Счетные суды (палаты) в зарубежных странах

В мире издавна существует практика парламентского контроля, основанная на идеях разделения единой гос власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей власти, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Право утверждения и контроля исполнения бюджета рассматривается как "королевское право" парламента.

Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического правового общества, поскольку обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных и муниципальных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность, и эффективность финансового управления. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль реализуется контрольно-счетными органами, создаваемыми законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления . За рубежом внешний финансовый контроль за исполнением бюджета осуществляется специальным финансово-контрольным органом - Счетной палатой (Австрия, Германия, Испания, Франция), генеральным отчетным управлением (США), Офисом генерального аудита (Канада, Швеция), комитетом государственной отчетности (Великобритании), счетным судом (Бразилия, Румыния, Португалия, Турция) и др. Как правило, на органы внешнего финансового контроля возлагается ответственность за:

- аудит государственных финансов (доходов и расходов),

- обеспечение финансовой безупречности и подотчетности государственной системы и др.

Так, в Австрии Счетная палата обязана осуществлять всеобъемлющий (внешний) финансовый контроль исходя из принципов бухгалтерской правильности, экономичности, экономической эффективности и целесообразности использования бюджетных средств. Счетная палата должна давать заключения на новые законодательные акты, в частности, в отношении их финансовых последствий.

В отличие от других стран Счетная палата Австрии сама готовит итоговый отчет о финансовой деятельности Федерации. Совместно с Министерством финансов Счетная палата регламентирует правила финансовой отчетности на федеральном уровне.

В Великобритании Национальное контрольное управление обладает полномочиями изучать экономичность, эффективность и рентабельность использования бюджетных средств, но не уполномочено проверять бюджетные показатели, подготавливаемые правительственными органами. Выплаты из Консолидированного фонда и Фонда национальных займов производятся только в форме кредита, предоставляемого Министерству финансов начальником Национального контрольного управления, в сумме, соответствующей закону.

В Греции аудит исполнения государственного бюджета, проводимый Судом Аудита, включает три основных задачи:

- призвать тех, кто управляет государственными средствами (как распорядителей, так и бухгалтеров), к отчету перед Судом Аудита;

- рассматривать любые споры, возникающие при проверках;

- информировать законодателей о юридически правомерном и надлежащем управлении государственными средствами со стороны исполнительной власти.

Конституция Испании определяет Счетную палату как "высший орган финансовой проверки отчетов и экономического управления государства, а также государственного сектора экономики". Законодательные акты, регулирующие деятельность Счетной палаты Испании, дают ей право предлагать меры по совершенствованию экономико-финансового управления государственного сектора.

В Канаде контроль государственных финансов осуществляется посредством аудита программ правительства и финансовой деятельности по факту (апостериори). Основное требование к расходованию средств - целевое использование, экономичность и эффективность, наличие процедур для измерения эффективности программы.

В Германии Федеральная счетная палата наделена правом проверки всех решений, которые приводят к изменениям доходов или расходов. Одним из направлений ее финансового контроля является рентабельное и экономное использование средств, возможность выполнения задач при меньшей численности персонала или при меньших материальных затратах или же возможность более эффективного их выполнения другими методами.

В США Генеральное отчетное управление, кроме выполнения контрольных функций, осуществляет:

- анализ и оценку программ;

- разработку отдельных статей или законопроектов в целом;

- разработку методик анализа и оценки финансовой деятельности;

- установление или утверждение форм отчетности;

- ведение банка данных по финансовым вопросам и др.

В функции Бюджетного управления конгресса США входит:

- разработка ежегодных докладов по бюджету;

- разработка прогнозов экономического воздействия финансовых законопроектов и резолюций;

- составление пятилетнего прогноза поступлений налогов в бюджет и текущих расходов правительства;

- проведение исследований по различным вопросам бюджетной политики.

В Польше Верховная Палата Контроля представляет Сейму:

1) анализ исполнения бюджета государства и основных положений денежной политики,

2) заключение по вопросу об утверждении отчета Совета Министров об исполнении бюджета государства,

3) информацию о результатах контроля, предложения и обращения, определенные в законе.

В Бразилии договоры, которые каким-либо образом могут быть связаны с бюджетными доходами или расходами, приобретают силу только после регистрации в Счетной палате. Отказ в регистрации приостанавливает договор, пока не выскажется Национальный Конгресс.

Подлежит регистрации в Счетной палате предварительный или последующий в зависимости от требования закона, любой акт государственной администрации, который влечет за собой обязательство уплаты из Государственной казны или за ее счет.

Во всяком случае, отказ в регистрации по мотивам отсутствия кредитного сальдо или вследствие задолженности по другим кредитам носит запретительный характер. Когда отказ имеет иное основание, расход может быть произведен по распоряжению Президента Республики с регистрацией вопреки отказу Счетной палаты и с правом апелляции последней в Национальный Конгресс.

Счетная палата в течение шестидесяти дней дает предварительные заключения по отчетам, которые Президент Республики должен ежегодно представлять Национальному Конгрессу. Если они, не будут представлены в законный срок, Счетная палата сообщает об этом в интересах права Национальному Конгрессу и представляет ему в том и другом случае подробный отчет о исполнении бюджета за закончившийся финансовый год.

В Финляндии функции Счётной палаты выполняет “Ведомство ревизии счетов”, в которую входят пять контролеров, уполномоченных следить за состоянием и управлением государственной казны.

Наши рекомендации