Конституционный контроль (надзор) может осуществляться различными государственными органами: главой государства, парламентом, прокуратурой и
пр. Однако в настоящее время в подавляющем большинстве государств действуют специализированные судебные или квазисудебные органы. Таким образом, Конституционный контроль (надзор) осуществляют: суды общей юрисдикции, обычно в этом случае окончательное решение принимается высшей судебной инстанцией (США, Япония, Индия и др.); специальные конституционные суды, для которых конституционный контроль - единственная функция (Австрия, ФРГ, Испания и др.); специально создаваемый особый орган несудебного характера (например, Конституционный совет во Франции). В исламских государствах, помимо высших судебных инстанций, конституционный контроль (надзор) осуществляется такими органами, как суд шариата и исламский совет (Пакистан, Иран, Малайзия и др.).
Понятие и механизм конституционного надзора и контроля.
Юридическое верховенство конституции предполагает контроль за ее соблюдением. Существуют специализированные и неспециализированные органы, которые обязаны не допускать применения законов и других актов, противоречащих конституции. Специализированный конституционный контроль (надзор) - важнейший способ защиты конституции юридическими средствами. Органы конституционного контроля. В социалистических странах функции конституционного контроля возложены на парламент, в ряде других стран некоторые функции К.К. выполняет президент, как гарант конституции. Особое значение имеет судебный и квазисудебный К.К. В большинстве стран (Австралия, Индия, США) эту функцию выполняют общие суды, т.е. те суды, основная цель которых рассмотрение уголовных и гражданских дел. В ряде стран функции К.К. выполняет конституционный суд (Германия, Италия). Обычно он формируется при участии разных ветвей власти (законодательной - парламента, исполнительной - президента), а также судейского корпуса (высшего совета магистратуры). В Казахстане, Тунисе, Франции создаются конституционные советы. Формируются без участия судебного корпуса. Обращаться в органы К.К. высшие органы государства и должностные лица, субъекты федерации, автономные образования, суды, граждане, если нарушены их конституционные права. Формы К.К. К.К. называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу - такой контроль осуществляют конституционные советы. При последующем К.К. спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу (Германия, США).Различают конкретный и абстрактный К.К. Конкретный - решение выносится по конкретному делу, абстрактный - не связано с таким делом. Бывает обязательный и факультативный К.К. Обязательному подлежат определенные виды законов, например органические законы во Франции до их подписания президентом.
Вопрос 19.
Понятие и принципы правового положения человека и гражданина в ЗС.Правовое положение личности - это совокупность его прав, свобод иобязанностей. Речь идет о конституционных (основных) правах, свободах иобязанностях.Правовое положение личности в ЗС характеризуется следующими чертами:1) Дуализм правового положения личности (человек и гражданин).2) В демократических государствах характерной чертой является наличиебольшого круга прав и минимум обязанностей; для стран с тоталитарным режимом- большое количество обязанностей и минимум прав.3) Конституции ЗС устанавливают 2 способа формулирования конституционных правсвобод:а) позитивный принцип (права и обязанности разъяснены);б) негативный принцип (разрешено все, что не запрещено).Принципы правового положения личности в ЗС:1) Равноправие (тройболизм – нарушение равенства).2) Запрет на незаконные ограничения прав и свобод. Основания для ограниченияправ: нарушение прав и свобод других граждан; нарушение нормальногофункционирования общества и государства; интересы обеспечения нравственностиграждан и их здоровья; Ограничения названы в определенных нормативных актах –генеральные клаузумы.3) Гарантированность прав и свобод (конституционные, судебные и материальные).4) Соответствие норм национального права нормам МНП.Важнейшие международные НПА: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,международный пакт о правах человека 1966 г., Европейская конвенция о защитеправ человека и основных свобод 1950 г. и 11 протоколов к этой Конвенции.Вопросы 21, 22, 23.