоящее время в рамках ООН и ее специализированных учреждений, региональная – в рамках межамериканской, европейской и африканской систем. Европейская система – наиболее совершенная. Она основывается на Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, заключенной в 1950 г. государствами - членами Совета Европы, и дополнительных протоколах к ней. За соблюдением прав человека в государствах - членах Совета следит Европейский суд по правам человека, а также Кабинет министров Совета Европы. Наше государство стремится вступить в Совет Европы, а для этого оно должно привести свое законодательство в соответствии с требованиями Европейской конвенции.