Результаты и перспективы экономической интеграции России и Белоруссии
Учитывая накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, необходимо выработать принципиально новую стратегию развития взаимоотношений между Россией и Белоруссией.
В рамках СНГ сформировался феномен разноскоростного интеграционного процесса, в результате которого на территории СНГ сложился ряд субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия. В связи с этим перед русскими и белорусами сегодня стоит сложная задача, во-первых, преодоления угрозы разобщения внутри союза и, во-вторых, использования преимуществ появления небольших группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия
Исходя из накопленного опыта интеграции и учитывая инерционность интеграционных процессов, дальнейшая стратегия развития взаимоотношений между государствами будет, как и прежде, строиться путем заключения двусторонних соглашений.
Интеграционный процесс будет развиваться как сверху вниз, так и снизу - от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. При этом главный приоритет будет отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом и катализатором интеграционного процесса станут транснациональные корпорации, которые способствуют развитию межгосударственной торговли, расширению сбыта продукции на всей территории России и Белоруссии путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов.
Новая стратегия экономической интеграции России и Белоруссии включает основные принципы: прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета.
В краткосрочном периоде на первый план выходят конструктивные решения и четкие действия по активизации интеграции, завершение формирования полноценной правовой базы. В долгосрочном периоде интеграционные процессы будут развиваться в направлении создания зоны свободной торговли через открытие национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда, капитала, достаточно свободной, чтобы учитывать интересы и суверенитет государств.
На сегодняшний день ощутимыми темпами растет взаимный товарооборот между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, что является свидетельством необратимости процесса экономической интеграции двух стран. Итоги торгово-экономического сотрудничества России и Белоруссии за 2006 год свидетельствуют о том, что, несмотря на падение показателей в 2005 году, в целом тенденция последних лет к росту объемов товарооборота между Россией и Беларусью укрепилась. Темпы роста взаимной торговли в отличие от 2005 года, когда ее падение составило 10,6 %, в 2006 году были высоки и сопоставимы с темпами роста товарооборота Республики Беларусь со странами дальнего зарубежья.
Товарооборот России с Беларусью в 2006 году составил 19,9 млрд. долл. США и вырос на 26% по сравнению с 2005 годом, в том числе экспорт в Беларусь - 13,1 млрд. долл. США (рост на 29,5%), импорт из Беларуси - 6,8 млрд. долл. США (рост на 19,8%). В 2006 году в основном сохранилась сложившаяся в предшествующие годы структура взаимного товарооборота.
По данным Минстата Республики Беларусь, по итогам 2006 года поступление иностранных инвестиций в Беларусь по сравнению с 2005 годом увеличилось в 2,2 раза и составило более 4,0 млрд. долл. США. Объем инвестиций из России в экономику Беларуси составил 398,7 млн. долл. США.
Для построения полноценного альянса России и Белоруссии нужно выбрать определенную стратегию развития, лучше всего подходящую для особенностей экономического и политического уклада. Основными принципами должны быть прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета.
С момента подписания Договора «О создании Союзного государства» прошел ни один год. Наблюдая за достаточно успешным развитием сотрудничества, некоторые страны также выражают желание присоединиться к союзу. В настоящее время необходимо подчеркнуть, что при любых путях развития ситуации вокруг привлечения к Союзному государству самых экзотических "коалиционеров", сам этот союз для России и Белоруссии крайне важен. Сегодня фактически только Белоруссия "мешает" замыканию геополитической Балтийско-Черноморской дуги, превращающейся не только в "санитарный кордон" между Россией и Западом, но и в реальный плацдарм для всех форм экспансии на российскую территорию. Если такое замыкание произойдет, речь пойдет уже о дележе территории самой России по тем или иным стратегическим схемам.
Кроме того, Белоруссия исключительно важна для России и как единственный по сути (в отсутствие Украины и Прибалтики) выход в Европу для транспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные дороги, газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП и т.д.). Уход Белоруссии из зоны "российской союзности" будет означать резкое наращивание уровня геополитической и геоэкономической изоляции нашей страны.
Наконец, Белоруссия и Россия, хотя бы в силу унаследованной структуры своих хозяйственных комплексов, являются друг для друга пока незаменимыми производственно-технологическими партнерами и взаимодополняющими рынками, лишиться которых для каждой из республик будет крайне болезненно.
Но и у Белоруссии в обозримом будущем иных серьезных союзников, кроме России, нет и скорее всего не появится. Таким образом, в сегодняшней ситуации нарастания экономической слабости и политической изоляции, действительное укрепление и углубление союзных отношений России и Белоруссии практически безальтернативно.
В настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и динамичный характер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства.
С точки зрения Запада, политика долгосрочного объединения России и Белоруссии -- дело свободного выбора обоих государств, постольку, поскольку оно соответствует принятым в ОБСЕ стандартам «свободного и честного» волеизъявления. В идеальном случае такая политика привела бы к положительным результатам, если бы влияние России на внутреннюю политику Белоруссии способствовало возвращению к демократии, плюрализму, свободе прессы и привело к оживлению структурной реформы и приватизации, к повышению компетентности. Но, несмотря на это, сотрудничество двух стран приносит достаточно ощутимые результаты.
СНГ
Содружество Независимых Государств возникло как непосредственный результат распада СССР. Участниками этого объединения являются 12 государств - все бывшие союзные республики СССР, за исключением прибалтийских. Такой состав в принципе позволяет СНГ обращаться к многочисленным проблемам, которые являются общими для всех стран-членов по причине их еще недавней принадлежности к единому государству. Однако превращение СНГ в нечто большее, чем инструмент «цивилизованного развода», все еще остается весьма проблематичным.
В принятом в 1993 г. Уставе СНГ зафиксированы весьма широко сформулированные цели организации - осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества. Однако до сих пор продолжаются дебаты о ее предназначении. Хотя СНГ формально обладает весьма развитой организационной структурой, принимает большое количество решений, результаты практической деятельности этой организации разочаровывающе низки. В целом же первые годы ее существования показали, что в оценке значения СНГ для организации геополитического пространства бывшего СССР вряд ли уместны крайние суждения.
СНГ не стало ни механизмом прямого или косвенного становления унитарного государства, ни инструментом интеграции как процесса формирования некоторой целости (подобного тому, который происходит в рамках ЕС). Однако не оправдались и скептические прогнозы, согласно которым сам существование этой организации лишено смысла по причин расходящихся интересов государств-членов. Никто из них не испытывает чрезмерного энтузиазма в отношении практических возможностей СНГ, но никто и не ставит вопроса о прекращении его существования. При всех расхождениях между участниками общим в их подходе к СНГ, по-видимому, является осознание того, что оно могло бы играть полезную, хотя и ограниченную роль в организации их взаимоотношений.
Примером может служить обращение СНГ к проблематике обеспечения безопасности. В рамках этой организации не только принят ряд концептуальных документов на этот счет (например, Концепция коллективной безопасности), но и заключены некоторые конкретные многосторонние соглашения (например, по вопросам создания объединенной системы противовоздушной обороны или по вопросам сотрудничества в охране внешних границ СНГ). Немало решений принято и в контексте действий по поддержанию мира внутри постсоветского пространства; в частности, от имени СНГ осуществляются миротворческие операции в Абхазии и Таджикистане.
С другой стороны, даже в отношении указанных операции мандат СНГ носит, по существу, формальный характер, фактически они осуществляются только силами российских миротворцев, тогда как другие страны никакого реального участия в этой деятельности не принимают. Вместе с тем договариваться о сотрудничестве по военным вопросам нередко оказывается легче вне рамок СНГ на двусторонней основе. Хотя ташкентский Договор о коллективной безопасности (1992 г.) формально и заключался как договор о взаимной помощи, в практическом отношении никакого реального механизма взаимодействия стран-членов он не создал; к тому же участниками стали лишь 9 из 12 государств СНГ (некоторые из них находятся в состоянии острой конфронтации друг с другом, например Армения и Азербайджан). Разнообразные планы формирования «единого оборонного пространства» и даже образования военного союза на базе СНГ носят всего лишь умозрительный характер и нереалистичны по причине отсутствия у стран-членов общих военно-политических интересов.
В более общем плане СНГ можно охарактеризовать как институциональную инфраструктуру многостороннего взаимодействия между независимыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, хотя это взаимодействие имеет лишь вспомогательный характер по отношению к их двусторонним связям, которые несут гораздо большую нагрузку. На современное состояние СНГ и его роль в международно-политическом развитии в постсоветском пространстве накладывают свой отпечаток несколько обстоятельств, которые оказывают крайне противоречивое воздействие на дальнейшее развитие этой организации
1 Объективно существующая взаимозависимость между странами, возникшими на территории бывшего СССР, создает весомые предпосылки для их сотрудничества по линии СНГ. Но одновременно такое сотрудничество может рассматриваться и как фактор, сдерживающий диверсификацию их взаимодействия с внешним миром. Поскольку такая диверсификация рассматривается в качестве важной задачи практически всеми постсоветскими государствами, это в определенной степени снижает приоритетность СНГ в их внешнеполитическом мышлении и поведении.
2 Превалирующее положение в этой организации, безусловно, занимает Россия, что обуславливает ее интерес к СНГ и временно делает ее единственно возможным лидером в рамках данного объединения, способным инициировать его поступательное развитие. Но для целого ряда других стран именно указанное обстоятельство является причиной осторожного подхода к СНГ как к образованию, которое является политически и экономически несбалансированным и способно увековечить доминирование одного участника и периферийное положение других.
3. СНГ дает возможность (пусть даже в большинстве случаев чисто формальную) организовать многостороннюю поддержку ряда акций, в которых заинтересованы отдельные страны Содружества, или инициировать его обращение к тем проблемам, которые для них являются особенно актуальными. Однако для других стран это может создать нежелательную перспективу вовлечения в такие ситуации, которые не затрагивают их напрямую.
4. Заинтересованность разных стран в налаживании многостороннего взаимодействия в рамках СНГ неодинакова, что привело к формированию ряда структур ограниченного состава внутри этой организации . Такая меняющаяся «геометрия» сотрудничества между постсоветскими странами позволяет им быть более гибкими в налаживании связей друг с другом, но одновременно еще больше размывает перспективы консолидации СНГ как единого целого.
5. Для большинства государств-участников преимущества консолидированного выступления на международной арене пока еще далеко не очевидны. В результате, хотя СНГ с формальной точки зрения и обладает международной правосубъектностью, оно практически никак не присутствует на международной арене в качестве самостоятельно действующего лица. Это радикальным образом отличает СНГ от рассмотренных выше структур (например, ЕС или НАТО) в плане возможного воздействия на организацию международно-политического порядка в Европе.
В целом можно сказать, что СНГ выполнило функцию минимизации негативных издержек процесса становления независимых государств на территории бывшего СССР и имеет шанс превратиться в межгосударственное объединение с устойчивой и авторитетной позицией. Но пока оно в гораздо большей степени представляет собой поле выявления различных (и зачастую несовпадающих) интересов стран-членов, нежели эффективный механизм их сплочения. Реальная роль этой организации даже в международно-политическом развитии внутри постсоветского геополитического пространства остается маргинальной. Выявление и реализация возможностей СНГ в плане воздействия на современные международные отношения - все еще дело будущего.