Счетные суды (палаты) в зарубежных странах
В мире издавна существует практика парламентского контроля, основанная на идеях разделения единой гос власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей власти, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Право утверждения и контроля исполнения бюджета рассматривается как "королевское право" парламента.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического правового общества, поскольку обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных и муниципальных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность, и эффективность финансового управления. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль реализуется контрольно-счетными органами, создаваемыми законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления . За рубежом внешний финансовый контроль за исполнением бюджета осуществляется специальным финансово-контрольным органом - Счетной палатой (Австрия, Германия, Испания, Франция), генеральным отчетным управлением (США), Офисом генерального аудита (Канада, Швеция), комитетом государственной отчетности (Великобритании), счетным судом (Бразилия, Румыния, Португалия, Турция) и др. Как правило, на органы внешнего финансового контроля возлагается ответственность за:
- аудит государственных финансов (доходов и расходов),
- обеспечение финансовой безупречности и подотчетности государственной системы и др.
Так, в Австрии Счетная палата обязана осуществлять всеобъемлющий (внешний) финансовый контроль исходя из принципов бухгалтерской правильности, экономичности, экономической эффективности и целесообразности использования бюджетных средств. Счетная палата должна давать заключения на новые законодательные акты, в частности, в отношении их финансовых последствий.
В отличие от других стран Счетная палата Австрии сама готовит итоговый отчет о финансовой деятельности Федерации. Совместно с Министерством финансов Счетная палата регламентирует правила финансовой отчетности на федеральном уровне.
В Великобритании Национальное контрольное управление обладает полномочиями изучать экономичность, эффективность и рентабельность использования бюджетных средств, но не уполномочено проверять бюджетные показатели, подготавливаемые правительственными органами. Выплаты из Консолидированного фонда и Фонда национальных займов производятся только в форме кредита, предоставляемого Министерству финансов начальником Национального контрольного управления, в сумме, соответствующей закону.
В Греции аудит исполнения государственного бюджета, проводимый Судом Аудита, включает три основных задачи:
- призвать тех, кто управляет государственными средствами (как распорядителей, так и бухгалтеров), к отчету перед Судом Аудита;
- рассматривать любые споры, возникающие при проверках;
- информировать законодателей о юридически правомерном и надлежащем управлении государственными средствами со стороны исполнительной власти.
Конституция Испании определяет Счетную палату как "высший орган финансовой проверки отчетов и экономического управления государства, а также государственного сектора экономики". Законодательные акты, регулирующие деятельность Счетной палаты Испании, дают ей право предлагать меры по совершенствованию экономико-финансового управления государственного сектора.
В Канаде контроль государственных финансов осуществляется посредством аудита программ правительства и финансовой деятельности по факту (апостериори). Основное требование к расходованию средств - целевое использование, экономичность и эффективность, наличие процедур для измерения эффективности программы.
В Германии Федеральная счетная палата наделена правом проверки всех решений, которые приводят к изменениям доходов или расходов. Одним из направлений ее финансового контроля является рентабельное и экономное использование средств, возможность выполнения задач при меньшей численности персонала или при меньших материальных затратах или же возможность более эффективного их выполнения другими методами.
В США Генеральное отчетное управление, кроме выполнения контрольных функций, осуществляет:
- анализ и оценку программ;
- разработку отдельных статей или законопроектов в целом;
- разработку методик анализа и оценки финансовой деятельности;
- установление или утверждение форм отчетности;
- ведение банка данных по финансовым вопросам и др.
В функции Бюджетного управления конгресса США входит:
- разработка ежегодных докладов по бюджету;
- разработка прогнозов экономического воздействия финансовых законопроектов и резолюций;
- составление пятилетнего прогноза поступлений налогов в бюджет и текущих расходов правительства;
- проведение исследований по различным вопросам бюджетной политики.
В Польше Верховная Палата Контроля представляет Сейму:
1) анализ исполнения бюджета государства и основных положений денежной политики,
2) заключение по вопросу об утверждении отчета Совета Министров об исполнении бюджета государства,
3) информацию о результатах контроля, предложения и обращения, определенные в законе.
В Бразилии договоры, которые каким-либо образом могут быть связаны с бюджетными доходами или расходами, приобретают силу только после регистрации в Счетной палате. Отказ в регистрации приостанавливает договор, пока не выскажется Национальный Конгресс.
Подлежит регистрации в Счетной палате предварительный или последующий в зависимости от требования закона, любой акт государственной администрации, который влечет за собой обязательство уплаты из Государственной казны или за ее счет.
Во всяком случае, отказ в регистрации по мотивам отсутствия кредитного сальдо или вследствие задолженности по другим кредитам носит запретительный характер. Когда отказ имеет иное основание, расход может быть произведен по распоряжению Президента Республики с регистрацией вопреки отказу Счетной палаты и с правом апелляции последней в Национальный Конгресс.
Счетная палата в течение шестидесяти дней дает предварительные заключения по отчетам, которые Президент Республики должен ежегодно представлять Национальному Конгрессу. Если они, не будут представлены в законный срок, Счетная палата сообщает об этом в интересах права Национальному Конгрессу и представляет ему в том и другом случае подробный отчет о исполнении бюджета за закончившийся финансовый год.
В Финляндии функции Счётной палаты выполняет “Ведомство ревизии счетов”, в которую входят пять контролеров, уполномоченных следить за состоянием и управлением государственной казны.