Первые 25 вопросов и ответов по КП (зачет).
Вопрос 15.
Место и роль государства в политической системе
Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое.
Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности».
Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.
Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:
- Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;
- Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;
- Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
- Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);
- Обладает, как правило, монополией на правотворчество;
- Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);
Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:
- Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;
- Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы;
- Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства;
Вопрос 17.
Демократическое, правовое, социальное, светское государство в ЗС.Демократическое государство – это основанное на признании таких устоевконституционного строя, как народовластие и политическийплюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека. Формой ее реализации выступаетреспубликанское правление с разделением и взаимодействием властей, развитойсистемой народного представительства. В современномобществе демократия означает власть большинства при защите прав меньшинства,осуществление выборности основных государственных органов, наличие прав иполитических свобод граждан, их равноправие, верховенствозакона, конституционализм, разделение властей. Различают непосредственнуюдемократию, (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительнуюдемократию (решения принимаются выборными учреждениями парламентами и др.).Институты демократии наиболее полное развитие получают вправовом государствеПравовое государство - в конституционном правехарактеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающаябезусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека состороны государства, связанность государства конституционным строем,верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконнымактам, разделение властей и институт ответственностивласти как организационную основу правового государства, независимость суда,приоритет норм международного права над нормами национального права.Социальное государство - характеристика (принцип) относящаяся кконституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционноегарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Даннаяхарактеристика означает, что государства служит обществу и стремитсяисключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Социальныеобязанности государства: охранять труд и здоровье людей; устанавливатьминимальный гарантированный размер оплаты труда; обеспечивать государственнуюподдержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; развиватьсистему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия ииные гарантии социальной защиты.Светское государство - конституционно-правовая характеристика государства,означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер ихдеятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать ихцерквам и религиозным общинам материальную помощь из государственногобюджета.Вопрос 18.
Институт конституционного контроля (надзора). Органы конституционного контроля (надзора)
В юридической литературе применяется два термина - конституционный контроль и конституционный надзор.
Конституционный контроль - особый вид правоохранительной деятельности, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данного государства. Органы конституционного контроля, обнаружив указанное несоответствие, правомочны своей властью отменить нормативный правовой акт. При осуществлении конституционного надзора соответствующий орган неправомочен отменять акт, противоречащий конституции.
По времени применения выделяют предварительный и последующий конституционный контроль (надзор). В первом случае проверке подвергаются нормативные правовые акты, уже принятые и вступившие всилу (США, ФРГ и др.). Во втором случае - закон, находящийся на стадии рассмотрения в парламенте иеще не вступивший в силу (Франция, Швеция и др.).
По содержанию конституционный контроль (надзор) может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия соответствующего нормативного акта) или материальным (проверяется содержание нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции);
абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом).
Вопрос 19.
Понятие и принципы правового положения человека и гражданина в ЗС.Правовое положение личности - это совокупность его прав, свобод иобязанностей. Речь идет о конституционных (основных) правах, свободах иобязанностях.Правовое положение личности в ЗС характеризуется следующими чертами:1) Дуализм правового положения личности (человек и гражданин).2) В демократических государствах характерной чертой является наличиебольшого круга прав и минимум обязанностей; для стран с тоталитарным режимом- большое количество обязанностей и минимум прав.3) Конституции ЗС устанавливают 2 способа формулирования конституционных правсвобод:а) позитивный принцип (права и обязанности разъяснены);б) негативный принцип (разрешено все, что не запрещено).Принципы правового положения личности в ЗС:1) Равноправие (тройболизм – нарушение равенства).2) Запрет на незаконные ограничения прав и свобод. Основания для ограниченияправ: нарушение прав и свобод других граждан; нарушение нормальногофункционирования общества и государства; интересы обеспечения нравственностиграждан и их здоровья; Ограничения названы в определенных нормативных актах –генеральные клаузумы.3) Гарантированность прав и свобод (конституционные, судебные и материальные).4) Соответствие норм национального права нормам МНП.Важнейшие международные НПА: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,международный пакт о правах человека 1966 г., Европейская конвенция о защитеправ человека и основных свобод 1950 г. и 11 протоколов к этой Конвенции.Вопросы 21, 22, 23.
Вопрос 20.
Вопрос 21.
Вопрос 22.
Вопрос 23.
Вопросы 24.
Понятие и принципы гражданства (подданства) в ЗС.
Гражданство – это правовая связь физического лица и государства (республики),
т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта всех
прав и обязанностей.
Подданство – это правовая связь физического лица и монарха (монархии), т.е.
признание монархом этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и
обязанностей.
Характерные черты: правовой характер связи, выражающийся в ее юридическом
оформлении. Гражданство – правовое, а не фактическое состояние.
Юридическое оформление состояния гражданства: их общее правовое нормирование;
индивидуальное оформление гражданства данного лица; правовое закрепление
оснований признания гражданства, его приобретения и прекращения; документы
удостоверяющие гражданство.
1) Право каждого на гражданство (существование запретов).
2) Открытый и свободный характер (право на изменение гражданства).
3) Равный для всех, независимо от способа приобретения (прирожденный
гражданин имеет преимущества перед натурализованным).
4) Запрет на лишение гражданства и высылку гражданина за ее пределы.
5) Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству, если иное не
оговорено в международном договоре.
6) Единство гражданства РФ (двойное государство и субъект федерации).
7) Принцип двойного гражданства. Означает, что для приобретения гражданства
необходимо прекратить прежнее гражданства, если иное не оговаривается в
международном договоре (двойное и полное гражданство). Двойное гражданство в
рамках МНД оговаривают права (часть прав) из прав предусмотренным полным
гражданством.
8) Защита государством своих граждан проживающих за границей.
9) Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака.
Гражданство может быть получено:
1. по рождению: право крови (гражданство родителей) и право почвы (территория
государства). Процесс установления гражданства по рождению – филиация.
2. в процессе натурализации – по заявлению и решению специальных органов.
3. восстановление в гражданстве – по заявлению и решению специальных органов.
4. оптация – выбор гражданства в случае перехода территории от одного
государства к другому (Гонконг – от Великобритании к Китаю).
25. Приобретение гражданства в результате приема (натурализации).
Приобретение гражданства путем натурализации (укоренения) связано с
обращением лица, фактически проживающего в стране, с просьбой о
предоставлении ему гражданства. Как правило этого добиваются лица прибывшие в
страну в соответствии с правилами иммиграционного законодательства, а также
лица усыновленные гражданином другой страны, вступившие в брак с гражданином
иного государства и т.д. Натурализация распространена в странах с массовой
иммиграцией (США, Великобритания), а также в странах, которые поощряют
иммиграцию в силу своей малочисленности (Австралия, Латинская Америка,
Канада).
При этом, например, в США необходимо давать клятву верности этой стране, т.е.
лояльность ее государственному строю. Приобретение гражданства в порядке
натурализации не является субъективным правом человека. Законодатель может по
своему усмотрению давать определенные преимущества какой-то категории лиц,
или наоборот затруднять натурализацию. Обычно законодательство требует знание
языка страны, наличие средств к существованию, отсутствие тяжелых
заболеваний, профессиональную пригодность. Процедура натурализации носит
долгий, сложный и подчас унизительный характер, прав иммиграционных служб
велики, а иммигрант зачастую не обладает многими правами. Большое значение
придается политическим взглядам иммигранта.
Вопрос 25.
Приобретение гражданства в результате приема (натурализации).Приобретение гражданства путем натурализации (укоренения) связано собращением лица, фактически проживающего в стране, с просьбой опредоставлении ему гражданства. Как правило этого добиваются лица прибывшие встрану в соответствии с правилами иммиграционного законодательства, а такжелица усыновленные гражданином другой страны, вступившие в брак с гражданиноминого государства и т.д. Натурализация распространена в странах с массовойиммиграцией (США, Великобритания), а также в странах, которые поощряютиммиграцию в силу своей малочисленности (Австралия, Латинская Америка,Канада).При этом, например, в США необходимо давать клятву верности этой стране, т.е.лояльность ее государственному строю. Приобретение гражданства в порядкенатурализации не является субъективным правом человека. Законодатель может посвоему усмотрению давать определенные преимущества какой-то категории лиц,или наоборот затруднять натурализацию. Обычно законодательство требует знаниеязыка страны, наличие средств к существованию, отсутствие тяжелыхзаболеваний, профессиональную пригодность. Процедура натурализации носитдолгий, сложный и подчас унизительный характер, прав иммиграционных службвелики, а иммигрант зачастую не обладает многими правами. Большое значениепридается политическим взглядам иммигранта.26. Выбор гражданства (оптация).Оптация – выбор гражданства в случае перехода территории от одногогосударства к другому (Гонконг – от Великобритании к Китаю, страны – бывшиереспублики СССР). Общий принцип: если гражданин находящийся на территорииданного государства, письменно не заявил, в установленный срок, о своемжелании принять гражданство другого государства, он автоматически становитсягражданином страны проживания.Первые 25 вопросов и ответов по КП (зачет).
1. Понятие КП как отрасли права.
2. Соотношение терминов «конституционное» и «государственное» право.
3. КП – основная, главная отрасль системы национального права.
4. Соотношение КП и международного публичного права.
5. Особенности и классификация конституционно-правовых норм.
6. Субъекты конституционно-правовых норм.
7. Источники КП как отрасли права.
8. КП как наука и как учебная дисциплина (общая и особенная часть).
9. Понятие, сущность, структура и классификация конституций .
10. Основные черты и функции конституций .
11. Порядок и способы принятия конституций и внесения в них изменений.
12. Понятие основ конституционного (общественного) строя .
13. Содержание экономических основ общественного строя.
14. Политическая система и ее конституционно-правовое закрепление.
15. Место и роль государства в политической системе .
16. Правовая охрана конституции.
17. Демократическое, правовое, социальное, светское государство в теории конституционного права и конституционном закреплении.
18. Виды конституционного контроля.
19. Понятие и принципы правового положения человека. Правовой статус и правовая идентичность субъекта конституционного права.
20. Автономия в современном мире.
21. Понятие и содержание личных прав и свобод человека.
22. Понятие и содержание социально-экономических прав и свобод граждан.
23. Понятие и содержание политических прав и свобод граждан.
24. Понятие и принципы гражданства (подданства) в зарубежных странах.
25. Приобретение гражданства в результате приема (натурализации), выбор гражданства (оптация).
1. Понятие КП ЗС как отрасли прав.
КП ЗС – это есть основная отрасль права каждой страны, представляющая собой совокупность правовых норм регулирующих основы конституционного строя, взаимоотношения государства и личности, государственное устройство и основные органы власти, деятельность этих органов государственной власти.
Предметом КП ЗС являются 4 группы: основы конституционного строя; конституционные права, свободы и обязанности; государственное устройство; органы власти.
Методы правового регулирования: метод власти отношений(государственных властных полномочий); наделение сторон правами иобязанностями; совокупность классических принципов во здействия на участников общественных отношений: дозволение (передача прав), запрет, возложение обязанностей.
2. Соотношение терминов «конституционное» и«государственное» право ЗС.
КП – в основе англосаксонская система. ГП – в основе романская (германская) система. КП – верховенство конституции над государством.
Исторически сложилось так, что в странах где ведущую роль играли конституционно-правовые акты, акцентировавшие внимание на правах исвободах чело века и закреплении их в конституциях – данная отрасль права называлась КП (Великобритания, Франция). В странах, в которыхконституционно-правовая наука придавала основополагающее значение развитию государства и его институтов, а также их правовому оформлению и закреплению(Германия), соответствующая отрасль получила название ГП.
Термин ГП вошел и в русскоязычную литературу и науку, т. к. монархия в России по своим основным параметрам была ближе к государственной системе кайзеровской Германии, чем кпарламентарной монархии Великобритании.
Нередко в литературе подчеркивается, что 2 эти термина идентичны, что это синонимы. Такое утверждение применимо к реалиям Германии, Швеции или Скандинавским странам, где ГП постепенно слилось с КП. Однако некоторые западные авторы утверждают, что принципиальное различие сохранилось до сегодняшних дней: расстановка акцентов на приоритетных целях права.
3. КП в каждой стране – основная, главная отрасль системы национального права.
Конституционное право, как отрасль права, это ведущая отрасль национального права, представляющая собой совокупность правовых норм устанавливаемых государством, в которых закрепляются основы конституционного строя, основы взаимоотношений государства и личности, федеративное устройство иосновы организации и деятельности органов государственной власти.
Под отраслью права понимают совокупность норм права, которые регулируются.
Предметом КП, как отрасли права являются 4 группы общественных отношений: а) основы конституционного строя РФ; б) основы взаимоотношений государства и личности; в) федеральное устройство; г) основы организации и деятельности органов государственной власти. Все эти 4 группы находят свое отражение в текстах КЗС и определяют их структуру.
Методы правового регулирования КП: а) метод властных отношений – предполагает наличие у одной стороны государственно-властныхполномочий, которые закрепляются за высшими органами власти, что и определено вКонституции; б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей; в) совокупность классических принципов воздействия на участников общественных отношений: дозволение (передача прав), запрет, возложение обязанностей.
КП ЗС особенная отрасль права, основополагающая ее роль определяется следующим: КП определяет основы других отраслей права (ГП, ТП, СП); Основной источник КП – Конституция, все другие нормативные акты должны ейсоответствовать; КП регулирует законодательный процесс (порядок принятия законов– источников других отраслей права).
4. Соотношение КП ЗС и международного публичного права.
Общие черты КПЗС:
1) В основе любой современной конституции лежат социальные отношения (отношения между государством и чело веком). Эти отношения закрепляют главную задачу государства: сгладить социальные противоречия, предотвратить социальный взрыв. Олбутсмен – уполномоченный по правам чело века.
2) В основе всех конституций лежит демократизм в управлении государственными и общественными делами. Власть принадлежит народу.
3) Постепенно сближение национального и международного права:
а) общие органы власти, которые вправе принимать решения обязательные для исполнения всеми государствами-участниками организации (ЕС, Европарламент, Европейский суд).
б) Все конституции закрепляют верховенство норм МНП над национальным законодательством.
в) В конституциях закрепляются системы органов власти, призванные осуществлять внешнюю политику, порядок заключения, исполнения ирасторжения (денонсации) МНД.
г) Конституции закрепляют общес .твенные отношения, имеющие МНзначение (гражданства, правила натурализации иностранцев или апатридов).
5. Особенности и классификация конституционно-правовых норм.
Конституция определяет основы права. Детализация производится в нормативных актах. КПН – это нормы права, устанавливаемые изакрепляемые государством. Особенности норм КП: а) ядро (основу) составляют нормы Конституции; б) как правило, нормы Конституции закрепляют правила поведения в общем виде, их детализация и конкретизация осуществляется в нормах других отраслей права (нормы бланкетные, отсылочные); в) учредительный характер содержащихся в нормах КП предписаний (определяют формы правовых актов, порядок принятия и опубликования, компетенцию госорганов в сфере право творчества); г)как правило, нормы конституции имеют 2-х элементную структуру (Д и Г, С – нет).
Классификация норм КПЗС:
1) По характеру содержащихся предписаний - управомочивающие(закрепляют право субъектов осуществлять действия, в рамках своих полномочий (нормы-цели, нормы-принципы, нормы-задачи), обязывающие (закрепляют обязанности субъектов, регламентируют тот вариант поведения (действия) субъекта, который соответствует требованиям Конституции) и запрещающие (содержат запреты на совершение определенных действий) нормы.
2) По функциональной направленности - материальные(предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений) и процессуальные (определяет порядок, в котором она должна бытьреализована, организацию работы представительных органов, процедуру принятия законов) или процедурные нормы.
3) По характеру регулируемых отношений - одни связаны со сферой общественных отношений (отражают основы конституционного строя), другие– закрепляют основы правового статуса чело века и гражданина, третьи – с федеративным устройством страны, четвертые – с системой органов государственной власти.
4) По действию во времени – постоянно действующие(многократного действия) и разовые (однократные).
5) По степени определенности содержащихся описаний императивные (однозначные, не допускающие свободы усмотрения субъекта вприменении установленных ими правил) и диспозитивные (предусматривают возможность выбора вариантов действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств) нормы.
6. Субъекты конституционно-правовых норм.
КПО –это общественное отношение, урегулированное нормой КП, соде ржанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Специфика КПО: отличаются своим соде ржанием; свойственен особый субъектный состав; свойственно большое разнообразие видов правоотношений.
Субъектами КПО являются юридические и физические лица:
Юридическое лицо по гражданскому законодательству организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или #M12291820002374оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность Ю. л. возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Ю. л. действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, Ю. л. , не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Физическое лицо в гражданском праве отдельный гражданин (иностранный гражданин, лицо без гражданства) как субъект гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием. Гражданин лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Г. имеетопределенную правоспособность, н ад елен правами, свободами и обремененобязанностями. По своему правовому положению Г. конкретного государства отличаются от иностранных Г. и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В частности, только Г. принадлежат политические права и свободы.
Юридический факт – это событие или действие, которое влечетза собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Событие – то, что происходит помимо воли чело века. Действия – волевая и осознаннаядеятельность дееспособных граждан и правоспособных лиц (юридические поступки июридические акты).
7. Источники КП ЗС как отрасли права.
Источники КП ЗС – основной инструмент юриста.
1) Общепризнанные принципы и нормы международного права.
2) Конституции – основной закон государства.
3) Законы ЗС: конституционные (вносят изменения в К); органические (принятые на основе бланкетных норм К); обычные (текущие)парламентские законы.
4) Нормативные акты издаваемые в порядке замещения Парламента (законы и указы, – равные по силе, различия определяются условиями ипорядком принятия).
5) Акты Правительств и глав государств, к числу которых относятся указы, декреты, приказы, артофаксы. Франция – контра сигнатуры.
6) Регламенты палат Парламентов.
7) Обычаи и традиции, требующие высокого самосознания населения (англосаксонское право).
8) Нормативные акты органов конституционного надзора (КС иВС).
9) Судебные прецеденты (решения вышестоящих судов, обязательные для нижестоящих). Характерны для англосаксонской системы права.
10) Специфические источники: нормы мусульманского права(нормы шариата).
8. КП ЗС как наука и как учебная дисциплина (общая и особенная часть).
КП, как наука – это есть отрасль правоведения(государство ведения) и представляет собой совокупность всех идей и знаний(история, теория, зарубежный опыт и т. д. ) о государственно-правовых отношениях. Изучает процесс формирования, эволюции и реального функционирования институтови норм КП ЗС.
Наука КП имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права, конституционно-правовые отношения, их историческое развитие и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений в их логической связи между собой.
Система науки КП: 1) характеристика КП как науки; 2)положения обосновывающие теорию КП и дающие анализ конституционного развития государства; 3) комплекс теоретических проблем вытекающих первогоконституционно-правового института – Основ конституционного строя; 4)теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства иличности, статуса чело века и гражданина, природы его прав, свобод иобязанностей; 5) всесторонняя разработка проблем федерации и автономии; 6)организация функционирования систем государственной власти и МСУ.
Источники КП как науки: труды отечественных и зарубежныхученых; НПА; практика, как источник научного познания.
Общая часть изучает основные понятия и принципы КП ЗС. Основная часть изучает КП отдельных государств.
Методы научного познания: исторический (КП в историческом развитии), сравнительно-правовой (КПН различных стран), системный (объекты предмета изучения), статистический (количественный фактор общественных процессов), конкретно-социологический (социально-правовая среда реализации КПН)и т. д.
Как учебная дисциплина КП имеет более узкое содержание, так как КП изучается в рамках учебных планов и программ, которые должны соответствовать государственным образовательным стандартам. Главное назначение учебного курса – дать последовательное, логичное и систематизированное знание теоретических положений и эмпирических материалов раскрывающих суть науки КП.
9. Понятие, сущность, структура и классификация конституций ЗС.
Constitutio(лат. - установление) – выражение установлений и указов императоров. Однако при рабовладельческой и феодальной формациях не существовало Конституций, как основного закона государства Впервые такие конституции возникли в буржуазном обществе.
Сущность любой конституции состоит в том, что она выражает соотношение политических сил на момент принятия основного закона государства. При рабовладельческом и феодальном строе – все итак ясно.
Буржуазный строй требует баланса интересов общества: буржуазия – пролетариат (политические партии и политическая жизнь).
Классическое определение: Конституция есть основной закон государства, как по форме, так и по содержанию. По форме – это закон законов, акт обладающий высшей юридической силой, это императив стоящий над государствоми законом. По содержанию всякая конституция регулирует различные общественные отношения (основы конституционного строя, права и свободы чело века игражданина, государственное устройство и деятельность высшего органа власти).
Структура конституций (3 части): а) преамбула (введение) –закрепляются незыблемые ценности, принципы и идеалы государства; б) основная часть – разделы, главы, статьи, в которых закрепляются основы общественных отношений в государстве; в) заключительные (переходные) положения – порядок введения в силу Конституции, государственная символика, порядок изменения.
Классификация конституций ЗС (критерии классификации):
1) В зависимости от типа социально-экономической формации: буржуазные и социалистические.
2) По форме: писанные и не писанные. Писанные К можно положить в карман (РФ – 1 кодифицированный документ), а не писанные в карман не помещаются (Великобритания – большое количество документов в разных книгах).
3) По времени действия: временные и постоянные.
4) В зависимости от способа изменения: гибкие (легкоменяемые) и жесткие (трудно меняемые). КРФ – супержесткая.
10. Основные принципы и юридические свойства конституций ЗС.
В настоящее время насчитывается более 100 действующих конституций. Каждая обладает специфическими индивидуальными чертами, но в тоже время конституциям присущи общие принципы и юридические черты:
а) Все конституции в той или иной мере п ровозглашают принцип народного суверенитета.
б) Все конституции закрепляют принцип частной собственности.
в) В конституции обычно приводится и закрепляется основные принципы теории разделения властей. В некоторых (итальянская, французская, германская) она подразумевается, в других (американская, датская, японская)принцип разделения сформулирован в соответствующих статьях.
г) Все конституции устанавливают и закрепляют форм управления соответствующего государства – республику или монархию. Конституционные предписания различны по форме, но они всегда имеются в тексте конституции.
д) Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства – унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте конституции могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). Вэтом случае, как бы предполагается, что само умолчание об этом является констатацией унитаризма как наиболее распространенного способанационально-политической организации территории страны.
е) Все конституции в той или иной форме устанавливают и провозглашают демократические свободы граждан и подданных. Обычно в тексте самой конституции содержится соответствующая глава или раздел.
и) Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ееподсистем (глава государства, правительство, парламент, высший орган конституционного надзора).
Свойства: Конституции эпохи свободной конкуренции были краткими и туманными (США). Это позволяло управлять свободно, дополняя ивидоизменяя конституцию с помощью обычных законов. Конституции принятые после 2МВ более детальны и подробны.
11. Порядок и способы принятия конституций и внесения в них изменений.
Три способа принятия конституций:
а) Октраирование конституции (дарование) – односторонний акт главы государства (1814 г. Франция, Людовик XVII).
б) Договорная конституция – результат договора между парламентом и главой государства (Греция, Болгария).
в) Народная конституция – принимается в результате референдума или избирательным корпусом.
Порядок изменения конституций:
а) Гибкая конституция – принятие обычного (текущего)парламентского закона.
б) Жесткая конституция – значительно более сложная процедура, предположим в США: квалифицированное большинство в парламенте иодобрение 3/4 штатов.
Два способа внесения поправок:
а) Замена старых положений новыми.
б) Прибавление новых положений без формального изменения прежних (США – 27 поправок).
12. Понятие основ конституционного (общественного) строя ЗС.
Конституционный строй – это государственное устройство соответствующее действующей Конституции или определенная форма (способ)организации государства, закрепленный в его Конституции. Конституционное государство определяется политической, экономической и социальной сферой. Конституционный строй обеспечивает государству подчинение праву (правовое государство).
В демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и каксаморегулирующаяся система, а конституционное государство – как управляющая система, которая в тоже время находится в зависимости от саморегулирующегосягражданского общества и его потребностей.
Гражданское общество – система самостоятельных и независимы хот государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают реализацию интересов и потребностей индивидов и коллективов, жизнедеятельность социальной, культурной и духовных сфер общества, их воспроизводство и передачу от поколения к поколению.
Под основами конституционного строя понимают совокупность конституционных норм закрепляющих экономические, социальные и политические основы общественного устройства государства, в качестве главных устоев, которыепризваны обеспечить РФ характер конституционного государства.
К основам КС можно отнести: демократизм, выражающийся внародном суверенитете; разделение властей; идеологическом и политическом многообразии; признание и гарантированность МСУ; правовое государство; признание государством чело века, его прав и свобод высшей ценностью. Дополнительные (свойственные не всем государствам) - федерализм, суверенность, республиканская форма правления.
13. Содержание экономических основ общественного строя.
КЗС в целом признаются и равным образом, одинаково защищаются разные формы хозяйствования, экономическая деятельность различных субъектов: ФЛ (граждан) и ЮЛ (организаций и общественных объединений), действующих на базе частного, государственного, муниципального имущества, принадлежащего этим лицам на законных основаниях.
Характеристика собственности:
1) Частная (священная инеприкосновенная) - собирательное понятие для обозначения принадлежности средств производства частным (негосударственным инепубличным) лицам, которые используют это имущество для достижения своих интересов. В качестве частных лиц могут выступать граждане и юридические лица. Отличие частной собственности от публичной состоит в направлении использования имущества, составляющего предмет права собственности. Публичная собственность имеет ц