Развитие нефтегазового сектора и транспортной инфраструктуры.
В этой области прежде всего необходимо расширить возможности экспорта нефти в европейские страны за счет ввода новой очереди Балтийской трубопроводной системы. Наряду с поставками нефти через черноморские проливы целесообразно расширить возможности нефтяного экспорта в южном направлении за счет строительства соответствующих трубопроводных систем.
До конца года требуется решить вопрос о строительстве нефтепровода в восточном направлении. Предстоит рассмотреть планы строительства нефтепровода Западная Сибирь - Баренцево море.
В газовой сфере необходимо проработать стратегию экспорта газа, включая вопросы строительства Северо-Европейского газопровода и поддержки проектов производства и экспорта сжиженного газа.
Необходимым условием развития трубопроводной инфраструктуры является сохранение за государством управления и контроля за магистральными нефте- и газопроводами.
Правительство Российской Федерации должно сконцентрировать ресурсы на завершении в ближайшие 2 года следующих инфраструктурных проектов:
строительство морского торгового порта Усть-Луга (Ленинградская область), реконструкция и развитие подходных каналов и акваторий морского порта Санкт-Петербург;
создание железнодорожного паромного комплекса в порту Балтийск (Калининградская область);
развитие портов Дальневосточного региона.
Приоритетным проектом также является создание национальной сети автомобильных дорог. Ежегодная общая сумма потерь и упущенной выгоды, связанных с недостаточным развитием дорожной сети и ее техническим состоянием, оценивается в 450-500 млрд. рублей. Учитывая высокую капиталоемкость строительства дорог, следует разработать механизмы привлечения средств как частных инвесторов, так и государства, а также осуществить строительство платных участков (с сохранением возможности проезда в заданном направлении по бесплатной автомобильной дороге).
Разработка и реализация проектов в области транспортной инфраструктуры будут осуществляться с учетом интересов обороноспособности страны.
Развитие агропромышленного комплекса.
За последние годы в агропромышленном комплексе страны наметились положительные тенденции, сократилось количество убыточных хозяйств, улучшились условия кредитования товаропроизводителей, повысилась рентабельность производства.
Однако, несмотря на позитивные сдвиги в развитии сельского хозяйства, в агропромышленном комплексе сохраняется низкий уровень развития социальной сферы и материально-технического обеспечения сельского хозяйства.
В связи с этим Правительству Российской Федерации необходимо выработать эффективные меры, направленные в том числе на:
повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на внутреннем и внешнем рынках;
внедрение новых ресурсосберегающих технологий и эффективных методов хозяйствования;
совершенствование механизма зерновых интервенций;
повышение уровня обеспеченности села объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры;
совершенствование кооперации и агропромышленной интеграции, создание интегрированных агропромышленных структур.
Содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках
Развитие финансовых рынков.
В сфере развития финансовых рынков Правительству Российской Федерации необходимо направить свои усилия на дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации, обеспечивающего защиту прав инвесторов и развитие финансовой инфраструктуры.
Важнейшими задачами в этой сфере являются повышение устойчивости банковской системы, укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов банков, усиление защиты их интересов, снижение транзакционных издержек банков, развитие механизмов рефинансирования, снижение рисков, в том числе путем раскрытия информации о заемщиках.
Правительство Российской Федерации одобрило Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 год и на период до 2008 года, а также план первоочередных мероприятий по ее реализации, направленные на ускорение банковской реформы и повышение роли банковского сектора в обеспечении высоких и устойчивых темпов экономического роста.
В связи с принятием указанной Стратегии и в целях повышения конкурентоспособности банковского сектора следует обеспечить инвестиционную привлекательность российских банков, высокий уровень внутреннего корпоративного управления. Необходимо совершенствовать законодательство Российской Федерации о залоге, о регистрации кредитных организаций и об открытии филиалов банков, о процедурах реорганизации кредитных организаций, об аффилированных лицах. В частности, следует:
упростить и унифицировать процедуры обращения взыскания на предмет залога и удовлетворения обеспеченных залогом требований кредиторов, создать систему регистрации залогов движимого имущества и имущественных прав;
упростить процедуру открытия филиалов кредитных организаций, в том числе отменить сбор за их открытие;
ограничить права кредиторов реорганизуемых кредитных организаций в части требования досрочного исполнения обязательств кредитных организаций и требования об индивидуальном письменном уведомлении всех кредиторов о реорганизации;
установить ответственность аффилированных лиц кредитных организаций за качество предоставляемой информации.
Совершенствование системы банковского надзора должно быть направлено на повышение требований к капитализации кредитных организаций. Должны быть созданы необходимые правовые основы для функционирования системы страхования вкладов. В ближайшее время Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации предстоит завершить перевод кредитных организаций на международные стандарты финансовой отчетности.