Конституционно-правовой статус религиозных институтов в зарубежных странах
в большинстве стран церковь конституционно отделена от государства, а религия объявляется частным делом человека.В некоторых демократических странах тем не менее конституционное право несет отпечаток определенной антицерковной направленности, обусловленной борьбой против клерикальных попол-зновений церкви. Например, мексиканская Конституция не дала церкви статуса юр лица, запретила ей владеть недвижимым имуществом, запретила религиозные обряды в публичных местах.Есть и такие демократические гос-ва, где та или иная религия провозглашена государственной, официальной или господствующей.( Греция и Болгария- особое положение восточноправославной религии и церкви) В Великобритании признаются государственными англиканская церковь Англии и пресвитерианская церковь Шотландии.
Главой обеих церквей является британский монарх, к-рый назначает на высшие церковные должности. В Палате лордов британского Парламента имеется определенная квота для церковных иерархов, занимающих в этой палате места пожизненно. На ежегодных генеральных ассамблеях церкви Шотландии нередко обсуждаются политические проблемы.
В Швеции церковь не отделена от гос-ва, основные предписания о Шведской церкви устанавливаются Законом о Шведской церкви, к-рый принимается в том же порядке, что и основные положения Акта о Риксдаге, чему предшествует получение заключения Церковного собора. Последний является высшим органом Шведской церкви и в отличие от органов подавляющего большинства других церквей избирается демократическим образом, причем в выборах активно участвуют политические партии. Собор избирается прихожанами посредством двустепенных выборов на три года и состоит как из священнослужителей, так и из мирян. Предписания о членстве в Шведской церкви также устанавливаются законом, принимаемым с согласия Церковного собора. Заключение Церковного собора требуется для принятия закона, регулирующего статус духовных должностных лиц, руководящих органов Шведской церкви, церковной собственности, предназначенной для церковной деятельности.В ряде стран статус религиозных общин и церквей подробно урегулирован текущим законодательством. Например, Франция в противоположность Швеции не признает и не субсидирует никакую церковь и не оплачивает ее служителей. Правда, в бюджетах гос-ва и местных коллективов могут быть сохранены расходы на духовную службу, призванные обеспечить свободу религиозных отправлений в публичных учреждениях – школах, приютах, тюрьмах и пр. В местах, предназначенных для религиозных служб, запрещается проводить политические собрания.
В Италии, где исторически сильно влияние католицизма, отношения между гос-вом и католической церковью, строятся на конституционной и договорной основе. Оба субъекта независимы и суверенны каждый в своей сфере, а отношения их регулируются Латеранскими соглашениями.
В ряде демократических государств практикуется финансирование церквей из гос бюджета, церковным актам гражданского состояния придается юридическая сила и т. д.
Обычно государственный хар-р придается религии и церкви конституциями стран с авторитарными и тоталитарными режимами. Ислам, например, признается государственной религией более чем в 30 странах (Иордании, ОАЭ, Катара и др.). Так, преамбула Конституции Королевства Марокко гласит: «Королевство Марокко – суверенное мусульманское государство».
Согласно ст. 19 Король следит за соблюдением ислама и Конституции. Положения Конститу ции, касающиеся монархической формы правления и мусульманской религии, не могут быть пересмотрены (ст. 101). В некоторых мусульманских странах (Алжир, Ирак) объявление ислама гос религией означает лишь, что гос-во уважает исповедуемую большинством населения исламскую религию и в общей форме заявляет о своей приверженности определенным исламским традициям, входящим в состав культурного наследия народа. В других таких странах (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан) мусульманское право – шариат обладает более высокой юридической силой, чем закон и даже конституция.
Для мусульманских стран традиционно характерна огромная роль единоличного лидера в жизни общества и гос-ва, необычайно высокая престижность всего связанного с властью. Исламские нормы нередко определяют конкретные институты гос власти вплоть до их компетенции и порядка формирования.Существует определенное различие государственно-правовых концепций суннитского и шиитского толков ислама.
Суннитская концепция центральным институтом власти считает халифа, к-рый выступает одновременно и как глава гос-ва, и как глава общины правоверных, будучи наделен политико-власт-ными и духовными полномочиями. В ряде современных государств монарх, хотя и не считается халифом, но тем не менее признается духовным главой своих подданных. Король Саудовской Аравии считается обладателем верховной религиозной власти, Король Марокко– эмир правоверных и следит за соблюдением ислама.
Суннитская концепция кладет в основу организации и деятельности исламского гос-ва принцип совещательности (ашшура): при главе гос-ва создается совещательный орган из религиозных деятелей.
Шиитская концепция считает важнейшим институтом власти имамат, то есть сосредоточение властных полномочий в руках непогрешимого имама – полубожественного правителя, стоящего над гос-вом и обществом. Так, преамбула Конституции Ирана, учредившей институт Руководителя (Факиха), стоящего даже выше Президента, объявляет его гарантом соблюдения гос органами и учреждениями предписаний ислама, Гос управление в Иране осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти под контролем Руководителя и вождя нации.
В Турции, где ислам также глубоко пронизывает жизнь гражданского общества, правовая система тем не менее свободна от влияния шариата. Конституция Турецкой Респуб-ки объявляет республику демократическим, светским и социально-правовым гос-вом никто не может эксплуатировать религию и злоупотреблять религиозными чувствами либо признаваемыми религией святынями с целью приспособления, пусть даже частичного, к религиозным правилам социального, экономического, политического или правового строя гос-ва либо с целью обеспечения политических или личных выгод и влияния.
Во многих странах на религиозные объединения распространяется общее конституционно-правовое регулирование статуса общественных объединений.
17. Политическая система и конституционное право в зарубежных странахПолитическая система – это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, ядром к-рой является государственная власть.Власть – способность и возможность одних людей (групп, властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами. Реализация данного принципа наблюдается везде: власть в семье, власть политической партии, власть на работе, в дружеской компании и др.
Политическая власть – это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных методов. Публичная власть осуществляется через политические институты, главным из к-рых является гос-во, власть к-рого лигитимно распространяется на все общество и к-рое обладает монополией на применение в установленных случаях, установленными способами и в установленной степени физического насилия к подвластным. В демократических странах важным таким институтом является также система местного и иного (чаще всего социально-профессионального) самоуправления, также обладающая публичной властью, к-рая обычно производна от власти государственной. В ряде конституций (например, в испанской) говорится о публичных властях. При этом имеются в виду органы гос-ва и органы самоуправления. В осуществлении политической власти участвуют также и политические партии, и общественные объединения, и религиозные организации. Все эти институты образуют институциональный костяк политической системы – механизм осуществления политической власти. Политические институты и нормы, регулирующие отношения между этими институтами, признаются в качестве компонентов политической системы.. Институты – это структурная характеристика политической системы, а нормы отношений – функциональная. Правовой статус политических (и отчасти политических) институтов и правовые нормы, регулирующие отношения между ними, обычно в той или иной степени входят в предмет конституционного права.
Политический режим - система способов, при-емов, форм, методов осуществления политической власти в обществе. Демократический выражается высокой степенью свободы человека, реальных политических и правовых институтов. Политическая элита опирается на широкую социальную базу. Демократический режим отражается в конституциях, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты непосредственной и представительной демократии, гарантия политических и гражданских прав, партийный плюрализм, разделение властей, легальная оппозиция.
Либеральный режим отличается высокой степенью политической свободы.
Авторитарный режим характеризуется полным или почти полным отсутствием демократических политических отношений. Оппозиция запрещена, публичная власть широко прибегает к средствам подавления. Самоуправление фактически отсутствует. Разновидность авторитарного режима составляют военные диктатуры разного рода.
Предел авторитаризма образует тоталитарный режим. Если обычный авторитарный режим довольствуется контролем за поведением граждан, то тоталитаризм претендует на контроль над мыслями, стремится воспитать все население как биороботов, готовых послушно выполнять любые указания властей и верящих, что власть- их собственная, действующая им только на благо. Для всеохватывающего овладения обществом используется такой политический институт, как государственная «партия», проникающая во все ячейки общества, включая семью, и подчиняющая их изнутри политике режима. Экономика полностью подчинена диктату политической власти. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) и коммунистического (социалистического) гос-ва. Декларируемое равноправие граждан на деле оборачивается в условиях тоталитарного режима сложной системой дискриминации и привилегий, к-рые подчас, как при феодализме, зависят не от деятельности человека, а от того, где или кем он был рожден.Государственное право таких стран часто не скупится на провозглашение многочисленных прав граждан и трудящихся, но реального значения эти права и свободы приобрести не могут, поскольку отсутствие независимого суда лишает их какой бы то ни было защиты, а требования законодательства к осуществлению прав и свобод только в интересах «строительства социализма» выхолащивают их гуманное содержание.