Процесс правового регулирования и его основные стадии. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования: 1/ предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание); 2/ обязывание как предписание совершить какие-то действия (например, обязанность собственника дома платить налоги); 3/ возложение обязанности воздерживаться от определённых действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
Процесс правового регулирования состоит из трех основных стадий:
I. Регламентирование общественных отношений, нуждающихся в правовом опосредствовании.
2. Действне юридических норм, в результате которого возникают или изменяются правовые отношения (субъективные юридические права и обязанности конкретных лиц).
3. Реализация субъективных юридических прав и обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - воплощается в поведении конкретных лиц.
Трем стадиям процесса правового регулирования соответствуют три
основные элемента его механизма:
1. Юридические нормы, которые выполняют роль главного юридического средства, при помощи которого осуществляется регламентирование общественных отношений. Они образуют нормативную основу механизма правового регулирования.
2. Правоотношения - являются той формой, в которой существуют субъективные юридические права и обязанности. Они выполняют роль основного рычага, обеспечивающего действие права в отношении конкретных лиц. Юридические факты является условиями, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
3. Акты реализации субъективных юридических прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого субъективные юридические права и обязанности претворяются в жизнь - воплощаются в поведении конкретных субъектов.
Наряду с этими тремя главными элементами механизма правового регулирования необходимо указать еще два дополнительных элемента:
1. Нормативные юридические акты, которые как бы «обслуживают» первое звено механизма - юридические нормы. Они являются в обществе главной формой выражения и закрепления юридических норм. Вместе с тем, нормативные юридические акты (и тем более связанные с ними правовые явления - юридическая техника, систематизация и толкование нормативных актов) выполняют в механизме правового регулирования самостоятельную функцию.
2. Правосознание и правовая культура занимают специфическое место в механизме правового регулирования. Схематически правосознание и правовую культуру нельзя поместить ни в качества четвертого звена, ни в каком-либо промежутке между тремя вышеуказанными звеньями, они имеют общее значение в механизме и подключаются ко всем его частям.
В 97
Правовые стимулы в системе правовых средств.Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Общие признаки реализации правовых стимулов:
они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;
предполагают повышение позитивной активности;
направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.
В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.
Виды правовых стимулов:
-в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);
-в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и другие стимулы;
-в зависимости от объема выделяют основные(субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) стимулы;
-в зависимости от времени действия выделяют постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия) стимулы;
-в зависимости от содержания выделяют материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность) стимулы.
В 98
Правовые ограничения в системе правовых средств.Право — многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения, социальный феномен цивилизации, элемент культуры, меры свободы и справедливости. Наряду с этим право можно оценивать и как средство(инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.
В самом общем виде правовые средства— это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей. Эти целимогут быть различны, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений.
В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.
Особое место в в системе правовых средств занимают правовые ограничения. Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.
Общие признаки правовых ограничений:
6)они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей);
7)сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;
8)обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;
9)предполагают снижение негативной активности;
10) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Виды правовых ограничений:
- в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение(гипотеза), юридическая обязанность, запрет, приостановлениеи пр. (диспозиция), наказание(санкция);
- в зависимости от предмета правового регулирования — на конституционные, гражданские, экологическиеи т.п.;
- в зависимости от объема на полные(ограничение дееспособности детей) и частичные(ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
- в зависимости от времени действия — на постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные(обозначенные в акте о чрезвычайном положении);
- в зависимости от содержания — на материально-правовые(лишение премии) и морально-правовые(выговор).
В 99
Юридический процесс: понятие, виды.Юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на оптимальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права.Данный процесс регулируется соответствующими правовыми нормами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах.
Юридический процесс присущ законотворческой, исполнительно-распорядительной, судебной деятельности, выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативного осуществления правовых предписаний. Юридический процесс, следовательно, призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, существующие в юридической деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права.
Юридический процесс — это всегда определенная система, состоящая из последовательно совершаемых действий и принимаемых актов. В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) юридический процесс подразделяется на гражданский, уголовный, административный, конституционный.
Гражданско-процессуальное право (ГПК) и уголовно-процессуальное право (УПК) регулируют соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Конституционный процесс находится в стадии правового формирования, поисков оптимальных средств и путей осуществления конституционного контроля.
Юридический процесс может классифицироваться на: правотворческий (воплощается, например, в регламентах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ), правоприменительный (воплощается, например, в Указе Президента РФ о назначении на должность министра), с помощью которого принимаются правоприменительные акты; праворазъяснительный (воплощается, например, в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации»), с помощью которого принимаются интерпретационные акты.
В 100
Юридическая практика.Юридическая практика - это деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.
Признаки юридической практики: -она строится на основе норм права; -представляет собой составную часть правовой культуры общества; -интегрирует правовую систему; -порождает соответствующие юридические последствия.
Структура юридической практики: 1.юридическая деятельностьэлементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия; 2.социально-правовой опыткоторый в качестве элемента включает предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.
Виды юридической практики:
1) в зависимости от способа преобразования общественных отношений она бывает правотворческой; правоприменительной; интерпретационной;
2) в зависимости от субъектов: законодательной; исполнительной; судебной; следственной; нотариальной и т.п.
3) в зависимости от функциональной роли: регулятивной; охранительной.
В 101
Понятие, сущность и основные принципы законности.Законность – это соблюдение всеми субъектами права предписаний законов и подзаконных актов.
Условия законности:
а) наличие правовых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);
б) их выполнение, ибо только наличие даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).
Принципы законности:
1) единство законности -понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны;
2) верховенство Конституции и закона -подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности;
3)гарантированность прав и свобод человека и гражданина -с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе;
4)связь законности с культурой -от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества;
5)связь законности с целесообразностью -обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона;
6)принцип презумпции невиновности.
В 102
Гарантии законности: понятие, виды.Законность – это соблюдение всеми субъектами права предписаний законов и подзаконных актов. Гарантии законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.
Выделяют следующие виды гарантий законности:
социально-экономические - это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.;
политические - это степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.;
организационные - это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов — прокуратуры, суда, милиции и т.д.;
общественные - это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства;
идеологические - это степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе;
специально-юридические - способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований. К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).
В 103
Соотношение законности, правопорядка и демократии.Законность – это соблюдение всеми субъектами права предписаний законов и подзаконных актов. Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.
Особенности правопорядка:
1) он запланирован в нормах права;
2) возникает в результате реализации данных норм;
3) обеспечивается государством;
4) создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь;
5) выступает итогом законности.
Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие. Общественный порядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).
Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:
— с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления;
— с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.
Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.
В свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.
В 104
Правовая система общества: понятие и структура.Правовая система общества— это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:право (законодательство); юридическая практика; господствующая правовая идеология. Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п. Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.
Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.
Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.
В 105
Романо-германская правовая семья и ее особенности.К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.
Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:
1. единая, иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);
2. главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;
3. правоприменитель (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
4. высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
5. весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);
6. деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;
7. правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
8. на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;
9. особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.
В 106
Англосаксонская правовая семья и ее особенности.Правовая семья- этосовокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
К англосаксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:
— основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
— юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;
— ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятся судам, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;
— на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;
— главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
— отсутствуют кодифицированные отрасли права;
— отсутствуют классическое деление права на частное и публичное;
— статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
— юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.
В 107
Семья религиозного права.Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
—главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
— источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов;
— весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также местными обычаями образует в своей совокупности единые правил поведения;
— особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;
— отсутствует деление права на частное и публичное;
— нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
— судебная практика в собственном смысле слова не являете) источником права;
— во многом основана на идее обязанностей, а не прав человек (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях).
В 108
Правовая система Российской Федерации.В нашем Отечестве с 1917 г. и до распада Союза ССР действовало социалистическое право, которое можно кратко охарактеризовать следующим образом:
а) Советское (социалистическое) право длительное время считалось классовым, «выражающим интересы рабочих и крестьян, трудящихся»;
б) право рассматривалось как орудие государственной власти;
в) в праве обеспечивались доминирующие интересы государства, и отсюда приоритетная защита государственной собственности, частная собственность не существовала;
г) право граждан до конца 70-х гг. формально получало признание как приоритетное;
д) закон не занимал первенствующего положения в правовой системе, где главенствовали партийно-административные решения;
е) не обеспечивалась судебная защита прав юридических и физических лиц.
В современный период в повестке дня вопросы:
* какими путями будут развиваться правовая система России и правовые системы стран Центральной и Восточной Европы?;
* вольются ли они в большую семью континентального права?;
* в какой мере будет испытываться в России как многонациональной стране влияние мусульманского права?;
* есть ли условия для формирования общего славянского права?;
* каким будет общееправовое постсоциалистическое пространство?
Эти вопросы требуют объективных ответов, ибо без них правовое развитие страны будет стихийным и подверженным любому внешнему воздействию. Правовые акты и нормы не будут восприниматься населением как "свои", "близкие" и "понятные". Своеобразие "славянского" правосознания как "чувства правовой справедливости" позволит поднять уровень правотворчества и правоприменения, в чем мы так нуждаемся.
В научной среде, в сфере политики, в кругах общественности обсуждается несколько вариантов развития постсоциалистической правовой семьи.
Вариант первый — "возвращение" традиционных правовых семей и прежде всего континентального права. Действительно, многие правовые идеи и принципы реально становятся общими и охотно воспринимаются в России, Чехии, Польше и других странах, "копируются" законодательные акты. Но всегда ли удается отвлечься от исторических правовых корней, пренебречь правопреемственностью и правовыми взглядами граждан, которые не меняют их коренным образом.
Вариант второй предложен исследователями, которые считают возможным формировать общее славянское право с приоритетным влиянием российской правовой идеологии и законотворческих новелл. Культурно-историческая, религиозно-этическая и морально-психологическая общность народов служит фундаментом для
этого процесса. И в нашей отечественной истории, как известно, были разработаны аспекты славянского уклада жизни и мышления, социоисторических, государственно-правовых институтов. Напомним еще раз о книге Н. Я. Данилевского "Россия и Европа" и о книге М. Ф. Владимирского-Буданова "Обзор русского права", в которой утверждается, что идеи единства славянского права не противоречат правовым различиям.
В самом деле, к такой перспективе побуждают общность правопонимания и источников права, некоторые традиционные коллективистские структуры и формы правового общения, традиции общего юридического языка, построения законодательства, сохранения нормативных текстов. Усиление интеграции славянских народов и государств усиливает данную тенденцию, и она заслуживает дальнейшего изучения.
Вариант третий — постепенное формирование на постсоциалистическом пространстве двух-трех правовых семей: прибалтийской с тяготением к северной (скандинавской) правовой семье, славянской правовой семьи в сочетании с азиатско-мусульманской правовой семьей, центрально-европейской с тяготением к романо-германской семье. При сильном взаимовлиянии будет трудно жестко структурировать разные правовые семьи, но их мировоззренческие истоки и проявления правопреемственности могут быть выражены более или менее отчетливо.
* - * - *