Основные положения правового статуса личности в зарубежных странах
Понятие и элементы правового статуса личности.
Правовой статус личности – это роль субъекта в системе правовых отношений; это сложный институт, который включает не только нормы конституции и актов конституционного права, но и других отраслей законодательства.
Конституционно-правовой статус личности – это нормы конституционного права, которые определяют положение человека. Они содержат исходные, главные положения.
Из чего складывается правовой статус личности:
· права и свободы человека;
· гарантии их реализации;
· гражданство;
Отношения, связанные с институтом гражданства, регулируется как на международном, так и на национальном уровнях. В рамках ООН были приняты следующие документы:
– Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. устанавливает: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».
– Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 г.);
– Конвенция о сокращении безгражданства (1961 г.);
– Конвенция о статусе апатридов (1954 г.).
В рамках Совета Европы принята Европейская конвенция о гражданстве.
Кроме того, государства могут заключать соглашения, регулирующие вопросы приобретения, изменения и прекращения гражданства.
· принципы, общеправовые идеи;
Они также влияют на правовое положение личности. Некоторые из принципов закреплены в конституции и других нормативных правовых актах, другие выводятся из текста юридических документов путём анализа.
· правосубъектность – способность лица иметь права и нести обязанности.
Правосубъектность складывается из право- и дееспособности.
Понятие прав человека.
Определяя понятие прав человека, следует иметь в виду, что невозможно выработать какое-либо одно, единственно правильное его определение, поскольку данная категория содержит в себе различные аспекты (философский, моральный, политический, юридический и т.д.). Права человека – категория комплексная и многогранная. Она рассматривается не только в рамках права, но и в связи с политикой, нравственностью, философией, историей, религией и т.д.
В литературе можно встретить множество определений прав человека, и каждое из них будет чем-то отличаться от всех остальных. Такое многообразие обусловлено индивидуальными взглядами и подходами каждого ученого к установлению сущности данной категории.
Можно привести некоторые из таких определений:
– «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами»[1].
– «Права человека – особый тип отношений между человеком и обществом, индивидом и властью – договорных, правовых и этических отношений между гражданином и государством, фиксируемых международной и национальной системами правовых принципов и моральных норм, которые устанавливают правила взаимоотношений между людьми, положение личности (гражданина) в государстве, защищаемых международными организациями и государством, а также системой морального одобрения и поощрения, направленных на реальное предоставление индивиду возможности действовать по своему усмотрению»[2].
– «Права человека – это совокупность условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека во всех сферах общественной жизни»[3].
– «Права человека – это права, присущие ему с рождения, и без которых он не может существовать как человеческое существо»[4].
– «Права и свободы человека – не только сумма национальных и международных юридических установлений, а прежде всего система морально-этических принципов и норм, гуманистических ценностей, философских, мировоззренческих категорий. Права человека все же первичнее права, ближе к философии и культуре. То право, которое не гарантировано сегодня, может стать гарантированным завтра, т.е. права человека – это вектор, к которому нужно стремиться»[5].
– «Права человека – это возможности личности удовлетворять и развивать свои потребности и интересы, гарантируемые и стимулируемые со стороны общества и государства»[6].
Права человека в литературе также рассматриваются и как притязания людей по отношению друг к другу и к государству[7], и как минимальная, неотъемлемая мера свободы[8].
Как видно из приведенных примеров, в литературе существует множество определений прав человека, которые понимаются и как условия жизнедеятельности, и как особый тип отношений, и как свойства бытия личности, и как система разного рода принципов и норм и т.д. Однако в большинстве определений присутствует одна, главная идея, цель – свобода, нормальные условия жизни и возможности человека.
Сущность прав человека.
В связи с многообразием понятий прав человека представляется верным и наиболее важным уяснить саму сущность категории прав человека, те принципы и источники, которые лежат в их основе, – лишь в таком случае можно наиболее полно определить для себя понятие прав человека.
Специфика прав человека состоит в том, что в их основе лежат не только правовые нормы, но и иные культурные ценности. Поэтому рассматривать права человека лишь как правовую категорию было бы неправильным. Права человека, как справедливо отметил российский исследователь Ф.М. Рудинский, – это прежде всего философская, нравственная, политическая, а затем уже юридическая проблема.
Права человека – это сложное и многомерное явление, отражающее в той или иной мере всю совокупность отношений индивида в природном и социальном мире. Это идеалы и ценности, принципы и нормы, правила и способы деятельности, социально-экономические, политические и духовные условия существования человека в обществе.
Сущность категории «Права человека» многоаспектна и раскрывается исходя из совокупности избранных позиций. Л.И. Глухарева следующим образом решила данный вопрос.
С социоантропологических позиций права человека рассматриваются в качестве условий обеспечения безопасности и развития индивида. Поскольку человек может обитать в рамках достаточно узкого диапазона параметров биологической и социальной среды, то права устанавливают такие правила поведения в социуме, чтобы защитить его как биологическую особь с ее психофизиологическими потребностями, как социальное существо, обитающее в среде с себе подобными, как духовное бытие с творчески-созидательными функциями.
С данной позиции определены сферы, в которых должна быть обеспечена необходимая безопасность индивида. Это – жизнь, физическое и психическое здоровье, генетика человека, репродуктивная способность, интеллект, духовность.
Социальная направленность прав человека заключается в том, что они упорядочивают и координируют общественные связи, пытаясь совместить свободу и уважение достоинства каждого члена общества с общим благом и стабильностью социальных отношений. Права человека определяют меру свободы личности в отношениях с обществом. Суть прав – в свободе. Они не связаны какими-либо обязательствами, за исключением общей обязанности не нарушать прав других.
Права человека – индивидуалистическая система, но не в смысле безусловного во всех ситуациях приоритета частных притязаний, а в том, что они не позволяют использовать отдельного человека как средство для удовлетворения каких бы то ни было общих или групповых интересов.
Являясь элементом политической жизни, права человека, с одной стороны, стали средством противостояния произволу представителей государственной власти и выступают в качестве механизма контроля за администрацией, ограничивают всевластие государства; с другой – они преодолевают отчуждение власти от народа, широко привлекая население к формированию и участию в деятельности государства и других политических структурах. С рождением прав завершилась эпоха абсолютизма власти.
Права человека существуют объективно и независимо от признания или игнорирования их государством. Идея защиты прав человека исходит из презумпции обладания каждым лицом вне политической общности и государства совокупностью прав, коими оно наделено самим фактом своего бытия. В этом смысле права человека наднациональны и экстерриториальны.
Права устанавливают четкие правила, на которых строятся взаимоотношения личности и государства, развиваются принципы автономии или сотрудничества, а равно ответственности друг перед другом.
В основе осуществления прав человека лежит идея конституционализма, которая означает, что власть действует на основании закона и в рамках закона. Правовое, социальное и демократическое государство, воплощающее эту идею, возникает для достижения целей уважения достоинства и защиты прав каждого члена общества.
Права человека есть юридическое понятие. Как совокупность правовых норм они выражают возможности личности иметь, пользоваться и приобретать материальные, социальные и духовные блага для удовлетворения своих разнообразных интересов и потребностей. Важным моментом здесь является провозглашение равенства людей в сфере прав, их равноправие. Более подробно сущность прав человека как юридической категории будет рассмотрена ниже.
Права человека – это философская категория, предлагающая гуманистическую картину человеческого общежития. Гуманизм – фундаментальная теория и мировоззрение прав человека, принципами которого являются свобода, равноправие, солидарность, справедливость.
Права человека – гуманистическое и глубоко нравственное явление. Они юридически выражают и проводят в жизнь нравственные императивы добра и справедливости. Как этическая конструкция права человека, с одной стороны, устанавливают моральный стандарт внешнего поведения, т.е. требуют от каждого отношения к другим людям с позиций добра, терпимости, долга, ответственности и т.д., с другой – они внутренне ориентируют самоопределение и саморазвитие личности, воспитывают черты нравственности, духовности и гражданственности.
Права человека имеют социально-экономическое содержание. Они защищают самостоятельность и успехи хозяйствующего субъекта, его независимость от произвола власти. Социально-экономические права заставили государство вплотную заняться проблемами нищеты и голода, помощи безработным, женщинам-матерям, детям, пенсионерам, беженцам, всем обездоленным, т.е. первоначально индивидуалистическая направленность прав человека со временем приобрела социалистические тенденции и заставила сотрудничать государство и личность в решении насущных проблем материального благополучия человека.
Права человека – это конкретно-исторический феномен. Они возникли эволюционно, естественным путем у западных народов и стали лозунгом революционных преобразований в Европе конца XVIII столетия. Они дали толчок прогрессу и обеспечили достижения западной цивилизации. Благодаря указанию в декларациях, созданных на американском и европейском континентах, некоторой совокупности прав, появился новый тип личности, адекватный идущим процессам модернизации, возросла личная, имущественная и гражданская самостоятельность индивида. В других регионах мира – на Востоке и Юге – права человека появились в результате их прямого заимствования государствами, вставшими на путь модернизации.
Описав некоторые из аспектов, раскрывающих сущность прав человека, Л.И. Глухарева отмечает, что в правах человека можно обнаружить много иных «смысловых полей»[9]. Тем не менее, уже исходя из перечисленных подходов, можно вполне отчётливо представить, в чём состоит сущность категории «Права человека».
Более подробно необходимо остановиться на понимании категории прав человека как юридического явления. С данных позиций права человека представляют собой систему принципов и норм международно-национального характера, закрепляющих возможности самореализации индивида, гарантии их обеспечения, а также механизмы и процедуры защиты в случае нарушения.
Хотя права человека есть совокупная система международных и национальных норм, отчасти дублирующих и дополняющих друг друга, все же международный и национальные уровни различаются между собой по многим параметрам.
Непосредственным регулятором поведения в сфере прав человека являются национальные нормы и принципы. Именно в них перечислены возможные действия (бездействие), прописаны способы, условия, порядок их выполнения, благодаря им физические и юридические лица могут требовать от властей фактического обеспечения прав и привлечения к ответственности лиц, нарушающих их права.
Международные нормы о правах человека отличаются рядом свойств, благодаря которым их чаще называют стандартами. Содержательно эти нормы сформулированы как правила самого общего характера, призванные решать задачу сближения национальных правовых систем и достижения во всем мире единой практики уважения и защиты человеческого достоинства, его прав и свобод.
Права человека как юридическое явление выражаются, прежде всего, через субъективное право. Это гарантированная мера допустимого поведения, которая предполагает возможность: 1) положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия; 2) требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия; 3) прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание); 4) пользоваться на основе данного права определенным социальным благом[10].
В характеристике субъективных прав важно еще одно обстоятельство. Даже если они не основываются на реальных социальных обстоятельствах, содержательно расходятся с существующей действительностью, они все равно обладают высоким стимулирующим потенциалом: права как специфические юридические средства способны «подтягивать» социальные возможности до своего уровня.
Например, во многих регионах мира реальность лишает граждан пользоваться здоровой и благоприятной окружающей средой. Но они, обладая соответствующим юридическим правом, могут требовать у государства, частных компаний в судебном, административном, ином законном порядке отмены тех или иных решений, запрета действий по размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и т.д. экологически вредных объектов, привлечению к ответственности виновных лиц, возмещению ущерба[11], т.е. субъективные права способствуют изменениям социальных условий и «переводят» их в фактические возможности, адекватные правовым установлениям.