Правовое положение Высшего Хоз. Суда РБ
Возглавляет систему хоз судов Высший Хоз Суд РБ, являющийся высшим судебным органом, кот осущ правосудие путем разрешения хоз (эк) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хоз судов и реализует иные полномочия.
Высший Хоз Суд РБ:
- вносит в Конституционный Суд РБ предложения о даче заключений о конституционности НПА;
- изучает и обобщает практику применения хоз судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хоз (эк) деят:
- оказывает судьям хозсудов помощь по применению законодательства;
- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства
- осуществляет проверку деятельности хоз судов;
- иные полномочия.
Высший Хоз Суд РБ состоит из председателя суда, первого заместителя и заместителей председателя, судей суда. Председатель суда назначается Президентом РБ из числа судей Высшего Хоз Суда РБ с согласия Совета Республики Нац собрания РБ сроком на пять лет.
74. Правовая хар-ка Конституционного суда РБ.Правовое положение конст суда определено конституцией (раздел 4 глава 6 ст. 116), кодексом «о судоустройстве и статусе судей» и законом «о конституционном суде».
Деят Конст Суда строится на принципах законности, независимости, коллегиальности, устности, ответственности за принимаемые решения, равноправия и состязательности сторон.
Конст Суд дает заключения о:
· соотв законов, декретов и указов Президента РБ Конституции
· соотв актов любого гос органа Конституции, международным актам, законам,;
· в случаях, предусмотренных Конституцией, Конст Суд дает заключения о наличии фактов системат или грубого нарушения палатами Парламента Конституции на основ предложений Президента.
Состав Конст Суда РБ форм в колич 12 судей из высококвалифицированных специалистов в обл права, имеющих ученую степень. Шесть судей назначаются Президентом, шесть — избираются Советом Республ.
Судьи назначаются или избир на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Предельный возраст членов — 70 л.
Судьи Конст Суда неприкосновенны. Это распространяется на их жилье, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые документы. Член Констит Суда не может быть привлечен к уголовн ответств, арестован без согласия органа, назначившего или избравшего его.
75 Место Конст Суда РБ в системе гос органовКомпетенция, характеристика и порядок деятельности констит суда определен конституцией РБ и кодексом РБ "о судоустройстве и статусе судей". Констит суд РБ существует с 1994 г. Деят Конст Суда строится на принципах законности, независимости, коллегиальности, устности, ответственности за принимаемые решения, равноправия и состязательности сторон.
Конст Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов гос органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и вышеназванным Законом.
Основной функцией суда явл осущ контроля за конституционностью нормативных актов в государстве. Состав: 12 судей. 6 судей назначаются президентом, 6 – избираются советом республики.
Конституционный суд правомочен принимать решения и приступать к работе, когда в его состав назначено не менее 8 судей. Заседание проводится гласно, в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета.
Судьи Конст Суда неприкосновенны. Это распространяется на их жилье, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые документы. Член Констит Суда не может быть привлечен к уголовн ответств, арестован без согласия органа, назначившего или избравшего его.
Решение Конст Суда подлежит исполнению безотлагательно после опубликования, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конст Суда влечет ответственность, установленную законом.
76. Понятие местного упр-ния РБ, органы его осущ. Местное управление — форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Единая система местных органов управления на территории РБ состоит из областных, городских, районных, сельских, поселковых исполнительных органов. Основным органом местного управления является исполнительный комитет. Закон «о местном управлении и самоуправлении РБ» выделяет следующие уровни исполкомов:
1) первичный (сельские, поселковые, районные в городе)
2) базовый (городские и районные)
3) областной (областные и г. Минска)
Исполком включает следующие отделы:
1) общий 2) финансовый 3) отдел торговли
4) отдел по делам молодежи 5) отдел культуры
6) отдел спорта и туризма
7) управление по экономическим и рыночным отношениям
8) отдел образования и здравоохранения
9) отдел социального обеспечения
10) отдел архитектуры и градоустройства
11) землеустроительный отдел
Отделы в исполкоме образовываются по отраслевому принципу, т.е. каждый отдел осуществляет управление в пределах определенной отрасли. При исполкоме образуются и действуют комиссии: административная, комиссия по делам несовершеннолетних, наблюдательная комиссия.
77 Понятие местного самоупр в РБ, органы его осущ. Местное самоуправление — форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения ими вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития соответствующей административно-территориальной единицы.
Систему органов местного самоуправления составляют:
· областные Советы депутатов и Совет депутатов г. Минска;
· районные и городские Советы депутатов;
· сельские и поселковые Советы депутатов;
· органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные комитеты);
· другие органы, в том числе и единоличные.
Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.
Местные Советы депутатов явл представительными органами гос власти на территории соответст АТЕ РБ и основным звеном местного самоуправления, обеспечивающим на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.
В РБ устанавливаются три территориальных уровня Советов депутатов: первичный(сельские, поселковые, городские Советы депутатов.), базовый(городские и районные Советы депутатов.) и областной(областные и Минский городской Советы депутатов).
78 Понятие норм правового актаНПА- офиц документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного гос органа или путем референдума с соблюдением установленной законодательством РБ процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопр круг лиц и неоднократное применение.
В данном определении указаны следующие признаки нормативного правового акта:
· издаются компетентными уполномоченными органами. Гос органы принимают акты строго опр вида;
· содержат общеобязат правила поведения, имеющие более или менее общий характер;
· должны быть документально оформлены, иметь строго опр форму;
· Если исполнитель акта не указан, то он распространяется на неопределенный круг лиц;
· направлены на регулирование общественных отношений определенного вида;
· обладают юр силой, под которой понимается свойство правовых актов реально действовать, фактически порождать юр последствия;
· носят гос–властный характер, их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.
Все НПА подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты. Законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативных правовых актов.
Законы в системе НПА
Закон — это такой НПА, кот принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юр силой.
В зависимости от юр силы законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие). К конституционным законам принято относить Конституцию, законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также те законы, принятие кот предусмотрено Конституцией. Таковым, например, явл Закон о Совете Министров РБ и др. В РБ высшей юр силой обладает Конституция. В ней закрепляется организац структура гос власти страны, основы общественного и гос строя, основные права и обязанности граждан. В Республике установлен особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию. Конституция явл юр базой для всего действующего законодательства.
Конституция – основн з-н гос-ва, имеющий высшую юр силу и определяющий основные общеобязат принципы для регулирования всех общ отн-ий.
Обычные (текущие) законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения.
Программный з-н – з-н, кот принимается в соотв с Конст по к-л четкому, конкретному направлению.
Кодексы РБ– з-ны, кот обеспечивают системн регулирование опред области общ отн-ий, либо содержат осн часть таких отн-ий (уголовно-процессуал кодекс, уголовно-исполнительный/кодекс об образовании).
З-н — это такой НПА, кот принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общ отн-ия и обладает высшей юр силой.
80 Подзаконные акты в системе НПА.Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией, др законодательными актами, на их основе и не должны им противоречить. В силу этого они и носят название подзаконных. В числе подзаконных актов большей, после законов, юр силой обладают указы Президента РБ. Следует иметь в виду, что указы Президента могут не явл источниками права(указы о назначении на должность, о присвоении почетного звания). Они не должны противоречить Конституции и другим актам законодательства. В соответствии со своим положением Президент может издавать и распоряжения. Однако они издаются обычно по текущим вопросам оперативного характера и не относятся к числу нормативных актов.
Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров РБ. Эти акты носят подзаконный характер и издаются по важным вопросам управления эк страны, обеспечения гос политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, нац безопасности. Постановления правительства обычно носят нормативный характер.
Следующим видом явл ведомственные акты. Они издаются центральными органами гос управления — министерствами, гос комитетами и ведомствами. Эти акты, как правило, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов. Наименование актов, издаваемых центральными органами управления, не определено в нормативном порядке. На практике большинство из них является приказами и инструкциями. Приказы могут быть как нормативного, так и ненормативного содержания. Инструкции же являются только нормативными.
Ведомственные нормативные правовые акты издаются строго в соответствии с компетенцией опр органа и не должны противоречить всем вышестоящим по юр силе нормативным акта.
Подзаконные НПА принимают также местные представительные и исполнительные органы власти (областей, городов, районов).
Местные Советы депутатов и исполнительные комитеты принимают решения согласно своему статусу. Управления и отделы исполнительных комитетов принимают приказы и инструкции.
81 Понятие избирательного права, его виды . Избирательное право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право является институтом конституционного права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Основным источником избирательного права являются конституция, избирательный кодекс и другие НПА.
Принципы избирательного права, т.е. в РБ закреплено всеобщее, равное, свободное, прямое избир право при тайном голосовании.
Обычно понятие «избирательное право» используется в двух значениях: в объективном и субъективном.
Объективное избир право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения выборов органов представительной власти или избрания должностного лица (например, президента).
Субъективное избир правовыступает в качестве одного из важнейших политических прав граждан на участие в управлении делами общества и государства.
Избирательное право — право граждан принимать участие в выборах и референдумах.
Избир право подразделяется на:
· активное избирательное право, т. е. право граждан избирать;
· пассивное избирательное право, т. е. право быть избранным.
82 Принципы избирательного права РБИзбир право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право явл институтом констит права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Осн источником явл конституция, избирательный кодекс и другие НПА.
Принципы избирательного права, т.е. в РБ закреплено всеобщее, равное, свободное, прямое избир право при тайном голосовании.
Всеобщее – каждый гражданин, достигший опр установленного в законе возраста имеет право избирать и быть избранным в гос органы независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, социального происхождения и т.д.
Равное – все избиратели либо кандидаты находятся в равных условиях и участвуют в выборах на равных основаниях. Относительно кандидатов: равное финансирование, равное колич эфирного времени.
Свободное – каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать.
Прямое– избиратель отдает свой голос за или против кандидата или решает непосредственно.
Косвенное– кандидата избирают с помощью специальных коллегий или представительного органа.
Тайное голосование – никто не вправе осущ контроль за волеизъявлением человека. Это обеспечено нахождением на избирательных участках специальных кабин для голосования.
Избирательное право в узком смысле понимается как субъективное право гражданина избирать (активное) и быть избранным (пассивное).
83 Понятие избирательной системы, ее виды-Избир система - порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юр нормах, а также сложившейся практикой деятельности гос и общественных организаций.
1. Мажоритарная система относительного большинства - это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников.
2. Мажоритарная система абсолютного большинства - требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа.
3. Маж. система квалифицированного большинства. При этой системе избранным считается кандидат, получивший квалифицирова большинство голосов. Квалифицир большинство устанавл законом и превышает большинство абсолютное.
4. Система единственного непередаваемого голоса. Система заключ в том, что в избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.
5. Система пропорционального представительства политических партий. Главная идея этой системы, заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.
6.Смешанные системы – сочетание элементов как мажоритарной, так и пропорциональной систем.
84 Избирательно право как институт конст права.Избир право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право явл институтом констит права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Осн источником явл конституция, избирательный кодекс и другие НПА.Обычно понятие «избирательное право» используется в двух значениях: в объективном и субъективном.
Объективное избир право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения выборов органов представительной власти или избрания должностного лица (например, президента).
Субъективное избир правовыступает в качестве одного из важнейших политических прав граждан на участие в управлении делами общества и государства.
Избирательное право — право граждан принимать участие в выборах и референдумах.
Избир право подразделяется на:
· активное избирательное право, т. е. право граждан избирать;
· пассивное избирательное право, т. е. право быть избранным.